7.1. Аргументы в пользу протекционизма
Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных ароизводителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.
Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной Аффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (ввязанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным Обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 4.6 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители поолучают субсидию, то увеличение отечественного производства досчитается без повышения цен, и следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затраты государства на субсидию — область (а + Ь) = (Ь + с + d). Таким
образом, общие потери от предоставления субсидии составят область Ь, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (Ь + е).
Рисунок 4.6
Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.
Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.
Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.
Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.
Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила СВОЙ вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (например, субсидиями).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Международная экономика Учебник
- Глава 1.Теории международной торговли
- Глава 2.Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
- Глава 3.Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 4.Внешнеторговая политика нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 5.Международное движение факторов производства
- Глава 6.Платежный баланс
- Глава 7.Валютный рынок
- Глава 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 4. Внешнеторговая политика нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 5. Международное движение факторов производства
- Глава 6. Платежный баланс
- Глава 7. Валютный рынок
- 1. Теория сравнительного преимущества
- 1.1. Случай абсолютного преимущества
- 1.2. Случай сравнительного преимущества
- 1.3. Торговля в условиях возрастающих издержек замещения
- 2. Теория международной торговли хекшера-олина
- 2.1. Парадокс Леонтьева
- 3. Альтернативные теории международной торговли
- 3.1. Теория жизненного цикла продукта
- 3.2. Теория эффекта масштаба
- 3.3. Теория конкурентных преимуществ
- Основные понятия
- План семинарского занятия
- Вопросы для обсуждения
- Глава 2. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
- 1. Выигрыш от внешней торговли
- 1.2. Торговля и интересы потребителей
- 1.3. Торговля и интересы производителей
- 1.4. Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом
- 1.5. Распределение выигрыша от торговли между странами
- 1.6. Условия торговли
- 2. Международная торговля и распределение доходов
- 2.1. Изменение спроса на факторы производства и доходов в краткосрочном периоде
- 2.2. Изменение спроса на факторы производства и доходов в долгосрочном периоде
- 2.3. Показатель степени специализации факторов производства
- 2.4. Рост предложения факторов производства и распределение доходов
- Глава 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- 1. Таможенный тариф на импорт
- 1.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей
- 1.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей
- 1.3. Фактический уровень таможенной защиты
- 1.4. Таможенный тариф как доход государства
- 1.5. Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для общества в целом
- 1.6. Оптимальный тариф
- 2. Экспортный тариф
- 3. Таможенный союз
- Глава 4. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли
- 1. Квотирование
- 2. Добровольные экспортные ограничения
- 3. Экспортные субсидии
- 4. Демпинг
- 5. Международные картели
- 6. Экономические санкции
- 7. Аргументы за и против протекционизма
- 7.1. Аргументы в пользу протекционизма
- 7.2. Дополнительные аргументы против протекционизма.
- Глава 5. Международное движение факторов производства
- 1 . Международное движение капитала
- 1.1. Экономические последствия международного движения капитала
- 1.2. Межвременная торговля
- 1.3. Прямые зарубежные инвестиции
- 2. Международная миграция рабочей силы
- 2.1. Влияние миграции на рынок труда
- 2.2. Миграция рабочей силы и государственные финансы
- 6.4. Государственное регулирование миграции рабочей силы
- Глава 6. Платежный баланс
- 1. Структура платежного баланса
- 1.2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
- 1.3. Изменение официальных резервов иностранной валюты
- 2. Макроэкономическая роль платежного баланса
- 2.1. Роль баланса текущих операций
- 2.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- 2.3. Взаимосвязь счетов платежного баланса
- 3. Экономическая политика и платежный баланс
- 3.1. Модель малой открытой экономики
- 3.2. Экономическая политика в модели малой открытой экономики
- Глава 7. Валютный рынок
- 1. Понятие валютного рынка
- 1.1. Участники валютного рынка
- 1.2. Функции валютного рынка
- 1.3. Виды валютных рынков
- 2. Модели валютного рынка
- 2.1. Спрос и предложение валюты
- 2.3. Условие Маршалла-Лернера
- 2.4."J-кривая"
- Глава 8. Валютный курс
- 1. Реальные валютные курсы
- 1.1. Понятие реального валютного курса
- 1.2. Паритет покупательной способности
- 2. Ожидаемые изменения валютного курса
- 2.1. Долгосрочные факторы, определяющие номинальный валютный курс
- 2.2. Краткосрочные факторы, определяющие номинальный валютный курс
- 3. Выбор системы валютного курса
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 1. Основные взаимосвязи в открытой экономике
- 1.1. Счета национального дохода и национального продукта
- I.I.I. Основное тождество национальных счетов
- 1.2. Счета платежного баланса
- 1.3. Счета денежной системы
- 2. Модели внутреннего и внешнего равновесия
- 2.1. Диаграмма т.Свона
- 2.2. Модель р. Манделла
- Глава 10. Макроэкономическая политика в открытой экономике с фиксированным валютным курсом
- 1 . Расширенная модель is-lm для открытой экономики
- 2. Внутреннее и внешнее равновесие при фиксированном валютном курсе
- 2.1. Случай низкой мобильности капитала
- 2.1.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.1.2. Денежно-кредитная политика
- 2.1.3. Внешнеторговая политика
- 2.2. Случай высокой мобильности капитала
- 2.2.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.2.2. Денежно-кредитная политика
- 2.2.3. Внешнеторговая политика
- Глава 11. Макроэкономическая политика в открытой экономике с плавающим валютным курсом
- 1. Макроэкономическая политика при низкой мобильности капитала
- 1.1. Бюджетно-налоговая политика
- 1.2. Денежно-кредитная политика
- 1.3. Внешнеторговая политика
- 2. Макроэкономическая политика при высокой мобильности капитала
- 2.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.2. Денежно-кредитная политика
- 2.3. Внешнеторговая политика
- 3. Сравнение результатов макроэкономической политики при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Международная экономика Учебник