29. Трансграничные сделки "Слияния и поглощения" как основной инструмент укрепления экономической мощи тнк.
В этих условиях очень важно уметь ориентироваться в типах слияний компаний, выявлять основные цели, которые преследуют стороны при заключении сделки слияния или поглощения компаний, оценивать эффективность такой сделки и ее возможные последствия. Если же компании грозит поглощение другой фирмой, то к этому процессу надо очень хорошо подготовиться: или своевременно принять противозахватные меры, достаточно активно апробированные в мировой практике, или же своими действиями добиться выгодных для себя условий поглощения. В большинстве случаев, как это не парадоксально, в результате такой сделки выигрывает не поглощающая, а поглощаемая компания.
В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более, ранее существовавших структур. На практике под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. В российском законодательстве этот случай попадает под термин “присоединение”, подразумевающий, что происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются (А=А+В+С). Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.
Виды слияний компаний.
В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:
горизонтальные слияния - объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
вертикальные слияния - объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
родовые слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химические реактивы для фотографирования;
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.
Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ.
Основные мотивы слияния и поглощений компаний.
Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний и поглощений. Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний.
Получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний.
Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.
Мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.
Налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.
Диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).
Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании (компании-мишени) значительно меньше стоимости замены ее активов.
Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для российских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.
Для того чтобы слияние или поглощение прошло успешно, необходимо:
правильно выбрать организационную форму сделки;
обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству;
иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения;
в случае слияния быстро и мирно решить вопрос “кто главный”;
максимально быстро включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал.
Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением.
Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений:
неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой компании;
недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;
ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.
Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции - 3,5 млрд.
Аналитические исследования имевших место слияний показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую. В большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше.
Транснациональные корпорации - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Правовой режим транснациональных, корпораций предполагает “деловую активность” осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний.
Наиболее общей причиной их возникновения является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.
Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей путем создания крупнейшими компаниями собственных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.
К числу конкретных причин возникновения транснациональных корпораций следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.
+ лекции
30. Периодизация мировой экономики (основные этапы развития).
1) сер. 19-нач. 20вв.
2) нач.50-х гг. 20в.- кон. 70-х гг. 20в.
3) 80-е гг. – настоящий момент
Мировое хозяйство прошло длительный этап своего становления и эволюции. Считается, что мировое хозяйство, как таковое, сформировалось в конце ХIХ — начале ХХ вв.
Мировое хозяйство сложилось к началу XX в. в результате длительного исторического процесса.
I этап возникновения мирового хозяйства (XVI—XIX вв.) приходится на эпоху Великих географических открытий XV—XVI вв. Они привели к ускоренному развитию международной торговли, когда после господства натурального хозяйства международная торговля стала приобретать особо важное значение. Этот этап характеризуется ускоренным развитием международной торговли преимущественно колониальными товарами. Всемирное хозяйство этого периода было ограниченным, оставаясь сферой приложения только купеческого капитала. Мировое хозяйство на этом этапе понимается как совокупность внешнеторговых взаимоотношений стран и является сферой приложения преимущественно купеческого капитала.
II этап относят к середине XIX — началу XX в. — после промышленного переворота и перерастания капитализма в его монополистическую стадию.
В начале XX в. развитие массового производства способствовало перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство. В это время, наряду с миграцией рабочей силы и с обменом товарами, росла миграции капитала, тогда большое развитие получили международные производственные связи.
Формирующееся в этот период мировое хозяйство на базе капиталистического производства представляло собой совокупность международных экономических отношений промышленно развитых стран друг с другом и с колониями.
III этап в процессе развития мирового хозяйства ограничивается временными рамками между Первой и Второй мировой войнами, а в содержательном плане характеризуется разрушением многих достигнутых в предшествующие годы мирохозяйственных связей. Несмотря на ускорение экономического развития многих стран после 1920 г., международная финансовая система отличалась повышенной неустойчивостью, оттоками долгосрочного капитала из индустриальных стран, замедливших свое развитие. Мировая торговля так и не смогла достичь предвоенного уровня 1913 г. В 1917 г. из мирохозяйственных связей выпала Россия. Появляются два типа мирового хозяйства: капиталистический и социалистический.
В это время существует понятие «стальной пакт» - нацистская Германия, фашистские Италия и Япония, франкистская Испания. Мотивы: расширение пространства – Германия (“Mein Kampf”), Италия (Бенитто Муссолини) – идея возрождения Римской империи. Япония – региональная сверхдержава, контроль всего Азиатского и Тихоокеанского региона (изгнание Британии и США). => двуполярный мир.
IV этап в развитии процесса интернационализации начался после окончания Второй мировой войны и продолжался до начала 90-х гг. Он может быть охарактеризован как этап перестройки международных экономических отношений или поиска нового международного экономического порядка, в ходе которого ранее нарушенные внешнеэкономические связи в мировой экономике постепенно восстанавливались, увеличивались потоки через границу товаров, услуг и факторов производства.
Мировое хозяйство в этот период развивается под влиянием беспрецедентного экономического роста, мощной тенденции стран к объединению в области экономической деятельности и повышении производительности труда, либерализации внешнеторговой политики, интенсивного научно- технического прогресса, распада колониальной системы империализма.
В этот период в мировое хозяйство вовлекаются развивающиеся страны, активизируются международные экономические отношения обоих его составляющих блоков — мирового капиталистического и мирового социалистического хозяйств, налаживаются мирохозяйственные связи между ними; национальные экономики оказываются все более втянутыми в мирохозяйственный оборот и все более зависимы от него, особенно в рамках интеграционных объединений; создается система международных организаций для регулирования мирохозяйственных связей; активизируется деятельность международных корпораций.
В середине 70-х гг., когда общемировое экономическое доминирование США сменилось многополюсной системой всемирного хозяйства, что жестко усилило конкуренцию между тремя центрами мирового экономического развития. В это же время в систему всемирного хозяйства на новых ролях вошли новые индустриальные государства.
С начала 90-х гг. ведет отсчет V современный этап развития мирового хозяйства, начинающего приобретать черты единого целостного образования. Главными факторами такого развития явились распад СССР и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи - межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии), переход на рыночные основы развития бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы, дальнейшее развитие интеграционных (объединение) процессов в мире, а также возрастающая роль международных корпораций как субъектов мирового хозяйства. Международные корпорации создали международное производство, ориентированное на удовлетворение потребностей любого гражданина мира.
31. Основные политические проблемы современности в контексте развития мирового хозяйства.
32. Основные индикаторы (показатели) экономического развития, используемые в мировой экономике (ВВП, ВНП, ЧНП, НД, экспортная квота, импортная квота, внешнеторговый оборот и пр.).
Экономические показатели - это величины или характеристики, показывающие состояние экономики. Их динамика задается статистическим рядом рассчитываемых, как правило, еженедельно, ежемесячно или ежеквартально значений, который помогает обнаружить тенденции развития экономики и предсказать ее будущее. Краткосрочные процессы и явления, отражающиеся на состоянии экономики, весьма многообразны. Некоторые из них регулярно повторяются в определенное время года, как, например, резкое увеличение объема розничных продаж накануне Нового года. Среди других важных для экономической жизни событий можно выделить забастовки и необычные погодные условия, начало и прекращение войн, общий спад деловой активности, начало экономического подъема или спекулятивного бума. Поскольку различные факторы действуют от нескольких недель до нескольких лет, очень важно иметь информацию, регулярно обновляемую через достаточно короткие промежутки времени.
Группа показателей общего состояния экономики
Валовой внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Является главным индикатором, отражающим состояние национальной экономики. Согласно кейнсианской модели развития экономики, ВВП можно представить в следующем виде: GDP = C + I + S + E - M, где С - потребление, I - инвестиции, В - государственные расходы, Е - экспорт, М - импорт. ВВП выражается в виде индекса по отношению к предыдущему периоду рассмотрения. Оказывает значительное влияние на рынок. Рост ВВП приводит к росту курса национальной валюты.
Впервые это понятие было предложено в 1934 г. Саймоном Кузнецом.
ВВП:
номинальный — выражен в текущих ценах года его расчёта.
реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.
Дефлятор ВВП - отношение номинального ВВП к реальному ВВП.
фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости — это ВВП, который отражает реализованные возможности экономики.
потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости. Это ВВП, который будет отражать потенциальные возможности экономики. Потенциальные возможности экономики могут быть намного выше реальных.
Валовой национальный продукт (ВНП) – это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг (т.е. продукция, произведенная на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране). С 1993 г., согласно новой Системе национальных счетов, ВНП переименован в валовой национальный доход (ВНД). ВНП, наряду с валовым внутренним продуктом, является базовым, наиболее целостным и обобщающим макроэкономическим показателем, поскольку объёмы производства позволяют оценить экономическую мощь данной страны. Чем выше ВНП, тем, следовательно, больше продукции выпускают отрасли народного хозяйства.
ВНП = Y = C + I + G + NX, где C – личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).
I – валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).
G – государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.).
NX – чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.
Чистый национальный продукт (ЧНП) - это валовой национальный продукт за вычетом амортизации. Последняя представляет собой эквивалент величины обесценивания основного капитала за период. ЧНП можно исчислять и другим методом, рассматривая его как сумму доходов: заработной платы, взносов на социальное страхование, налогов, процентов, дивидендов, рентных платежей, нераспределенной прибыли корпорации, доходов от индивидуальной деятельности, а также других форм доходов резидентов данной страны.
Национальный доход (НД) - сумма всех доходов полученных резидентами страны за год. Чтобы определить величину национального дохода, необходимо из чистого национального продукта вычесть налоги косвенные. Также может рассчитываться как ВНП за вычетом амортизации, налогов и непроизводственных расходов. Национальный доход складывается из:
- заработной платы рабочих и жалования служащих;
- дополнительных выплат;
- рентных доходов владельцев собственности;
- чистого процента по потребительским кредитам;
- прибылей корпораций;
- доходов собственников.
Национальный доход - в экономических моделях - денежный поток, направленный от фирм к домохозяйствам в уплату за факторы производства.
ЭКСПОРТНАЯ КВОТА - количество товара, которое государственные органы разрешают экспортировать предприятиям, фирмам в условиях, когда экспорт ограничен. Это количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции. Экспортная квота экономики исчисляется, как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП страны, и показывает, какая доля всей произведенной национальной продукции реализуется на мировом рынке. Если экспортная квота отрасли выше, чем по экономике в целом, это свидетельствует о направлении специализации страны в международной торговле. По товарам, на которые установлены квоты, экспортеры должны получить в правительственных ведомствах лицензии на вывоз. Экспортная квота применяется для ограничения оттока из страны дефицитных товаров или особо ценных природных ресурсов. В мировой практике используется значительно реже, чем импортная квота.
Импортная квота - нетарифное, то есть не связанное с ценами и налогами, количественное ограничение ввоза определенных видов товаров в страну, устанавливаемое правительством в целях ограждения собственной экономики, защиты внутреннего рынка. Это количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производство различных видов продукции. По товарам, на которые установлены квоты, импортеры должны получить в правительственных ведомствах лицензии на ввоз. Импортная квота применяется для ограничения оттока иностранной валюты из страны, защиты отечественных изготовителей или решения проблем политических отношений между странами.
Существует два вида импортных квот:
абсолютная квота - установленное количество товаров, разрешенных к ввозу,
тарифная квота - разрешение на ввоз конкретного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.
Импортные квоты в 1930-40-е гг. широко применялись во всех промышленно развитых странах. В 1980-х гг. количественные ограничения импорта на подавляющее большинство товаров в промышленно развитых странах отменены. Но фактически импортные квоты сохраняются в виде так называемых добровольных ограничений экспорта, вводимых под давлением стран-импортеров, особенно США.
Рассчитывается как отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объему внутреннего потребления в стране, представляющему собой сумму отечественного производства и импорта соответствующей продукции.
Внешнеторговый оборот - сумма стоимостей экспорта и импорта страны или группы стран за определенный период: месяц, квартал, год. В большинстве стран мира учет экспорта товаров осуществляется по реализационным ценам «фоб», т. е. когда в цену товара включаются расходы по доставке и погрузке товаров на борт судна либо другое транспортное средство. Импорт учитывается по ценам «сиф», т. е. когда учитываются расходы по перевозке и страхованию товаров.
По нему рассчитываются средние цены, сальдо торгового баланса (разность между стоимостью экспорта и импорта: положительное сальдо торгового баланса означает превышение экспорта над импортом; отрицательное сальдо торгового баланса — превышение импорта над экспортом (обычно считается, что это плохо)), эффективность внешней торговли в целом и т. п.
Мировой внешнеторговый оборот - сумма экспорта всех стран мира, выраженная в самой устойчивой валюте мира - американских долларах.
Группа показателей занятости.
Уровень безработицы - это отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения, которое выражается в процентах. Для каждой страны существует официальные данные по допустимым для экономического роста размерам безработицы. Он может рассчитываться по методу МОТ и в соответствии со специальными законодательными нормами государства.
Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. Иначе определяется уровень безработицы государственной службой занятости. В соответствии с российским законодательством о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу, готовые приступить к ней и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Таким образом, подсчитывается численность официальных безработных.
Non-Farm Payrolls (Количество новых рабочих мест) - количество новых рабочих мест, созданных в несельскохозяйственных отраслях экономики за месяц. Это очень сильный индикатор, показывающий изменение уровня занятости в стране. Прирост этого показателя характеризует увеличение занятости и приводит к росту курса валюты. Его называют "индикатором, который двигает рынки". Существует эмпирическое правило, что увеличение его значения на 200 000 в месяц приравнивается к увеличению ВВП на 3,0%.
Группа показателей инфляции
Индекс потребительских цен - изменение уровня различных цен на "фиксированную корзину" товаров и услуг. При расчете индекса учитываются цены на импортные товары и услуги. Индекс потребительских цен является главным индикатором уровня инфляции в стране. Если экономика развивается в нормальных условиях, то рост этого показателя может привести к повышению основных процентных ставок в стране. Это, в свою очередь, приводит к росту курса доллара, так как увеличивается привлекательность вложения средств в валюту с большей процентной ставкой.
- 1.Роль гатт/вто в разрешении противоречий международной торговли
- 2. Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные ограничения
- 1.Меры прямого ограничения
- 2.Специальные защитные меры
- 3.Административные и таможенные формальности
- 4.Прочие нетарифные меры
- 3.Современные проблемы транснационализации и глобализации производства и капитала.
- 4.Демографическая проблема современности
- 5.Классификация стран в мировой экономике
- 6.Страны с развитой экономикой
- 7.Развивающиеся страны
- 8.Страны с переходной экономикой
- 9.Международные финансовые организации: мвф, Группа Всемирного Банка
- 10. Место россии в системе мирохозяйственных связей
- 11. Миграционные процессы и проблемы мирового рынка рабочей силы.
- 12. Международные экономические организации: критерии классификации.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 13. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства и проблема ограниченности ресурсов.
- 14. "Долларизация" мировой экономики: основные вызовы и угрозы.
- 15. Экологические проблемы мирового хозяйства.
- 16. Социальные проблемы мирового хозяйства.
- 21. Некоторые особенности взаимодействия развивающихся стран с транснациональными корпорациями
- 22. Предпосылки становления тнк. Основные формы монополистических объединений.
- 24.Международное разделение труда (мрт) как основа мирохозяйственных процессов.
- 25. Основные теории развития международного хозяйства.
- 26. Социокультурные теории ф. Фукуямы и с. Хантингтона в контексте развития мировой экономики.
- 27. Объяснение международной торговли в рамках теорий абсолютных и относительных преимуществ.
- 28. "Великая депрессия" (1929-1933 гг.) в сша. Основные методы оздоровления экономики ("Новый курс" ф. Рузвельта).
- 29. Трансграничные сделки "Слияния и поглощения" как основной инструмент укрепления экономической мощи тнк.
- 33. Автаркия и "Открытая экономика": основные отличия концепций
- 35.Основные модели социально-экономического развития (сша, континентально-европейская, японская, "социализм с человеческим лицом").
- 36. Страны нис: характерные особенности развития и предпосылки отнесения к категории развитых стран
- 37. Группа "Страны переселенческого капитализма": состав участников, характерные особенности развития
- 2.2.3. Страны переселенческого капитализма
- 38.Либеральная экономическая идеология (экономический либерализм) и развитие мировой экономики на современном этапе. Вашингтонский и Поствашингтонский консенсус
- 39. Системные экономические реформы в странах с переходной экономикой.
- 40. Российский опыт системных экономических реформ: основные проблемы, оценка эффективности проведения.