2.2. Миграция рабочей силы и государственные финансы
Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если мы не примем во внимание ее влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране, С этой точки зрения нуждаются в корректировке полученные нами выводы об изменении благосостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.
Начнем с самих мигрантов Переезд из одной страны в другую означает для них существенные изменения в налогообложении Физические лица платят разнообразные налоги — подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания (конечно, речь идет о легальных иммигрантах) Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т д , что существенно влияет на общий уровень его благосостояния Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, Выплаты по социальному страхованию и др
Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие — это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые промышленно развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественный благ и к развитой системе социальных гарантий.
Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведет заметной экономии бюджетных средств.
Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, Молодые люди, получающие образование, пенсионеры — это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты — это, как правило люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране (часто за счет государственных средств) Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери
Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны.
Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счет роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов (особенно, если иммигранты приезжают вместе со своей семьей). Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную казну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые все равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным.
2.3. Внеэкономические последствия миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы имеет еще целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и потому не могут быть измерены в денежном выражении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней.
Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит свое воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы Однако одновременно возникают и положительные внешние эффекты, поскольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других рабочих Особая проблему представляет гак называемая "утечка мозгов" — эмиграция высококвалифицированных специалистов в промышленно развитые страны из менее развитых стран, в том числе и переходных экономик Получившая широкий размах со второй половины 60-х гг , "утечка мозгов" происходит либо путем выезде специалистов на работу в развитые страны, либо невозвращения их на родину после получения высшего образования в учебных заведениях развитых стран Для стран эмиграции "утечка мозгов" имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты
Иммиграция порождает не только положительные, но и отрирательные внешние эффекты для принимающей страны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т.д.
Приток иностранных рабочих редко вызывает положительные эмоции у местного населения в принимающей стране. И дело не только в том, что иммигранты отбирают часть рабочих мест у рабочих данной страны, усиливают конкуренцию на рынке труда и способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммиграция непосредственно не затрагивает, относятся к иностранным рабочим в лучшем случае настороженно, а порой и откровенно враждебно. Конкретные причины напряженности во взаимоотношениях местного населения и иностранных рабочих могут быть самыми разными, но в основе их чаще всего лежат этнические предрассудки и религиозная нетерпимость.
- Международная экономика Учебник
- Глава 1.Теории международной торговли
- Глава 2.Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
- Глава 3.Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 4.Внешнеторговая политика нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 5.Международное движение факторов производства
- Глава 6.Платежный баланс
- Глава 7.Валютный рынок
- Глава 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 4. Внешнеторговая политика нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 5. Международное движение факторов производства
- Глава 6. Платежный баланс
- Глава 7. Валютный рынок
- 1. Теория сравнительного преимущества
- 1.1. Случай абсолютного преимущества
- 1.2. Случай сравнительного преимущества
- 1.3. Торговля в условиях возрастающих издержек замещения
- 2. Теория международной торговли хекшера-олина
- 2.1. Парадокс Леонтьева
- 3. Альтернативные теории международной торговли
- 3.1. Теория жизненного цикла продукта
- 3.2. Теория эффекта масштаба
- 3.3. Теория конкурентных преимуществ
- Основные понятия
- План семинарского занятия
- Вопросы для обсуждения
- Глава 2. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
- 1. Выигрыш от внешней торговли
- 1.2. Торговля и интересы потребителей
- 1.3. Торговля и интересы производителей
- 1.4. Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом
- 1.5. Распределение выигрыша от торговли между странами
- 1.6. Условия торговли
- 2. Международная торговля и распределение доходов
- 2.1. Изменение спроса на факторы производства и доходов в краткосрочном периоде
- 2.2. Изменение спроса на факторы производства и доходов в долгосрочном периоде
- 2.3. Показатель степени специализации факторов производства
- 2.4. Рост предложения факторов производства и распределение доходов
- Глава 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли
- 1. Таможенный тариф на импорт
- 1.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей
- 1.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей
- 1.3. Фактический уровень таможенной защиты
- 1.4. Таможенный тариф как доход государства
- 1.5. Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для общества в целом
- 1.6. Оптимальный тариф
- 2. Экспортный тариф
- 3. Таможенный союз
- Глава 4. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли
- 1. Квотирование
- 2. Добровольные экспортные ограничения
- 3. Экспортные субсидии
- 4. Демпинг
- 5. Международные картели
- 6. Экономические санкции
- 7. Аргументы за и против протекционизма
- 7.1. Аргументы в пользу протекционизма
- 7.2. Дополнительные аргументы против протекционизма.
- Глава 5. Международное движение факторов производства
- 1 . Международное движение капитала
- 1.1. Экономические последствия международного движения капитала
- 1.2. Межвременная торговля
- 1.3. Прямые зарубежные инвестиции
- 2. Международная миграция рабочей силы
- 2.1. Влияние миграции на рынок труда
- 2.2. Миграция рабочей силы и государственные финансы
- 6.4. Государственное регулирование миграции рабочей силы
- Глава 6. Платежный баланс
- 1. Структура платежного баланса
- 1.2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
- 1.3. Изменение официальных резервов иностранной валюты
- 2. Макроэкономическая роль платежного баланса
- 2.1. Роль баланса текущих операций
- 2.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- 2.3. Взаимосвязь счетов платежного баланса
- 3. Экономическая политика и платежный баланс
- 3.1. Модель малой открытой экономики
- 3.2. Экономическая политика в модели малой открытой экономики
- Глава 7. Валютный рынок
- 1. Понятие валютного рынка
- 1.1. Участники валютного рынка
- 1.2. Функции валютного рынка
- 1.3. Виды валютных рынков
- 2. Модели валютного рынка
- 2.1. Спрос и предложение валюты
- 2.3. Условие Маршалла-Лернера
- 2.4."J-кривая"
- Глава 8. Валютный курс
- 1. Реальные валютные курсы
- 1.1. Понятие реального валютного курса
- 1.2. Паритет покупательной способности
- 2. Ожидаемые изменения валютного курса
- 2.1. Долгосрочные факторы, определяющие номинальный валютный курс
- 2.2. Краткосрочные факторы, определяющие номинальный валютный курс
- 3. Выбор системы валютного курса
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 1. Основные взаимосвязи в открытой экономике
- 1.1. Счета национального дохода и национального продукта
- I.I.I. Основное тождество национальных счетов
- 1.2. Счета платежного баланса
- 1.3. Счета денежной системы
- 2. Модели внутреннего и внешнего равновесия
- 2.1. Диаграмма т.Свона
- 2.2. Модель р. Манделла
- Глава 10. Макроэкономическая политика в открытой экономике с фиксированным валютным курсом
- 1 . Расширенная модель is-lm для открытой экономики
- 2. Внутреннее и внешнее равновесие при фиксированном валютном курсе
- 2.1. Случай низкой мобильности капитала
- 2.1.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.1.2. Денежно-кредитная политика
- 2.1.3. Внешнеторговая политика
- 2.2. Случай высокой мобильности капитала
- 2.2.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.2.2. Денежно-кредитная политика
- 2.2.3. Внешнеторговая политика
- Глава 11. Макроэкономическая политика в открытой экономике с плавающим валютным курсом
- 1. Макроэкономическая политика при низкой мобильности капитала
- 1.1. Бюджетно-налоговая политика
- 1.2. Денежно-кредитная политика
- 1.3. Внешнеторговая политика
- 2. Макроэкономическая политика при высокой мобильности капитала
- 2.1. Бюджетно-налоговая политика
- 2.2. Денежно-кредитная политика
- 2.3. Внешнеторговая политика
- 3. Сравнение результатов макроэкономической политики при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Международная экономика Учебник