logo
otvety_mirovaya

39. Системные экономические реформы в странах с переходной экономикой.

Роль исходных условий

В успехе преобразований большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:

• длительность существования административно-командной системы;

• доля частного сектора в экономике;

• размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;

• уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (размеры инфляции, внешнего долга и др.);

• трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;

• открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.

Группы стран с переходной экономикой

В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

 П е р в а я    г р у п п а   включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии), благодаря ряду факторов: существование основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесные экономические и исторические связи с Западной Европой, относительная сбалансированность структуры народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, консенсус всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

 В т о р а я   г р у п п  а    включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны — члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы, мешало наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.

 Т р е т ь ю    г р у п п у   составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.

Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная приватизация крупных хозяйственных объектов. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных промышленных предприятий).

Варианты перехода к рыночной экономике

Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта (2 модели) трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

Эволюционный путь («градуализм»)

Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.

3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории (рыночная экономика является саморегулирующейся системой). Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

• одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

• скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими (ограничение денежной эмиссии);

• ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

• либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Недостатки стратегии радикального перехода: во-первых, наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, высокая инфляция; в-третьих, инфляция, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

Можно выделить следующие главные задачи (направления) переходной экономики:

1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Критерии эффективности:

Рост ВВП и наукоемкости, увеличение объемов производства, прибыльности, рентабельности, платежеспособности.

Трансформационный спад. Специфика переходного периода может быть выражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса:

  1. Длительный экономический спад (снижение уровня ВВП и наукоемкости, увеличение объемов производства в ущерб показателям эффективности);

  2. Кризис технологий;

  3. Углубление структурных диспропорций в экономике (технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими);

  4. Деградация экономического потенциала страны (проявляется главным образом в старении основного капитала);

  5. Переходный характер отношений собственности (выражается в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени);

  6. Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ;

  7. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

  8. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса (Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством);