logo
shporgalki_k_gos_eksamenu

28. Российско-Японские внешнеторговые отношения.

Япония является одним из важнейших торговых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимая второе место по объему товарооборота после КНР. Вместе с тем двустороннее взаимодействие в сфере экономических связей по своему уровню пока не соответствует имеющемуся у обеих сторон потенциалу, характеризуется неравномерностью развития, структурным дисбалансом (российский экспорт значительно превышает импорт из Японии).

С 2003 г. наблюдается существенный рост взаимной торговли. Объем товарооборота между Россией и Японией по итогам года возрос на 42%. Российский экспорт увеличился на 29%, а импорт - на 86%. Эта тенденция сохраняется и даже усиливается. Товарная структура российского экспорта в Японию в целом за последние годы не претерпела существенных изменений: цветные и драгоценные металлы (36% стоимостного объема экспорта), рыба и морепродукты (около 24%), лесоматериалы (14%). Вместе с тем заметно возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива - угля, нефти и нефтепродуктов. В импорте из Японии преобладает машинно-техническая продукция: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее оборудование, средства связи (свыше 80%), а также химические товары и продукция черной металлургии.

Общий накопленный объем японских инвестиций в российскую экономику увеичивается. По этому показателю Япония занимает восьмое место в списке стран-инвесторов. На долю прямых японских инвестиций приходится 1,353 млрд. долл. (шестое место в списке). Приток японских инвестиций в экономику Российской Федерации в 2003 г. составил 1,005 млрд. долл. (в 2002 г. - 441 млн. долл., рост на 127,8%).

При этом основная доля инвестиций концентрируется в российском топливно-энергетическом комплексе, который все более берет на себя роль «локомотива» двустороннего экономического сотрудничества в целом.

В энергетической сфере к числу наиболее перспективных направлений относится реализация сахалинских нефтегазовых проектов (“Сахалин-1” и “Сахалин-2”), в которых принимает участие ряд японских компаний. Планируемый суммарный объем инвестиций всех участников проекта “Сахалин-1” превышает 12 млрд. долл., “Сахалин-2” - 10 млрд. долл.В стадии проработки находятся новые крупномасштабные проекты сотрудничества: строительство магистрального газопровода Сахалин-Хоккайдо-Хонсю (объем предполагаемых инвестиций - 12 млрд. долл.) и сооружение энергомоста Сахалин-Япония (Энергомост Россия – Япония. Предусмотрено сооружение Сахалинской ТЭС мощностью 4500 мегаватт с последующей перегрузкой электроэнергии в объеме 10-30 млрд. кватт/ч по подводному кабелю, через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо. Срок выхода на проектную мощность 2015 год. Общие суммарные инвестиции оцениваются в 10-12 млрд. долларов. Минимизация экологического ущерба), включающего строительство электростанции и прокладку подводного электрокабеля (8 млрд. долл.), а также разработка Эльгинского угольного месторождения (2 млрд. долл.). Ведется работа по подготовке ТЭО “пилотных” проектов на основе Киотского протокола по вопросам уменьшения выброса в атмосферу парниковых газов.

В последнее время все большее внимание, в том числе международное, привлекает проект строительства тихоокеанского нефтепровода по территории России общей мощностью около 80 млн. тонн в год. Японская сторона активно лоббирует этот проект, предлагая предоставить значительные финансовые средства для его реализации (общая стоимость, включая развитие месторождений, превышает 10 млрд. долл.).

Созданы серьезные предпосылки для начала реализации крупных проектов в области мирного использования атомной энергии, таких как осуществление проекта международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), а также продолжение научно-исследовательского сотрудничества по реакторам на быстрых нейтронах. Начата реализация проектов в рамках японской программы содействия России в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота.

В целом в последнее время наблюдается заметная активизация двустороннего экономического взаимодействия, что связано в значительной степени с улучшением общего состояния российско-японских отношений, в первую очередь в политической сфере, успешным развитием экономики России, выходом японской экономической системы из состояния застоя, а на этой основе - ростом взаимного интереса российского и японского бизнеса к сотрудничеству по широкому кругу областей, в первую очередь - в энергетике и связанных с ней сферах.С Японией сотрудничество в сфере транспортной инфраструктуры осуществляется морским путем. Существует проект соединить ТрансСибирской магистрали с Японским полуостровом. Остров Сахалин – остров Хоккайдо.