Билет 24.
1.Внешний долг развивающихся стран, проблемы его управления.
Острейшей проблемой развивающихся стран в начале нового тысячелетия остается внешняя задолженность.
В последние десятилетия, особенно в 90-е годы 20 века, наблюдалось систематическое снижение цен на сырьевые товары. С 1980 по 1996 г. рассчитываемый МВФ индекс цен по 30 позициям сырьевых товаров упал, по меньшей мере, на 74%. Только в 1998г. цены на нефть снизились почти на 35%, а общий индекс цен на минеральные ресурсы – 22%. К тому же сократились объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи с освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых странах.
В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований и наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем долга развивающихся стран составлял 135 млрд. долл., то к 1981 г. он достиг 751 млрд., а в начале 90-х годов – 1935 млрд. долл. После этого наступила некоторая стабилизация (между 2,1 и 2,3 трлн. долл.), прерванная финансовым кризисом 1997 г. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.
Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть экспортной выручки: в Бразилии на эти цели использовано в 1995 г. 37,9% экспортных валютный поступлений, в Мексике – 24,2%, в Аргентине – 34,7%, в Венесуэле – 21,7%.1
Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части неселения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В частности, в 1982 г. Мексика объявила дефолт по внешнему долгу.
В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять прогрмму списания большей части долгов беднейшимх стран и их последушей ресрукруризации. Предлогается, например, списать внешнюю задолженность Мозамбика на 85-90%, Уганды, Мали, Гайаны, Мавритании – на 3/4 с последующим оформлением новых обязательств в виде облигаций и новых ценных бумаг.
Реструктуризация внешних долгов развивающихся стран предусматривает перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, продажу просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в собственность кредиторам акций государственных предприятий.
Однако принятые в 80-е – 90-е годы меры по снижению и реструктуризации внешних долгов развивающихся стран не уменьшили остроту проблемы долгового бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет условия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран.
Характерным явлением в 90-е годы стало превышение платежей развивающихся стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов.
Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками на внутренней политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд. долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, офисных помещений, новых столиц, и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВВП.
В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношения развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.
Таким образом, решение проблемы внешней задолженности можно обеспечить не только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но проведением странами-должниками режима жесткой реализации условий для притока новых инвестиций.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Билет 1.
- 1.Платежный баланс:структура,методы покрытия дефицита.
- 2. Организация валютных операций в банках, их валютная позиция.
- Билет 2.
- 2. Депозитарные расписки: виды, специфика обращения.
- 3 Уровня спонсируемых adr:
- Билет 3.
- 1.Мировой рынок ссудных капиталов: структура, механизм функционирования.
- 2. Мировая практика режима валютного курса и ее значение для России.
- Билет 4.
- 1.Формы международного кредита.
- 2.Практика применения валютно-кредитных и финансовых рейтингов.
- Билет 5.
- 1. Европейский банк реконструкции и развития.
- 2. Мировой рынок финансовых деривативов.
- Билет 6.
- 2.Международный рынок долговых ценных бумаг.
- Билет 7.
- 2.Проблемы реформы мировой валютной системы.
- Билет 8.
- 1. Методология и практика анализа задолженности и платежеспособности страны.
- 2.Рынок еврокредитов: понятие, синдицированные кредиты.
- Билет 9.
- 1.Роль золота в международных валютных отношениях. Рынки золота.
- 2.Золотовалютные резервы России, их структура и методы управления.
- Билет 10.
- 2. Международный лизинг.
- Билет 11.
- 1.Международный валютный фонд. Принципы организации и кредитная политика.
- 2.Особенности функционирования валютного рынка в России.
- Билет 12.
- 1. Европейская валютная система. Функционирование евро.
- 2. Информационные технологии в валютно-финансовых операциях. Свифт. Интернет.
- 1.Экспортные кредиты промышленно развитых стран развивающимся, их условия и роль.
- 2.Кредиты мвф и др. Кредитно-финансовых институтов России.
- Билет 14.
- 1.Формы международных расчетов: их сравнительная характеристика.
- 2. Влияние глобализации на движение мировых финансовых потоков. Хедж-фонды. Мировая финансовая закулиса и ее «теневая» роль.
- Билет 15.
- 1. Валютный курс как экономическая категория. Факторы, влияющие на валютный курс.
- Билет 16.
- 1.Международная валютная ликвидность: понятие, структура, проблемы регулирования.
- 2.Банк международных расчетов.
- Билет 17.
- 1.Группа Всемирного банка.
- 7 Января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены мвф и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года.
- 2.Факторинг и форфетирование.
- Билет 18.
- 1.Платежный, расчетный и торговый балансы, связь между ними.
- 2.Риски в международных валютных, кредитных и финансовых операциях. Стратегии их управления.
- Билет 19.
- 1.Валютное законодательство, валютный контроль и валютные ограничения в России.
- 2.Понятие конвертируемости валют.
- Билет 20.
- 1.Методы котировки валют. Курс продавца и покупателя. Кросс-курс. Котировка валют по срочным сделкам. Курс аутрайт.
- 2.Валютная политика: понятие, формы. Ее особенности в России.
- Билет 21.
- 1.Ямайская валютная система: структурные принципы и проблемы.
- 2.Виды валютных операций.
- Билет 22.
- 2. Проектное финансирование: мировой опят и его значение для России.
- Билет 23.
- 1.Валютно-финансовые условия международного кредита.
- Билет 24.
- 2.Мировые валютные рынки, механизм их деятельности.
- Билет 25.
- 1.Платежный баланс России , его особенности.
- 2.Международное кредитование и финансированиеразвивающихся стран.