logo
история России билеты

1. Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.

После подавления восстания декабристов в стране усиливается реакция. В борьбе против новых идей правительство использовало не только репрессии, но и оружие идеологического характера. «Теория официальной народности», автор – министр народного просвещения Уваров утверждала формулу «православие, самодержавие, народность» как основной политический девиз страны.

Православие – вековая основа общества, которая всегда помогала держать народ в покорности. Самодержавие выступает единственной творческой силой в истории России, укрепление его - залог величия государства. Под народностью Уваров понимал единение царя и народа без разногласий между ними. Народ верит, что царь его защитник, и эту веру надо укреплять. Активными сторонниками уваровской теории были профессора Московского университета Погодин и Шевырёв. Широкого распространения в обществе эта теория не получила. В обществе всё больше и больше задумывались о путях развития России. К середине 19 века общественная мысль разделилась на два лагеря.

1) Западники – первое буржуазно-либеральное течение в России. Западниками были Каверин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков и др. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным, и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ институтов буржуазной демократии. Они считали необходимым отмену крепостного права, введение конституции и буржуазных свобод. Им были чужды идеи революции и социализма.

2) Славянофилы – верили в особый путь развития России уповали на самобытность русского народа. Видные представители: братья Киреевские, братья Аксаковы, Хомяков, Самарин и другие. В их учении переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологии. Особый путь России, по их мнению, возможен при сохранении патриархальности русского народа, деревенской общины, которая есть основная ячейка общества, которая убережёт Россию от революций и буржуазных «отклонений». Желали постепенного освобождения крестьян от крепостного права и восстановления порядков допетровской России. Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Не принимали идеи революции и социализма. Выдвинули идею объединения всех славянских народов под эгидой русского царя (панславянизм).

В этот период оформляется третье течение – революционно-демократическое. Оно представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, Чернышевским, Шевченко. На их взгляды огромное влияние оказали труды Сен-Симона и Фурье. Стремились приблизить будущее (утописты), считая, что минуя капитализм, Россия может прийти к социализму, только для этого нужна революция. Крестьянскую общину рассматривали как «зародыш социализма». Но были оторваны от народа, не замечали частнособственнических интересов в русской деревне. Верили в крестьянскую революцию, считая крестьян движущей силой общества.

Диаметральность взглядов в русском обществе в первой половине 19 века указывала на огромную пропасть между верхним классом и простым народом.