3.3. Теория конкурентных преимуществ
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу "Конкурентные преимущества стран" (в русском переводе книга вышла под названием "Международная конкуренция"), в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимущества ми, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.
Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.
Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.
Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).
Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М.Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях. главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.).
Таким образом формируются, по выражению М .Портера, кластеры национальных конкурентоспособных отраслей. Наконец, в-четвертых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, то есть от того, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный "ромб") имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный "ромб" — это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.
Таким образом, согласно теории М.Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке — это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо "выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые".1
Yandex.RTB R-A-252273-3- Международная экономика Учебник
- Глава 1.Теории международной торговли
- Глава 2.Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
- Глава 3.Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 4.Внешнеторговая политика нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 5.Международное движение факторов производства
- Глава 6.Платежный баланс
- Глава 7.Валютный рынок
- Глава 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 4. Внешнеторговая политика нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 5. Международное движение факторов производства
- Глава 6. Платежный баланс
- Глава 7. Валютный рынок
- 1. Теория сравнительного преимущества
- 1.1. Случай абсолютного преимущества
- 1.2. Случай сравнительного преимущества
- 1.3. Торговля в условиях возрастающих издержек замещения
- 2. Теория международной торговли хекшера-олина
- 2.1. Парадокс Леонтьева
- 3. Альтернативные теории международной торговли
- 3.1. Теория жизненного цикла продукта
- 3.2. Теория эффекта масштаба
- 3.3. Теория конкурентных преимуществ
- Основные понятия
- План семинарского занятия
- Вопросы для обсуждения
- Глава 2. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
- 1. Выигрыш от внешней торговли
- 1.2. Торговля и интересы потребителей
- 1.3. Торговля и интересы производителей
- 1.4. Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом
- 1.5. Распределение выигрыша от торговли между странами
- 1.6. Условия торговли
- 2. Международная торговля и распределение доходов
- 2.1. Изменение спроса на факторы производства и доходов в краткосрочном периоде
- 2.2. Изменение спроса на факторы производства и доходов в долгосрочном периоде
- 2.3. Показатель степени специализации факторов производства
- 2.4. Рост предложения факторов производства и распределение доходов
- Глава 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- 1. Таможенный тариф на импорт
- 1.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей
- 1.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей
- 1.3. Фактический уровень таможенной защиты
- 1.4. Таможенный тариф как доход государства
- 1.5. Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для общества в целом
- 1.6. Оптимальный тариф
- 2. Экспортный тариф
- 3. Таможенный союз
- Глава 4. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли
- 1. Квотирование
- 2. Добровольные экспортные ограничения
- 3. Экспортные субсидии
- 4. Демпинг
- 5. Международные картели
- 6. Экономические санкции
- 7. Аргументы за и против протекционизма
- 7.1. Аргументы в пользу протекционизма
- 7.2. Дополнительные аргументы против протекционизма.
- Глава 5. Международное движение факторов производства
- 1 . Международное движение капитала
- 1.1. Экономические последствия международного движения капитала
- 1.2. Межвременная торговля
- 1.3. Прямые зарубежные инвестиции
- 2. Международная миграция рабочей силы
- 2.1. Влияние миграции на рынок труда
- 2.2. Миграция рабочей силы и государственные финансы
- 6.4. Государственное регулирование миграции рабочей силы
- Глава 6. Платежный баланс
- 1. Структура платежного баланса
- 1.2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
- 1.3. Изменение официальных резервов иностранной валюты
- 2. Макроэкономическая роль платежного баланса
- 2.1. Роль баланса текущих операций
- 2.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- 2.3. Взаимосвязь счетов платежного баланса
- 3. Экономическая политика и платежный баланс
- 3.1. Модель малой открытой экономики
- 3.2. Экономическая политика в модели малой открытой экономики
- Глава 7. Валютный рынок
- 1. Понятие валютного рынка
- 1.1. Участники валютного рынка
- 1.2. Функции валютного рынка
- 1.3. Виды валютных рынков
- 2. Модели валютного рынка
- 2.1. Спрос и предложение валюты
- 2.3. Условие Маршалла-Лернера
- 2.4."J-кривая"
- Глава 8. Валютный курс
- 1. Реальные валютные курсы
- 1.1. Понятие реального валютного курса
- 1.2. Паритет покупательной способности
- 2. Ожидаемые изменения валютного курса
- 2.1. Долгосрочные факторы, определяющие номинальный валютный курс
- 2.2. Краткосрочные факторы, определяющие номинальный валютный курс
- 3. Выбор системы валютного курса
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 1. Основные взаимосвязи в открытой экономике
- 1.1. Счета национального дохода и национального продукта
- I.I.I. Основное тождество национальных счетов
- 1.2. Счета платежного баланса
- 1.3. Счета денежной системы
- 2. Модели внутреннего и внешнего равновесия
- 2.1. Диаграмма т.Свона
- 2.2. Модель р. Манделла
- Глава 10. Макроэкономическая политика в открытой экономике с фиксированным валютным курсом
- 1 . Расширенная модель is-lm для открытой экономики
- 2. Внутреннее и внешнее равновесие при фиксированном валютном курсе
- 2.1. Случай низкой мобильности капитала
- 2.1.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.1.2. Денежно-кредитная политика
- 2.1.3. Внешнеторговая политика
- 2.2. Случай высокой мобильности капитала
- 2.2.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.2.2. Денежно-кредитная политика
- 2.2.3. Внешнеторговая политика
- Глава 11. Макроэкономическая политика в открытой экономике с плавающим валютным курсом
- 1. Макроэкономическая политика при низкой мобильности капитала
- 1.1. Бюджетно-налоговая политика
- 1.2. Денежно-кредитная политика
- 1.3. Внешнеторговая политика
- 2. Макроэкономическая политика при высокой мобильности капитала
- 2.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.2. Денежно-кредитная политика
- 2.3. Внешнеторговая политика
- 3. Сравнение результатов макроэкономической политики при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Международная экономика Учебник