Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в.
Александр первый был очень своеобразной политической фигурой, и без понимания его личности подчас невозможно осознать события той эпохи. Он родился в декабре 1777 году, был старшим сыном императора Павла Петровича и наследником престола. Огромную роль в воспитании Александра сыграла его бабушка Екатерина вторая, которая лично для внука написала букварь, учебник русской истории, разработала правила личной гигиены, уделяя большое внимание физическому здоровью наследника. Самым любимым учителем и воспитателем Александра был швейцарец-республиканец Ф. Лагарп, и император впоследствии говорил, что всем хорошим в себе обязан ему. Лагарп был замечательный педагог человек республиканских взглядов, но плохо представлял себе, что такое Россия. Именно поэтому Александр по воспитанию и взглядам получился настоящим европейцем – он свободно говорил на французском, немецком и английском языках, увлекался идеями просветителей Монтескье, Руссо, Вольтера. Однако с детства он оказался между двух огней, с одной стороны была его бабка Екатерина, которая желала, чтобы Александр, минуя своего отца Павла, сразу взошел на престол. С другой стороны был его отец, император Павел, резкий и несдержанный человек ни к кому не относившийся с доверием, и с ним Александр привык вести себя совершенно иначе, нежели с бабушкой. Это выработало в нем привычку к сдержанности, сделало его «властителем слабым и лукавым». Не случайно и Наполеон называл его «лукавым византийцем». Современники подмечали в нем двойственность натуры: он был чувствителен, склонен к задумчивости и меланхолии, в то же время это был неутомимый путешественник, привыкший ездить без всякой поклажи и комфорта в обычной открытой дорожной коляске даже без охраны.
Первые годы царствования Александра первого характеризовались целым рядом либеральных реформ:
Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 года предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями по обоюдному согласию двух сторон: крестьян и помещиков;
Были созданы университеты – Харьковский, Казанский и ряд других учебных заведений;
Коллегии заменены министерствами;
Упорядочена система государственного управления Российской империей.
Однако в жизнь большинство либеральных реформ не было проведено,- под предлогом многочисленных войн, которые вела Россия, реформы откладывались до лучших времен. В 1820 году революционные события в Италии и Испании, а также выступления в Семеновском полку вынудили Александра первого отказаться от либеральных идей и взять курс на ужесточение внутренней политики. Внезапная смерть Александра первого в 1825 году породила легенду о Федоре Кузьмиче, под именем которого Александр, уставший от правления, якобы ушел странствовать по Святой Руси.
БИЛЕТ № 2.
-
Содержание
- Древняя Русь в девятом – начале двенадцатого века: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
- Внешняя политика ссср в середине 1950-х - середине 1960-х годов: доктрины и практика.
- Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в.
- Политическая раздробленность Руси в денадцатом-тренадцатом веках: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве.
- Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала двадцатого века и их научные достижения, открытия и изобретения.
- Древнерусская культура десятого – начала тринадцатого века.
- Формирование новой российской государственности в 90-е годы двадцатого века: этапы и особенности политического процесса.
- Перечислите события Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для государственного статуса России решение принял Сенат по её окончании?
- Тринадцатый век в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
- Новая экономическая политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
- Дайте характеристику одному из представителей общественного движения в России девятнадцатого века.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв.
- Реформы п. А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины девятнадцатого века и их самых известных достижений.
- Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина.
- Образование ссср: предпосылки, причины, принципы создания ссср.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины девятнадцатого века и их самые известные достижения.
- Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в пятнадцатом-шестнадцатом веках.
- Особенности развития художественной культуры России в начале двадцатого века и её вклад в мировую культуру.
- Назовите понятия, относящиеся к периоду перестройки (1985-1991). Раскройте их содержание.
- Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.
- Участие России в Первой Мировой войне: причины, роль Восточного флота, последствия.
- Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
- Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время и его последствия.
- Основные направления внешней политики ссср в 1920-1930-е гг.
- Назовите общее определение для следующих понятий:
- Россия в семнадцатом веке: новое в социально-экономическом в политической развитии.
- 2. Великая Отечественная война:
- 3. Дайте характеристику одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
- 1. Народные движения в 17 веке. Церковный раскол.
- 2. Коллективизация в ссср.
- 3. Дайте сравнительную характеристику личностей и деятельности двух
- 1. Преобразования в России в первой четверти восемнадцатого века.
- 2. Революционный процесс в России 1917 г.: февраль – октябрь.
- 27 Февраля.
- 3. Назовите общее определение для следующих понятий:
- 1. Дворцовые перевороты в России в XVIII в.
- 2. Социально-экономические реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. Хх – начале ххi в.: основные направления, результаты и проблемы.
- 3. Дайте краткую характеристику одному из российских реформаторов девятнадцатого – начала двадцатого веков (по выбору).
- 1. Россия в эпоху Екатерины – 2: просвещённый абсолютизм.
- 2. Гражданская война в России:
- 3. Дайте характеристику одному из московских князей 14 – начала 15 веков (по выбору).
- 1. Внешняя политика Российской империи в 18 веке:
- 2. Политика индустриализации в ссср:
- 1. Культура и общественная мысль России в 18 веке.
- 2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
- 3. Составьте план-перечисление важнейших событий истории
- 1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра-1.
- 2. Ссср в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)
- 3. Дайте характеристику одному из киевских князей 9 – 12 веков (по выбору).
- 1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
- 2. Период «оттепели» в ссср,
- 3. Составьте план рассказа о Куликовской битве.
- 1. Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий.
- 2. Завершающие этапы вов и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии,
- 3. Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединённых к России в 16 веке.
- 1. Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая-1
- 2. Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.:
- 3. Назовите основные вехи процесса закрепощения крестьян в России.
- 1. Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.
- 2. Россия в системе современных международных отношений:
- 3.Расположите в хронологической последовательности следующие военные события 18 в.:
- 1. Реформы 1860 – 1870 гг.: содержание, итоги, последствия.
- 2. Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1980-е гг.:
- 3. Назовите и расположите в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до Петра-1).
- 1. Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы.
- 2. Внешняя политика ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
- 3. Назовите и покажите на карте наиболее значительные города Древней Руси.
- 1. Внешняя политика России во второй половине 19 века: основные направления, события.
- 2. Распад ссср: причины, ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
- 3. Назовите восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
- 1. Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине девятнадцатого века.
- 2. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
- 3. Из перечисленных территорий назовите те, которые вошли в состав России в XVII в.: Левобережная Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов.