logo
история России билеты

1. Народные движения в 17 веке. Церковный раскол.

Социальные противоречия нарастали на протяжении всего семнадцатого века и периодически принимали острые формы городских и крестьянских восстаний.

В России устанавливалось самодержавие, которое опиралось на дворян. Роль дворянства росла во всех сферах общества. В этот период окончательно оформляется крепостное право (Соборное уложение 1649 г): крестьяне, их род и потомство становились собственностью феодала, сыск беглых крестьян превратился в бессрочный. Царские указы вводили наказание крестьян за побег. Дворяне начинают широко практиковать взаимные расчёты крепостными и их имуществом, продажу крестьян с землёй и без земли, жестокие наказания и т. д. На усиление крепостного гнёта крестьяне отвечали массовыми побегами на окраины государства. Росло и недовольство посадских людей, плативших государству налоги, которые постоянно росли.

В 1646 г. правительство ввело налог на соль, вследствие чего она подорожала втрое. Из-за протестов населения налог отменили, но решили взыскать новые прямые налоги, что вызвало в 1648 г. восстание в Москве. Правительству с трудом удалось подавить волнения. В 1650 г. мощные восстания произошли в Новгороде и Пскове, правительству пришлось даже пойти на уступки. В 60-х годах ухудшилось экономическое положение России. Изыскивая средства на ведение войны с Польшей, правительство выпустило большое кол-во медных монет по курсу серебряных. Налоги же собирались только серебряными. Это привело к обесцениванию медных денег, колоссальному взлёту цен и вызвало в 1662 г. большое восстание – «Медный бунт». Его жестоко подавили, но от выпуска медных денег и изъятия их из обращения отказались лишь в 1663 г.

Тяжёлое положение низших слоёв населения вызвало усиленное бегство недовольных на Дон, где действовало правило: «С Дону выдачи нет».

В 1666 г произошло движение беглых крестьян с Дона в центральные р-ны России во главе с атаманом Василием Усом. Его отряд дошёл до Тулы, повернув на Дон.

В 1667 г. казак Степан Разин, собрав отряд беднейшего казачества, отправился на Волгу, затем, взяв Яицкий городок (на реке Урал), пошёл в поход во владения иранского шаха. Удачи воодушевляли восставших. В сентябре 1669 г. – триумфальная встреча Разина на Дону. По его призыву чернь в поволжских городах поднялась против бояр, помещиков, воевод. Разин обещал ввести вольное казацкое устройство, без всяких податей и повинностей. Себя он провозгласил воеводой «доброго» царя. В 1670 г. разинцы взяли Царицын, Астрахань, осадили Симбирск. Но стихийный характер выступления, слабая дисциплина и плохое вооружение повстанцев, противоречия между разными социальными группами в лагере повстанцев привели к поражению. Степан Разин был схвачен донскими казаками, выдан ими в Москву и казнён. Социальные противоречия семнадцатого века вошли в историю как «бунташный век».

Необходимость церковной реформы правительства Алексея Михайловича диктовалась как внутренними, так и внешними соображениями

Внутренний аспект: преодолеть разночтение в церковных книгах, унифицировать церковную службу и обряды.

Внешний аспект: стремление объединить православные церкви Украины и балканских стран с русской, под её главенством.

Церковную реформу провели патриарх Аввакум и Даниил, будущие духовные отцы раскола, возглавившие оппозицию Никону. Никон прибег к репрессиям, отправляя противников реформ в ссылку. Эти действия привели к расколу церкви, духовенства, общества. Среди старообрядцев были представители всех слоёв русского общества. Зачастую раскольническое движение принимало антифеодальный характер. В 1668 г. соловецкие монахи начали вооружённую борьбу с царскими стрельцами. Борьба продолжалась около восьми лет и закончилась взятием монастыря и наказанием церковных мятежников.

Церковный раскол указывал на то, что русское общество стоит перед выбором своего дальнейшего развития:

с Никоном – «Москва – третий Рим»;

с Аввакумом – самобытная культура, но замкнутая, изолированная страна;

с Алексеем Михайловичем, а затем и его сыном Петром 1 – «окно в Европу».