logo
otvety_mirovaya

10. Место россии в системе мирохозяйственных связей

Глобализация. Это слово все чаще и чаще доносится с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Процесс, который вовлекает больше и больше стран, континентов, регионов.

Вопрос о возможных последствиях глобализации остается одним из наиболее дискуссионных в наши дни, что способствует развитию таких общественных движений как антиглобалисты.

Очевидно, что Россия, как и любая другая страна, оказывается вовлеченной в процесс глобализации на разных его уровнях.

Одной из первых сфер, через которую глобализация начала проникать в нашу жизнь, была торговля.

Сразу после окончания Второй мировой войны была начата работа по подготовке проекта Устава Международной Торговой Организации. Организация должна была входить в систему ООН. Проект был составлен, однако организация не была создана. США посчитали, что Организация будет больше регулировать международную торговлю, чем либерализовывать ее, и поэтому не поддержали идею создания МТО. Единственным документом, принятым государствами в тот период, было Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговли (ГАТТ). В 1994 году на базе ГАТТ была создана Всемирная Торговая Организация.

На данный момент 150 государств являются членами ВТО. Россия пока нет, но очень активно добивается членства. Об этом неоднократно говорило руководство страны. Официальная позиция государства - Россия в ближайшее время должна стать членом ВТО. Членство в ВТО означает непосредственное участие в процессах экономической глобализации, происходящих на планете. Экономическая глобализация не отделима от глобализации политической, культурной, социальной. Но вопрос состоит другом – нужна ли нам такая глобализация?

Как у любого другого явления, присоединение имеет позитивные и негативные моменты.

1. Один из главных принципов ВТО - либерализация в международной торговли. Этот принцип состоит из двух основных частей:

1) снятие всех торговых ограничений (как тарифных, так и нетарифных) - "rollback";

2) отказ от введения новых ограничений. Сразу необходимо оговориться, что в определенных экстроординарных случаях допускается введение торговых ограничений - "standstill". Шумилов В.М. Международное экономическое право, М. 2001, стр. 129

Снятие всех ограничений означает, что повышение цен на импортируемые товары путем установления установления тарифов, то есть протекционизм, становятся невозможным в данном правовом поле. Таким образом, отечественные производители не имеют никаких преимуществ перед зарубежными производителями. Традиционно, государства использовали свою власть и вводили различного рода ограничения на импортируемые товары именно с целью защиты национальных производителей. Однако принципы ВТО требуют, чтобы государства более не применяли этот инструмент, за исключением определенных случаев.

На практике, может оказаться, что российские производители будут не готовы к такой конкуренции со стороны западных фирм и компаний. Европейские и американские компании десятилетиями зарабатывали себе репутацию и участвовали в свободном коммерческом обороте, российские же компании сравнительно недавно перешли к рыночным методам в ведении дел. Опыта и знаний явно не хватает. Кроме того, российские граждане проявляют больше доверия к иностранным товарам и услугам. То есть при прочих равных можно смело предположить, что предпочтение будет отдано зарубежным производителям. В таких условиях финансовое будущее российских компаний не выглядит безоблачным. Некоторые предсказывают, что у российских юристов будет много работы по делам о банкротстве, так как многие отрасли не выдержат конкуренции. За банкротством российских предприятий стоит увольнение их сотрудников, возможные проблемы с пенсией у этих сотрудников в будущем, уменьшение поступлений в соответствующие бюджеты. Лишь некоторые отрасли являются конкурентноспособными. Например, одно из требований США, предъявляемое России, состоит в том, что Россия должна присоединиться к Приложению 4 Соглашения об учреждении ВТО. Это Приложение не является обязательным. Оно предусматривает действие всех принципов ВТО в отношении гражданских воздушных судов. Вероятно, это имеет своей целью продвижение американского самолетостроения и окончательное разорение российских конкурентов.

Если в конкурентной борьбе за потребителя внутри какой-то страны победу одерживают иностранные производители, то можно ставаить вопрос об экономической зависимости страны. Экономическая зависимость государства предполагает зависимость политическую. Например, в настоящее время руководство США очень обеспокоено тем, что двигатели для американских военных самолетов производятся из российского титана. По мнению американских политиков, это ставит под угрозу национальную безопасность.

2. Как уже было отмечено выше, в определенных случаях государствам разрешается отступать от принципов ВТО. Могут они отступать и от принципа наибольшего благоприятствования. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации, М. 2003 стр. 54 Этот принцип в широком смысле предполагает, что в рамках одного правового поля все государства будут иметь одинаковые условия и возможности для ведения международной торговли. Например, если какое-то государство ситемы ВТО предоставляет какие-то льготы государству-партнеру, то оно предоставляет те же льготы всем другим участникам ВТО, кроме определенных случаев. Тем самым обеспечивается недискриминация в международной торговли. Однако наиболее могущественные (в политическом и экономическом смысле) государства добились законодательного закрепления возможностей для отступления от этого принципа в рамках ВТО. Следовательно, мнение о том, что ВТО имеет своей целью создание таких условий, при которых все государства защищены от дискриминации в международной торговли, не находит подтверждения на практике. Например, в последнее время большое распространение получили интеграционные объединения (Евросоюз, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН). Для таких таможенных союзов и зон свободной торговли установлены исключения. Действия уступок, предоставленных странами-участницами подобных объединений друг другу, не распространяются на других членов ВТО. Таким образом, возможность для дискриминации товаров и услуг какой-то страны сохраняется. Россия является участницей нескольких интеграционных объединений, и поэтому не может рассчитывать на равные условия с Мексикой при доступе на американский рынок или с Латвией при доступе на европейский рынок. А эти рынки являются ключевыми в международной торговле. Механизм продаствления преференций в рамках таможенного союза или зоны свободной торговли был исследован Якобом Винером в его работе The Customs Union Issue Jacob Viner, The Customs Union Issue, 1950 (1950). Он описывает две ситуации, и на их примере делает вывод об эффективности или неэффективности экономических объединений. Например, если государства создают таможенный союз или зону свободной торговли, то товары, которые ранее производились внутри страны, теперь могут поставляться из стран-патрнеров, если издержки зарубежных производителей значительно ниже. Это, несомненно, способствует повышению эффективности. Другая же ситуация, складывается тогда, когда наиболее эффективно этот товар производит какое-то третье государство, не входящее в данный таможенный союз или зону свободной торговли. В таком случае, это самое третье государство не может пользоваться своим конкурентным преимуществом перед участниками экономической интеграции, поскольку на него не распространяются преференции, следовательно предпочтение будет отдано странам-партнерам. В этом проявляется неэффективность механизма.

3. Присоединении к международной организации всегда начинается с присоединения к международному договору, который является учредительным документом этой организации. Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Имплиментация права ВТО в российскую правовую систему - это процесс долгий и сложный. Слеудет вспомнить несколько примеров присоединения России к международным конвенциям. Во-первых, Конвенция УНИДРУА 1988 о международном лизинге, которая вызвала большие проблемы в России как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях. Во-вторых, Европейская Конвенция об основных правах и свободах граждан 1950 года. Россия взяла на себя обязательства защищать все права и свободы, указанные в Конвенции, и признала обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека в Страсбурге. В реальности механизм защиты этих прав и свобод оказался неработающим, поэтому сейчас самое большое количество жалоб приходит в Страсбург именно из России. Поэтому для того, чтобы грамотно перенести нормы ВТО во внутреннее право, необходимо время и много усилий.

4. Несомненным плюсом ВТО является то, что организация объединяет почти все страны мира, создавая тем самым особое экономическое пространство в масштабах целого мира. Это означает, что по чисто экономическим соображениям нельзя находиться вне этого пространства. Остаться вне ВТО - значит превратиться в "экономического изгоя", в отношении котрого допускаются любые ограничительные меры. Согласно теории сравнительных преимуществ Давида Рикардо David Ricardo, Principles of Political Economy and Taxation, государства изначально обладают разными возможностями для развития. Кто-то может лучше и быстрее развивать одну отрасль, кто-то - другую. Таким образом, тенденция к специализации государств неизбежна. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности во всем, государства торгуют. То же самое можно наблюдать на примере человеческого общества: башмачник на будет печь хлеб, а придет к пекарю и предложит поменять обувь на хлеб. Пекарь, естественно, согласится, так как ему тоже нужна обувь. На уровне государств происходит почти то же самое. Политика изоляционизма, по которой государство должно быть самодостаточным и удовлетворять все свои потребности самостоятельно, почти уже стала историей. По Рикардо, государства вынуждены торговать, чтобы лучше распределять имеющиеся у них ресурсы, торговля выгодна для всех. Со временем эта тенденция только усиливается. При нынешнем уровне научно-технического прогресса развивать все отрасли экономики в равной степени невозможно, поэтому приходиться выбирать. Чтобы сделать такой выбор проще и надежнее, была создана Всемирная Торговая Организация.

5. Интеграция государства в мировую систему всегда стимулирует развитие государства в целом и отдельных его отраслей в частности. Вступление в ВТО должно сделать Россию более привлекатльной для потенциальных инвесторов. Профессор В.М.Шумилов отмечает в своих работах феномен формирования глобальной правовой системы. “Глобализация мировой экономики создает создает предпосылки для того, чтобы, с одной стороны, складывалось единое экономическое пространство, а с другой стороны, формировалась соответствующая ему политико-правовоая надстройка. Право представляет часть такой надстройки». Шумилов В.М., Всемирная торговая организация: право и система, Проспект, М, 2006, стр. 7 Происходит унификация отраслей и институтов права по всему миру, "глобализация права". Установление единых требований и стандартов помогает сделать правила игры на мировом рынке более простыми и понятными. Это облегчает инвестирование по всему миру. Для привлечения инвесторов, для развития государства очень важно быть членом ВТО.

6. Вопрос присоединения к ВТО не только экономический, но и политический. Быть членом ВТО - почетно и престижно. Что более важно, члены ВТО участвуют в создании норм права, регулирующих мировую торговлю. Если этот процесс оставить на усмотрение других государств, то очевидно, что их решения далеко не всегда будут отвечать интересам России. Процедура принятия решений в ВТО более справедлива, чем та, которая применяется при принятии решений в Международном Валютном Фонде и Всемирном Банке. Государство, которое вносит наибольший вклад в бюджет МВФ и ВБ, получает наибольшее число голосов при принятии решений. США, а именно это государство делает наибольший вклда в бюджет этих организациий, получает отличную возможность при голосовании решать свои экономические и геополитические задачи. В ВТО же предусмотрен иной порядок: у каждого члена один голос, но большинство решений принимается консенсусом, то есть не требуется, чтобы все государства-члены сказали "да". Достаточно, чтобы никто не сказал "нет". В теории такая прцедура голосования ведет к учету мнения небольших стран. К чему она ведет на практике – вопрос спорный.

Как было показано выше, членство в организации имеет свои плюсы и минусы. Среди исследователей нет единства в комплексной оценке ситуации: по вопросам тактики отношений с этой организацией, сроков и условий вступления имеются существенные расхождения.