logo
история России билеты

Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.

Во второй половине четырнадцатого века начинается возрождение культуры после страшного золотоордынского удара. Подъем культуры XIV-XVI в. происходит при руководящей идее национального и государственного объединения. Всё больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции. Наиболее ярко выражена тяга к теории происхождения Русского государства, в которой московские государи были прямыми потомками римского императора Августа. Эпос обращается к периоду домонгольскому, к эпохе независимости – это сложение былин, с их богатырями Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем и др. Куликовская битва оказала огромное влияние на подъём литературы. Наиболее яркие произведения «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» были очень популярны на Руси. С пятнадцатого в. широкое развитие получает московское летописание, которое должно было обосновать значение Москвы как русского центра. Крупные летописные своды возникают не только в Москве, но также в Твери, Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде, Владимире и др. городах. С середины шестнадцатого в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг началось в Москве на государственной типографии Иваном Фёдоровым и его помощником Петром Мстиславовичем. Первая выпущенная печатным способом, роскошно оформленная книга – «Апостол». Типографии открывались и в других городах. Во второй половине четырнадцатого в. В Москве начинается каменное строительство. При Дмитрии Донском Кремль строится из белого известняка, отсюда название – Белокаменная. При Иване третьем в пятнадцатом веке итальянские зодчие Фьораванти, Руффо, Солари принимают участие в перестройке Кремля. Кремль строится из красного обожжённого кирпича, технологию которого привезли итальянцы, по всем правилам фортификации. В строительстве Успенского и Архангельского соборов используются традиции русского стиля. Строится Грановитая палата – торжественное сооружение для приёмов по случаю важных событий в жизни государства. Псковские мастера строят в Кремле Благовещенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря. В 1560 г. русские мастера Посник и Барма закончили строительство храма Василия Блаженова (Покровский собор) в память о взятии Казани. Живопись XIV-XVI веков представлена роспись храмов и иконописью. Самые выдающиеся мастера – Феофан Грек (роспись Архангельского собора в Кремле и др.), Андрей Рублев (Благословенный собор в московском Кремле и другие, его знаменитая икона «Троица»), Дионисий (иконы Успенского собора московского Кремля, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре). Масштабное строительство требовало всесторонних знаний в области математики, механики. Ценные географические сведения принес на Русь купец Афанасий Никитин, побывавший в Индии («Хождение за три моря»). Развивает литейное дело. В шестнадцатом веке Андрей Чехов отливает Царь-пушку, которая представляет собой подлинное произведение искусства. Несмотря на значительные успехи в духовной жизни страны, они к возрождению культуры в полном объеме не привели.

Причины:

  1. отрицательную роль сыграло падение Византии;

  2. слабые культурные связи с Западной и Центральной Европой;

  3. создание единого государство требовало огромных материальных и духовных затрат общества и зачастую оборачивалось жестким контролем государства.