26. Социокультурные теории ф. Фукуямы и с. Хантингтона в контексте развития мировой экономики.
В 1990-х годах геополитическая мысль на Западе была представлена двумя течениями: «столкновение цивилизаций» Самуила Хантингтона и «конец истории» Фрэнсиса Фукуямы. В свое время С. Хантингтон изложил свои взгляды на проблему дальнейших отношений Моря и Суши, Запада и Востока. Он утверждал, что стратегическая победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилизационная. Запад и Восток по-прежнему цивилизационно стоят далеко друг от друга. Западные ценности — это рынок, либерал-демократия, индивидуализм, права человека и т. д., восточные ценности — коллективизм, традиционализм, соборность и т. д. С. Хантингтон утверждал, что западная идеология восторжествовала временно, ее торжество поднимет на поверхность глубинные культурные слои Востока. Он прогнозировал усиление влияния религиозных факторов, в частности ислама и православия, синтоизма и буддизма, конфуцианства и индуизма. В недалеком будущем, по его мнению, заявят о себе славяно-православная, конфуцианская (китайская), японская, исламская, индуистская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Этот фактор вновь создает условия для противостояния Запада и Востока.
По мнению С. Ханингтона, надо готовиться к возможному противостоянию, заранее регулировать, сдерживать антиатлантистские настроения и тенденции, не допускать соединения в единый союз геополитических центров противостояния Западу. Для этого Западу следует:
«добиться большей политической, экономической и военной интеграции и координировать свою политику так, чтобы государства, относящиеся к другим цивилизациям, не смогли играть на расхождениях между западными странами;
включить в Европейский союз и НАТО прозападные государства Центральной и Восточной Европы (страны Вышеградской группы и Балтии, Словению и Хорватию);
поощрять «вестернизацию» Латинской Америки и, насколько возможно, более тесный союз латиноамериканских стран с Западом;
сдерживать развитие обычной военной мощи и оружия массового уничтожения у исламских государств и Китая;
замедлить отдаление Японии от Запада и ее примирение с Китаем;
признать Россию сердцевинным государством православного мира и крупной региональной державой, у которой есть законные интересы, связанные с обеспечением безопасности ее южных границ;
поддерживать превосходство Запада в технологическом и военном отношениях над другими цивилизациями и, что самое важное, признать, что вмешательство Запада в дела других цивилизаций — это, вероятно, единственный наиболее опасный источник нестабильности и потенциального глобального конфликта в мультицивилизационном мире»
В начале 1990-х годов другой политолог Ф. Фукуяма опубликовал статью «Конец истории». Его концепция стала идейной «основой нового течения — «неомондиализма». Ф. Фукуяма «проводит» читателей от «эпохи закона силы», «мракобесия», «нерационального менеджирования социальной реальности» к разумному строю — капиталистическому, западной цивилизации конца XX в. с ее рыночной экономикой и либерально-демократическими ценностями. Либеральный путь развития – лучший путь развития любого этноса, исчезнут войны, будет мирное существование. Это повлечет за собой конец истории.
Ф.Фукуяма во многом повторил идеи немецкого социолога и историка Макса Вебера о том, что история развивалась только за счет нерациональных факторов, рациональность становится превалирующим фактором только на этапе капиталистического развития. Последний оплот «иррационализма» пал, по мнению Ф. Фукуямы, с развалом СССР. Ф. Фукуяма провозгласил начало нового существования человечества — планетарного, где будут существовать Рынок и Демократия. Они интегрируют мир в гармоническую единую машину. Все части света, т. е. все регионы земного шара, начнут переструктурироваться, как электроны в атоме, станут менять свои орбиты, ориентируясь на самые мощные (экономически) ядра-центры.
Внешне теории Ф. Фукуямы и С. Ханингтона выглядят как противоположные. Ф. Фукуяма ведет речь о триумфе западных ценностей, всеобщем распространении плюралистической демократии, идеалов индивидуализма и рыночной экономики.
С. Хантингтон говорит о нарастающей угрозе с Юга, связанной с усилением мусульманской и конфуцианской цивилизаций, чуждых и враждебных Западу. По своей внутренней сущности эти теории представляются весьма близкими. В обеих теориях в основе лежит западоцентризм, связанный с созданием образа врага, в роли которого все индивиды и государства, которые противятся унификации образа жизни и мыслей по западному образцу, отстаивая свои национальные или цивилизационные особенности. Обе концепции связаны с установками власти и легитимации мероприятий, основанных на понимании международной безопасности, что указывает на их прямую связь с парадигмой политического реализма.
В трактовке природы международных отношений концепции С. Ханингтона и Ф.Фукуямы исходят из распределения силы и решающей роли насилия в мировой политике. В этих концепциях прослеживается необходимость сохранения мира и демократии через создание монополюсного построения мирового порядка в центре которого должны находится США или поиски врага, утраченного с окончанием «холодной войны». Подобные взгляды формируют у западных читателей подозрения в отношении России и стран «не Запада».
- 1.Роль гатт/вто в разрешении противоречий международной торговли
- 2. Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные ограничения
- 1.Меры прямого ограничения
- 2.Специальные защитные меры
- 3.Административные и таможенные формальности
- 4.Прочие нетарифные меры
- 3.Современные проблемы транснационализации и глобализации производства и капитала.
- 4.Демографическая проблема современности
- 5.Классификация стран в мировой экономике
- 6.Страны с развитой экономикой
- 7.Развивающиеся страны
- 8.Страны с переходной экономикой
- 9.Международные финансовые организации: мвф, Группа Всемирного Банка
- 10. Место россии в системе мирохозяйственных связей
- 11. Миграционные процессы и проблемы мирового рынка рабочей силы.
- 12. Международные экономические организации: критерии классификации.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 14. "Долларизация" мировой экономики: основные вызовы и угрозы.
- 15. Экологические проблемы мирового хозяйства.
- 16. Социальные проблемы мирового хозяйства.
- 21. Некоторые особенности взаимодействия развивающихся стран с транснациональными корпорациями
- 22. Предпосылки становления тнк. Основные формы монополистических объединений.
- 24.Международное разделение труда (мрт) как основа мирохозяйственных процессов.
- 25. Основные теории развития международного хозяйства.
- 26. Социокультурные теории ф. Фукуямы и с. Хантингтона в контексте развития мировой экономики.
- 27. Объяснение международной торговли в рамках теорий абсолютных и относительных преимуществ.
- 28. "Великая депрессия" (1929-1933 гг.) в сша. Основные методы оздоровления экономики ("Новый курс" ф. Рузвельта).
- 29. Трансграничные сделки "Слияния и поглощения" как основной инструмент укрепления экономической мощи тнк.
- 33. Автаркия и "Открытая экономика": основные отличия концепций
- 35.Основные модели социально-экономического развития (сша, континентально-европейская, японская, "социализм с человеческим лицом").
- 36. Страны нис: характерные особенности развития и предпосылки отнесения к категории развитых стран
- 37. Группа "Страны переселенческого капитализма": состав участников, характерные особенности развития
- 2.2.3. Страны переселенческого капитализма
- 38.Либеральная экономическая идеология (экономический либерализм) и развитие мировой экономики на современном этапе. Вашингтонский и Поствашингтонский консенсус
- 39. Системные экономические реформы в странах с переходной экономикой.
- 40. Российский опыт системных экономических реформ: основные проблемы, оценка эффективности проведения.