39. Системные экономические реформы в странах с переходной экономикой.
Роль исходных условий
В успехе преобразований большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:
• длительность существования административно-командной системы;
• доля частного сектора в экономике;
• размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;
• уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (размеры инфляции, внешнего долга и др.);
• трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
• открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.
Группы стран с переходной экономикой
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
П е р в а я г р у п п а включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии), благодаря ряду факторов: существование основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесные экономические и исторические связи с Западной Европой, относительная сбалансированность структуры народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, консенсус всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
В т о р а я г р у п п а включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны — члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы, мешало наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Т р е т ь ю г р у п п у составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.
Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная приватизация крупных хозяйственных объектов. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных промышленных предприятий).
Варианты перехода к рыночной экономике
Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта (2 модели) трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Эволюционный путь («градуализм»)
Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.
2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.
3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции
6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).
Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории (рыночная экономика является саморегулирующейся системой). Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.
В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
• одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
• скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими (ограничение денежной эмиссии);
• ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
• либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки стратегии радикального перехода: во-первых, наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, высокая инфляция; в-третьих, инфляция, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
Можно выделить следующие главные задачи (направления) переходной экономики:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Критерии эффективности:
Рост ВВП и наукоемкости, увеличение объемов производства, прибыльности, рентабельности, платежеспособности.
Трансформационный спад. Специфика переходного периода может быть выражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса:
Длительный экономический спад (снижение уровня ВВП и наукоемкости, увеличение объемов производства в ущерб показателям эффективности);
Кризис технологий;
Углубление структурных диспропорций в экономике (технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими);
Деградация экономического потенциала страны (проявляется главным образом в старении основного капитала);
Переходный характер отношений собственности (выражается в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени);
Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ;
Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса (Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством);
- 1.Роль гатт/вто в разрешении противоречий международной торговли
- 2. Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные ограничения
- 1.Меры прямого ограничения
- 2.Специальные защитные меры
- 3.Административные и таможенные формальности
- 4.Прочие нетарифные меры
- 3.Современные проблемы транснационализации и глобализации производства и капитала.
- 4.Демографическая проблема современности
- 5.Классификация стран в мировой экономике
- 6.Страны с развитой экономикой
- 7.Развивающиеся страны
- 8.Страны с переходной экономикой
- 9.Международные финансовые организации: мвф, Группа Всемирного Банка
- 10. Место россии в системе мирохозяйственных связей
- 11. Миграционные процессы и проблемы мирового рынка рабочей силы.
- 12. Международные экономические организации: критерии классификации.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 14. "Долларизация" мировой экономики: основные вызовы и угрозы.
- 15. Экологические проблемы мирового хозяйства.
- 16. Социальные проблемы мирового хозяйства.
- 21. Некоторые особенности взаимодействия развивающихся стран с транснациональными корпорациями
- 22. Предпосылки становления тнк. Основные формы монополистических объединений.
- 24.Международное разделение труда (мрт) как основа мирохозяйственных процессов.
- 25. Основные теории развития международного хозяйства.
- 26. Социокультурные теории ф. Фукуямы и с. Хантингтона в контексте развития мировой экономики.
- 27. Объяснение международной торговли в рамках теорий абсолютных и относительных преимуществ.
- 28. "Великая депрессия" (1929-1933 гг.) в сша. Основные методы оздоровления экономики ("Новый курс" ф. Рузвельта).
- 29. Трансграничные сделки "Слияния и поглощения" как основной инструмент укрепления экономической мощи тнк.
- 33. Автаркия и "Открытая экономика": основные отличия концепций
- 35.Основные модели социально-экономического развития (сша, континентально-европейская, японская, "социализм с человеческим лицом").
- 36. Страны нис: характерные особенности развития и предпосылки отнесения к категории развитых стран
- 37. Группа "Страны переселенческого капитализма": состав участников, характерные особенности развития
- 2.2.3. Страны переселенческого капитализма
- 38.Либеральная экономическая идеология (экономический либерализм) и развитие мировой экономики на современном этапе. Вашингтонский и Поствашингтонский консенсус
- 39. Системные экономические реформы в странах с переходной экономикой.
- 40. Российский опыт системных экономических реформ: основные проблемы, оценка эффективности проведения.