logo
Миклашевская Холопов - Международная экономика

3. Таможенный союз

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов формирования которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Рассмотрим возможные последствия вступления страны в таможенный союз на условном примере. Предположим, что Норвегия рассматривает возможность своего присоединения к ЕС и покажем потенциальные выгоды и издержки такого шага на примере рынка телевизоров (для упрощения будем считать, что телевизоры, производимые в разных странах, имеют одинаковые технические характеристики и одинаковое качество). Пусть на мировом рынке уровень цены определяется японскими производителями — их телевизоры стоят 400 долл. Что касается телевизоров, производимых в странах ЕС, то их цена составляет 440 долл.

Предположим, что в Норвегии действует таможенный тариф на импорт телевизоров в размере 15%. В этих условиях японский телевизор на рынке Норвегии будет стоить 460 долл., а телевизор,

произведенный в ЕС — 506 долл. Понятно, что при одинаковом качестве покупатель предпочтет более дешевую продукцию. Поэтому Норвегия будет импортировать только японские телевизоры, и объем импорта составит М, (см. рисунок 3.4).

Однако если страна присоединится к ЕС, то положение изменится. В рамках таможенного союза, существующего в ЕС, взаимная торговля между странами-членами ведется беспошлинно, а по отношению к импорту из третьих стран применяется единый таможенный тариф. Поэтому Норвегия должна будет снять все таможенные ограничения на импорт телевизоров из стран-партнеров по ЕС, но сохранить тариф на импорт японских телевизоров. Предположим, что единый тариф ЕС также составляет 15%. В этих новых условиях более дешевыми на рынке Норвегии окажутся уже телевизоры, произведенные в странах ЕС — без таможенной пошлины их цена упадет до 440 долл., в то время как японские телевизоры по-прежнему будут стоить 460 долл. Норвежские потребители теперь предпочтут западноевропейский продукт (объем импорта составит М), а импорт более дорогих японских телевизоров прекратится.

Теперь можно оценить общий результат. Снятие таможенных пошлин на западноевропейские телевизоры привело к снижению внутренней цены до 440 долл., что принесло потребителям дополнительный выигрыш в размере области (а + b + с +d). Норвежские производители, наоборот, понесли потери (область а). В проигрыше оказалось и государство, поскольку оно потеряло все доходы, которые оно раньше имело от таможенного тарифа (область с +f).

Наш пример показывает, что присоединение к таможенному союзу принесло Норвегии как дополнительный выигрыш (область b + d), так и дополнительный проигрыш (область f). Другими словами, страна может как выиграть (если f< b + d), так и проиграть (если f > b + d). Такой неоднозначный результат закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли с третьими странами.

Рисунок 3.46 наглядно показывает, при каких условиях можно ожидать выигрыша от присоединения к таможенному союзу: во-первых, если в данной стране спрос на импорт характеризуется высокой эластичностью, во-вторых, если присоединение к таможенному союзу приведет к значительному снижению внутренних цен в стране; наконец, в-третьих, если меньше разница в уровне цен в странах-партнерах по союзу и в третьих странах. В целом, выиграет страна или проиграет от присоединения к таможенному союзу зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Таможенный тариф (customs tariff) — перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым, экспортируемым или транзитным товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина (customs duty) — государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны.

Специфическая пошлина (specific duty) — таможенная пошлина, размер которой определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения продукта (веса, площади, объема и т.д.).

Адвалорная пошлина (ad valorem duty) — таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара.

Фактический уровень таможенной защиты (effective rate of protection) - величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в данной отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

Оптимальная ставка тарифа (optimal rate of protection) — уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния в случае монопсонии (оптимальный тариф на импорт) или монополия (оптимальный тариф на экспорт).

Зона свободной торговли (free trade area) — соглашение между странами, участники которого ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют национальные таможенные тарифы по отношению к третьим странам.

Таможенный союз (customs union) — соглашение между странами, предполагающее беспошлинную торговлю между участниками союза и установление единого внешнего таможенного тарифа.

Учебно-методические материалы

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Причины государственного регулирования внешней торговли.

2. Теория таможенного тарифа.

2.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей. Рост цен импортных и отечественных товаров. Сокращение выигрыша потребителей.

2.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей.

2.3. Фактический уровень защитного тарифа. Воздействие тарифной системы на величину добавленной стоимости единицы продукции.

2.4. Тариф как доход государства.

2.5. Чистый эффект для страны от введения импортного тарифа.

2.6. Оптимальная ставка импортного тарифа. Ситуация монопсонии на мировом рынке.

3. Таможенный тариф на экспорт: причины использования и влияние на благосостояние. Оптимальный экспортный тариф.

4. Координация тарифной политики между странами. Зона свободной торговли и таможенный союз.

Литература:

1. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. М„ 1992. Главы 6,7,8.

2. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч. М., 1997. 4.1, гл.б.

3. Кругман П. P., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М., 1997. Глава 9.

4. Фишер С., Дорнбуш P., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Глава 37.

5. Макконнел л К., Брю С. Экономикс: принципы проблемы и политика. М., 1992. Глава 39.

6.Дэниэлс Дж. Д., Радеба Л. X. Международный бизнес. М., 1994. Глава 5.

7. Буглай В. Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М., 1996. Глава 2, с.ЗЗ-48.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Согласны ли Вы со следующим утверждением: "Экономическое благосостояние страны при введении импортных пошлин всегда выше, чем в условиях свободной международной торговли"?

2. Объясните, почему при наличии таможенного тарифа на импорт некоторые отрасли могут иметь отрицательный фактический уровень таможенной защиты.

3. Предположим, что две страны, торгующие между собой, ввели абсолютно одинаковые таможенные тарифы на импорт. Возникнут ли в этом случае чистые потери благосостояния и если да, то будут ли эти потери одинаковыми в обеих странах? (При ответе исходите из того, что рынки являются конкурентными.)

4. В результате экономических и политических реформ, происшедших в 90-х годах в странах Восточной Европы, широко обсуждается вопрос о возможности присоединения некоторых из этих стран к Европейскому Союзу. Обсудите потенциальные экономические выгоды и издержки такого расширения ЕС с точки зрения:

а) стран Восточной Европы;

б) стран Западной Европы;

в) стран СНГ.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Небольшая страна импортирует товар X. Мировая цена этого товара равна 10. Кривая внутреннего предложения товара Х в этой стране определяется уравнением: S = 50 + 5Р, а уравнение кривой спроса имеет вид: D = 400 — 10Р. Предположим, что страна ввела специфический таможенный тариф в размере 5 за каждую единицу товара X. Рассчитайте влияние таможенного тарифа на:

а) благосостояние потребителей;

б) доходы производителей товара Заданной стране;

в) доходную часть государственного бюджета;

г) благосостояние страны в целом.

2. Бразилия вводит тариф на экспорт сахара в размере 20 долл. за тонну. На основании данных, приведенных в таблице, рассчитайте следующие величины:

Без тарифа

С тарифом

Мировая цена сахара

300 долл. за 1 т

300 долл. за 1 т

Объем внутреннего потребления

6 млн. т

8 млн. т

Объем внутреннего производства

22 млн. т

20 млн. т

а) выигрыш бразильских потребителей от введения тарифа;

б) потери бразильских производителей от введения тарифа;

в) размер поступлений в государственный бюджет от тарифных сборов;

г) чистый эффект от введения экспортной пошлины на сахар для национального благосостояния Бразилии.

3. Предположим, что страна А производит самолеты. Цена одного самолета на внутреннем рынке — 60 млн. долл. 50% материалов и комплектующих деталей, необходимых для производства самолетов, закупается за границей. Доля стоимости импортных комплектующих в цене конечной продукции составляет 25%. Предположим, что в целях защиты национальных производителей и поддержания занятости страна А вводит таможенный тариф, в соответствии с которым ставка таможенной пошлины на импортный самолет составляет 15%, а на импортные материалы и комплектующие, используемые в самолетостроении — 10%. Каков в этом случае фактический уровень таможенной защиты самолетостроения в стране А?

ТЕСТЫ

1. Введение страной незапрещающего таможенного тарифа на импорт:

а) всегда ухудшает ее благосостояние;

б) всегда ухудшает благосостояние потребителей в этой стране;

в) всегда приносит дополнительный выигрыш производителям в импортозамещающих отраслях;

г) всегда приносит дополнительный доход государству;

д) все перечисленные выше ответы верны;

е) все перечисленные выше ответы верны, кроме ответа а).

2. Фактический уровень таможенной защиты в отношении конечной продукции при прочих равных условиях повысится, если:

а) повысится ставка таможенной пошлины на импорт конкурирующей конечной продукции;

б) повысится ставка таможенной пошлины на импорт компонентов материальных затрат;

в) понизится ставка таможенной пошлины на импорт компонентов материальных затрат;

г) верно а) и б);

д) верно а) и в).

3. Таможенный тариф на импорт увеличит уровень благосостояния нации, если:

а) он вводится небольшой страной для защиты от конкуренции со стороны крупной страны; б) ставка таможенной пошлины на сырье и материалы ниже чем на конечную продукцию;

в) страна, вводящая тариф, занимает монопольное положение как импортер;

г) страна, на импорт из которой вводится таможенный тариф, занимает монопольное положение на мировом рынке как экспортер.

4. Предположим, что цены в зоне свободной торговли превышают мировой уровень. Потенциальный выигрыш страны от присоединения к зоне свободной торговли будет тем выше, чем

а) более эластичен спрос на импорт в этой стране;

б) менее эластичен спрос на импорт в этой стране;

в) меньше разница между уровнем цен в странах-партнерах по зоне свободной торговли и мировой ценой;

г) больше разница между уровнем цен в странах-партнерах по зоне свободной торговли и мировой ценой;

д) ответы а) и в) верны;

е) ответы в) и г) верны.

ОТВЕТЫ:

Задачи и упражнения:

1. а) -1375; б) 562,5; в) 625; г) -187,5.

2. а) 140 млн. долл.; б) 420 млн. долл.; в) 240 млн. долл.; г) -40 млн. долл.

3.25%.

Тесты:

1. е); 2. д); 3. в); 4. д).