1.Роль гатт/вто в разрешении противоречий международной торговли
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.
ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Правовой механизм Генерального соглашения о тарифах и торговле основывается на ряде принципов и норм:
недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
РНБ - режим наибольшего благоприятствования означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;
использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;
предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;
разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;
взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%.
К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран.
С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г; в ВТО вошло 132 страны. Соглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках "уругвайского раунда". По мнению Рената Руджеро, генерального директора ВТО, уругвайский раунд приведет к росту объемов торговли "почти такому же, как в золотом веке" (т. е. в 50-70-е годы).
Несмотря на формальную преемственность, Всемирная торговая организация по ряду параметров отличается от ГАТТ.
ГАТТ представляло собой просто свод правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.
ГАТТ использовалось как временный базис. Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Всемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.
Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач:
продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию;
оказание содействия сфере торговли услугами. Новый раунд переговоров по торговле услугами должен начаться в 2000 г. Цель - расширить соглашения 1997 г. по телекоммуникациям, финансовым услугам и Интернету, а также завершить работу по соглашениям по бухгалтерским услугам;
ВТО нужно решить, насколько она будет вовлечена в решение таких проблем, как: антитрестовские законы, ограничения для иностранных инвестиций, права наемных работников и защита окружающей среды.
После образования Всемирной торговой организации появляется настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные "нерыночные" преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.
В ходе прошедшей в Сингапуре в декабре 1996 г. первой министерской конференции стран-членов Всемирной торговой организации были сформулированы и другие проблемы, которые предстоит решать ВТО. К ним относятся: отмена ограничений со стороны США и ЕС на ввоз текстильных товаров из азиатских стран, "регионализм", т. е. широкое распространение соглашений о преференциальной торговле между группами стран; либерализация рынка фармацевтики; "прозрачность" системы государственных закупок; проблемы перемещения рабочей силы, морского транспорта и др.
Кроме того, Всемирной торговой организации предстоит решать вопросы, поднятые еще на Уругвайском раунде ГАТТ, об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут быть преградой на пути свободной торговли.
- 1.Роль гатт/вто в разрешении противоречий международной торговли
- 2. Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные ограничения
- 1.Меры прямого ограничения
- 2.Специальные защитные меры
- 3.Административные и таможенные формальности
- 4.Прочие нетарифные меры
- 3.Современные проблемы транснационализации и глобализации производства и капитала.
- 4.Демографическая проблема современности
- 5.Классификация стран в мировой экономике
- 6.Страны с развитой экономикой
- 7.Развивающиеся страны
- 8.Страны с переходной экономикой
- 9.Международные финансовые организации: мвф, Группа Всемирного Банка
- 10. Место россии в системе мирохозяйственных связей
- 11. Миграционные процессы и проблемы мирового рынка рабочей силы.
- 12. Международные экономические организации: критерии классификации.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 14. "Долларизация" мировой экономики: основные вызовы и угрозы.
- 15. Экологические проблемы мирового хозяйства.
- 16. Социальные проблемы мирового хозяйства.
- 21. Некоторые особенности взаимодействия развивающихся стран с транснациональными корпорациями
- 22. Предпосылки становления тнк. Основные формы монополистических объединений.
- 24.Международное разделение труда (мрт) как основа мирохозяйственных процессов.
- 25. Основные теории развития международного хозяйства.
- 26. Социокультурные теории ф. Фукуямы и с. Хантингтона в контексте развития мировой экономики.
- 27. Объяснение международной торговли в рамках теорий абсолютных и относительных преимуществ.
- 28. "Великая депрессия" (1929-1933 гг.) в сша. Основные методы оздоровления экономики ("Новый курс" ф. Рузвельта).
- 29. Трансграничные сделки "Слияния и поглощения" как основной инструмент укрепления экономической мощи тнк.
- 33. Автаркия и "Открытая экономика": основные отличия концепций
- 35.Основные модели социально-экономического развития (сша, континентально-европейская, японская, "социализм с человеческим лицом").
- 36. Страны нис: характерные особенности развития и предпосылки отнесения к категории развитых стран
- 37. Группа "Страны переселенческого капитализма": состав участников, характерные особенности развития
- 2.2.3. Страны переселенческого капитализма
- 38.Либеральная экономическая идеология (экономический либерализм) и развитие мировой экономики на современном этапе. Вашингтонский и Поствашингтонский консенсус
- 39. Системные экономические реформы в странах с переходной экономикой.
- 40. Российский опыт системных экономических реформ: основные проблемы, оценка эффективности проведения.