logo
otvety_mirovaya

5.Классификация стран в мировой экономике

Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют несколько основных показателей и критериев:

- абсолютный и относительный ВВП (ВНП);

- НД и доход на душу населения;

- отраслевую структуру национальной экономики;

- структуру экспорта и импорта страны;

- долю продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП/ВНП;

- уровень образования населения и продолжительности жизни;

- уровень и качество жизни населения и некоторые другие. Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве – понятие историческое

Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового хозяйства в целом вносит те или иные изменения в состав основных показателей.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них – разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно).

Существуют и другие подходы к классификации стран в мировом хозяйстве и определению их роли в мировом воспроизводственном процессе.

В современном мире есть несколько групп государств, характеризующихся схожестью названных социально-экономических показателей.

По величине ВВП на душу населения страны классифицируются на:

Для целей экономического анализа ООН делит страны на:

- промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства;

- развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании (или страны третьего мира);

- страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран – страны Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг, Тайвань, Бразилию и Аргентину, и некоторые другие – по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран.

В то же время часть, несомненно, развитых государств опаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она одна составляет лишь около 50% уровня стран Западной Европы.

Страны с развитой экономикой. Это – группа из 25 государств. В них проживает 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Развивающиеся страны. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки – развивающиеся страны, или страны третьего мира. К развивающимся относят 121 страну. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26%.

Страны с переходной экономикой. К этой группе относят государства, которые осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной. Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, Доля в мировом экспорте - 3%.

Проблема преодоления разрыва в уровнях развития и пути ее решения.

Проблема преодоления разрыва в уровнях развития сводится к проблеме отставания развивающихся стран. В современном мире бедность и отсталость характерны в отличие от развитых прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют еще проблемой преодоления отсталости развивающихся стран. Что мешает развивающимся странам преодолевать их отсталость?

Имеются несколько причин:

1)Это аграрные страны. На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но как это ни парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

2)необходимость осваивать новые технологии, развивать сферу услуг, промышленность, требует участия в мировой торговле, однако это деформирует экономику этих стран.

3)Использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины и др.), которые в виду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве.

4)Полная зависимость развивающихся стран от мирового рынка и его конъюнктуры. Несмотря на то, что некоторые из этих стран обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

5)Рост долга развивающихся стран развитым.

6)развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники.

Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

Все большее число людей в мире сознает, что проблемы развивающихся государств стремительно выходят на авансцену истории. Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, в том числе и самим развитым странам. Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения в этих регионах военных конфликтов, которые в условиях целостного мира и стремительно возрастающей доступности современного оружия могут иметь любые, в том числе и трагические последствия для других стран и даже для всего человечества. Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения.

Для того чтобы покончить с отсталостью, необходимо совершить обширные по масштабам и глубине преобразования во всем мире. Распространение образования, научно-технического прогресса, достижений мировой культуры среди развивающихся стран должно помочь в преодолении этой проблемы.