16. Социальные проблемы мирового хозяйства.
Устойчивый и здоровый рост экономики невозможен без социального развития, а оно невозможно без роста экономики. Но на пути гармоничного соц.-эк. развития возникает немало сложностей и проблем. Многие из них связаны с социальным расслоением, имеющим место а различных группах стран.
Наиболее ярким выражением социального расслоения выступает разность (дифференциация) различных групп населения. Статистически это проявляется при сопоставлении доходов количественно равных групп населения и имеющих различный доход и потребление. Анализ свидетельствует о том, что в повсеместном распространении соц. неравенства, но в развивающихся странах оно обычно выше, чем в развитых странах в целом.
Наиболее велико соц. неравенство в Африке и особенно в Лат. Америке.
В целом соц. неравенство относительно меньше у старых членов ЕС и у Японии, а выше в США.
В странах с переходной экономикой дело обстоит по разному. В странах ЦВЕ неравенство относительно невелико, примерно на уровне развитых стран Европы и Японии.
В СНГ показатели хуже.
Сильное соц. расслоение мешает гармоничному развитию, потому что сдерживает эк. рост (из-за торможения роста внутреннего рынка, ориентации элиты отстающих стран на импорт и др.). Весьма негативна и динамика соц. расслоения. За последние десятилетия абс. и относ. его показатели увеличились в ряде африканских и латиноамериканских стран, а также в некоторых странах с переходной экономикой. И даже в ряде стран с развитой экономикой отмечалась подобная тенденция.
Различия между отдельными развитыми странами связаны с разными соц.-эк. моделями этих стран:
Американская модель соц. политики (США, Канада, Великобритания)
Либеральная модель, большую роль играет не государство, а частный капитал. Т.е. есть 2 ветви соц. обеспечения: государственная и частная.
Западноевропейская модель (Франция, Бенилюкс, Германия)
Государство берет на себя очень широкие обязательства в обеспечении благосостояния тех, кто не может самостоятельно обеспечить достаточный уровень доходов, и проявляет большую активность в других соц. вопросах. В результате в связи с увеличением безработицы, постарением населения и пр. потребности в платежах увеличились, а накопления в гос. фондах стали уменьшаться. Возникла устойчивая дефицитность бюджета системы соц. обеспечения, пришлось увеличивать взносы работников и предприятий.
Японская модель
Это смешанная модель США и западноевропейской. Каждая фирма – своеобразное предприятие соц. страхования. но в то же время характерна высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества.
Соц. политика в наименее развитых странах
Определяется прежде всего их соц.-эк. отсталостью, нацелена на решение элементарных вопросов, связ. с базовыми потребностями населения, созданием основ системы образования и здравоохранения. Перспективы во многом зависят от финансовой помощи.
Соц. политика в странах с переходной экономикой (Россия)
Происходит серьезная дифференциация уровня жизни различных соц. групп. В Росси, как и во многих других странах с переходной экономикой, налицо серьезные трудности в функционировании системы соц. обеспечения: проблемы в ЖКХ, здравоохранении, образования и культуры, монетаризация льгот.
17. Основные стадии процесса экономической интеграции.
Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;
широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;
необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;
региональностью пространственных масштабов интеграции, т. к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.
Основными целями интеграции могут быть следующие.
*Использование преимуществ экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций. Цели увеличения национальных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
*Создание благоприятной внешнеполитической среды. Такая цель особенно характерна для стран ЮВА и Ближнего Востока. Здесь важно укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.
*Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонние переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.
*Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.
*Поддержка молодых отраслей национальной промышленности, так как для них возникает более широкий региональный рынок. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.
В целом можно выделить пяти этапов, для которых характерны свои особенности.
Когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Они могут подписываться либо на двусторонней основе между двумя государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам.
На первом уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продукции сельского хозяйства. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным на территории одного из государств-членов, но зачастую обходится и без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Второй уровень интеграции связан с образованием таможенного союза — согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системой нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе» опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает третьего уровня — общего рынка, — интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1—2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встреч министров, опирающихся на постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС — Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС).
Четвертый уровень – валютный союз. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. На этом уровне происходит выравнивание уровня налогов, унифицирование хозяйственного законодательства, технических и санитарных стандартов, координирование национальных кредитно-финансовых структур и систем социальной защиты. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.
По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для пятой (высшей) ступени региональной интеграции – политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».
Наиболее крупные интеграционные группировки включают в себя десятки стран, так, АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) – 21, ЕС – 27.
18. Интеграционные процессы на европейском континенте. ЕС и ЕАСТ: различия в подходах к интеграции.
Европейский Союз (ЕС) образовался как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1957 г. после слияния региональных организаций:
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.);
Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС;
Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.)
С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет в двух направлениях ~ вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов.
Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации.
Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий:
-отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
-введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
-свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
-проведение общей аграрной и транспортной политики;
-создание валютного союза;
-координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
-унификация налоговых законодательств;
-выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:
Совет Министров — законодательный орган. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС;
Европейский Совет — директивный орган, образован в 1974 г.; в его состав входят главы государств и правительств стран-участниц ЕС;
Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, за налоговой политикой и т.д.; состоит из 20 человек;
Европейский Парламет — представительный, консультативный и контролирующий орган, избирается с 1979 г. В него входят 26 депутатов. Взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2—1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств);
Суд Европейских Сообществ — высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.
Помимо ЕС в Европе в 1960 г. возникла еще одна организация на основе подписанной в Стокгольме конвенции. ЕАСТ — это торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании, как ответ на образование Общего рынка. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.
Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.
Ассоциация не ставит своей целью создание экономического и валютного, а тем более политического союза.
Деятельностью ЕАСТ руководит Совет в составе совета министров или постоянных глав делегаций. В его задачи входит разработка рекомендаций и исполнение правительствами стран-членов соглашений, заключенных в рамках ассоциации. Решения и рекомендации требуют, как правило, единогласия. Текущими делами руководит Секретариат.
Отличия ЕАСТ от ЕС:
1. в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган — консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос;
2. режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию;
3. за каждой страной — членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами;
4. в ЕАСТ не существует единого таможенного тарифа.
Наиболее тесные связи ЕАСТ имеет с ЕС. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В соответствии с достигнутым договором с 1 января 1993 г. страны — члены ЕАСТ стали включать в свои национальные законодательства законодательные акты ЕС, касающиеся свободного движения товаров, капиталов и услуг, а также политики ЕС в области конкуренции.
Интеграции рынков аграрной продукции не предполагается, поскольку сельское хозяйство ЕАСТ не смогло бы выдержать конкуренцию со стороны ЕС.
- 1.Роль гатт/вто в разрешении противоречий международной торговли
- 2. Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные ограничения
- 1.Меры прямого ограничения
- 2.Специальные защитные меры
- 3.Административные и таможенные формальности
- 4.Прочие нетарифные меры
- 3.Современные проблемы транснационализации и глобализации производства и капитала.
- 4.Демографическая проблема современности
- 5.Классификация стран в мировой экономике
- 6.Страны с развитой экономикой
- 7.Развивающиеся страны
- 8.Страны с переходной экономикой
- 9.Международные финансовые организации: мвф, Группа Всемирного Банка
- 10. Место россии в системе мирохозяйственных связей
- 11. Миграционные процессы и проблемы мирового рынка рабочей силы.
- 12. Международные экономические организации: критерии классификации.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 14. "Долларизация" мировой экономики: основные вызовы и угрозы.
- 15. Экологические проблемы мирового хозяйства.
- 16. Социальные проблемы мирового хозяйства.
- 21. Некоторые особенности взаимодействия развивающихся стран с транснациональными корпорациями
- 22. Предпосылки становления тнк. Основные формы монополистических объединений.
- 24.Международное разделение труда (мрт) как основа мирохозяйственных процессов.
- 25. Основные теории развития международного хозяйства.
- 26. Социокультурные теории ф. Фукуямы и с. Хантингтона в контексте развития мировой экономики.
- 27. Объяснение международной торговли в рамках теорий абсолютных и относительных преимуществ.
- 28. "Великая депрессия" (1929-1933 гг.) в сша. Основные методы оздоровления экономики ("Новый курс" ф. Рузвельта).
- 29. Трансграничные сделки "Слияния и поглощения" как основной инструмент укрепления экономической мощи тнк.
- 33. Автаркия и "Открытая экономика": основные отличия концепций
- 35.Основные модели социально-экономического развития (сша, континентально-европейская, японская, "социализм с человеческим лицом").
- 36. Страны нис: характерные особенности развития и предпосылки отнесения к категории развитых стран
- 37. Группа "Страны переселенческого капитализма": состав участников, характерные особенности развития
- 2.2.3. Страны переселенческого капитализма
- 38.Либеральная экономическая идеология (экономический либерализм) и развитие мировой экономики на современном этапе. Вашингтонский и Поствашингтонский консенсус
- 39. Системные экономические реформы в странах с переходной экономикой.
- 40. Российский опыт системных экономических реформ: основные проблемы, оценка эффективности проведения.