1. Квотирование
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (Так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры.
Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (см. рисунок 4.1, где Dd — спрос на зерно в данной стране, a Sd— внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw . При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет Do — So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене равной мировой возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S„ но одновременно спрос сокращается до D .
Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут Потери (область а+Ь+с+d+ е). Отечественным производителям ведение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.
Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + с, то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояние идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.
Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.
Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем — к развитию коррупции.
В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают водить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.
- Международная экономика Учебник
- Глава 1.Теории международной торговли
- Глава 2.Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
- Глава 3.Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 4.Внешнеторговая политика нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 5.Международное движение факторов производства
- Глава 6.Платежный баланс
- Глава 7.Валютный рынок
- Глава 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 4. Внешнеторговая политика нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 5. Международное движение факторов производства
- Глава 6. Платежный баланс
- Глава 7. Валютный рынок
- 1. Теория сравнительного преимущества
- 1.1. Случай абсолютного преимущества
- 1.2. Случай сравнительного преимущества
- 1.3. Торговля в условиях возрастающих издержек замещения
- 2. Теория международной торговли хекшера-олина
- 2.1. Парадокс Леонтьева
- 3. Альтернативные теории международной торговли
- 3.1. Теория жизненного цикла продукта
- 3.2. Теория эффекта масштаба
- 3.3. Теория конкурентных преимуществ
- Основные понятия
- План семинарского занятия
- Вопросы для обсуждения
- Глава 2. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
- 1. Выигрыш от внешней торговли
- 1.2. Торговля и интересы потребителей
- 1.3. Торговля и интересы производителей
- 1.4. Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом
- 1.5. Распределение выигрыша от торговли между странами
- 1.6. Условия торговли
- 2. Международная торговля и распределение доходов
- 2.1. Изменение спроса на факторы производства и доходов в краткосрочном периоде
- 2.2. Изменение спроса на факторы производства и доходов в долгосрочном периоде
- 2.3. Показатель степени специализации факторов производства
- 2.4. Рост предложения факторов производства и распределение доходов
- Глава 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- 1. Таможенный тариф на импорт
- 1.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей
- 1.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей
- 1.3. Фактический уровень таможенной защиты
- 1.4. Таможенный тариф как доход государства
- 1.5. Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для общества в целом
- 1.6. Оптимальный тариф
- 2. Экспортный тариф
- 3. Таможенный союз
- Глава 4. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли
- 1. Квотирование
- 2. Добровольные экспортные ограничения
- 3. Экспортные субсидии
- 4. Демпинг
- 5. Международные картели
- 6. Экономические санкции
- 7. Аргументы за и против протекционизма
- 7.1. Аргументы в пользу протекционизма
- 7.2. Дополнительные аргументы против протекционизма.
- Глава 5. Международное движение факторов производства
- 1 . Международное движение капитала
- 1.1. Экономические последствия международного движения капитала
- 1.2. Межвременная торговля
- 1.3. Прямые зарубежные инвестиции
- 2. Международная миграция рабочей силы
- 2.1. Влияние миграции на рынок труда
- 2.2. Миграция рабочей силы и государственные финансы
- 6.4. Государственное регулирование миграции рабочей силы
- Глава 6. Платежный баланс
- 1. Структура платежного баланса
- 1.2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
- 1.3. Изменение официальных резервов иностранной валюты
- 2. Макроэкономическая роль платежного баланса
- 2.1. Роль баланса текущих операций
- 2.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- 2.3. Взаимосвязь счетов платежного баланса
- 3. Экономическая политика и платежный баланс
- 3.1. Модель малой открытой экономики
- 3.2. Экономическая политика в модели малой открытой экономики
- Глава 7. Валютный рынок
- 1. Понятие валютного рынка
- 1.1. Участники валютного рынка
- 1.2. Функции валютного рынка
- 1.3. Виды валютных рынков
- 2. Модели валютного рынка
- 2.1. Спрос и предложение валюты
- 2.3. Условие Маршалла-Лернера
- 2.4."J-кривая"
- Глава 8. Валютный курс
- 1. Реальные валютные курсы
- 1.1. Понятие реального валютного курса
- 1.2. Паритет покупательной способности
- 2. Ожидаемые изменения валютного курса
- 2.1. Долгосрочные факторы, определяющие номинальный валютный курс
- 2.2. Краткосрочные факторы, определяющие номинальный валютный курс
- 3. Выбор системы валютного курса
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 1. Основные взаимосвязи в открытой экономике
- 1.1. Счета национального дохода и национального продукта
- I.I.I. Основное тождество национальных счетов
- 1.2. Счета платежного баланса
- 1.3. Счета денежной системы
- 2. Модели внутреннего и внешнего равновесия
- 2.1. Диаграмма т.Свона
- 2.2. Модель р. Манделла
- Глава 10. Макроэкономическая политика в открытой экономике с фиксированным валютным курсом
- 1 . Расширенная модель is-lm для открытой экономики
- 2. Внутреннее и внешнее равновесие при фиксированном валютном курсе
- 2.1. Случай низкой мобильности капитала
- 2.1.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.1.2. Денежно-кредитная политика
- 2.1.3. Внешнеторговая политика
- 2.2. Случай высокой мобильности капитала
- 2.2.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.2.2. Денежно-кредитная политика
- 2.2.3. Внешнеторговая политика
- Глава 11. Макроэкономическая политика в открытой экономике с плавающим валютным курсом
- 1. Макроэкономическая политика при низкой мобильности капитала
- 1.1. Бюджетно-налоговая политика
- 1.2. Денежно-кредитная политика
- 1.3. Внешнеторговая политика
- 2. Макроэкономическая политика при высокой мобильности капитала
- 2.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.2. Денежно-кредитная политика
- 2.3. Внешнеторговая политика
- 3. Сравнение результатов макроэкономической политики при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Международная экономика Учебник