logo
2 СЕМЕСТР ГМУ1 / Экономическая теория 2 (мировая экономика) / 07 Курс лекций

Модуль 5. Международная торговля Сущность международной торговли. Показатели внешнеторговой деятельности

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля. По некоторым оценкам, на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО. С появлением в XX в. новых форм международных экономических связей масштабы торговли не сократились, а значительно выросли. Став первой формой экономических связей между национальными хозяйствами, между­народная торговля до настоящего времени остается главной формой экономического взаимодействия стран мира и представляет собой обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами.

Внешняя торговля - это обмен страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг.

Международная торговля представляет собой совокупный объем торговли всех стран мира.

Можно выделить наиболее важные аспекты мотивации участия стран в международной торговле:

  1. расширение рынков сбыта произведенной национальным производством продукции;

  2. необходимость приобретения ресурсов в других странах, что позволяет приобретать ресурсы, либо недоступные в собственной стране, либо более дешевые.

В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, стимулирующая сдвиги в географической и товарной структурах мировых товаропотоков.

Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения, с конкурентоспособностью их экономик. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяй­ственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли. Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимо­зависимость национальных хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой серьезные международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества.

Во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосу­дарственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

Со второй половины прошлого столетия международный обмен приобретает грандиозные масштабы. В период с 1950 по 1994 г. мировой торговый оборот вырос в 14 раз, в период с 1950 по 1970 г. был достигнут 7%-ный ежегодный рост мирового экспорта, в 70-е годы он несколько снизился, до 5%, в конце 80-х годов дошел до 8,5%, а со второй половины 90-х годов демонстрирует высокие устойчивые темпы - 7-9%. Подобный устойчивый рост международной торговли является следствием проявления таких факторов, как:

• глобальное расширение мирового рынка товаров и услуг за счет включения в мировую торговлю бывших колониальных стран, группы новых индустриальных стран с экономикой, ориентированной на внешний рынок, стран с переходной экономикой.

Исходя из определения мировой торговли как обмена между странами, основанного на ввозе и вывозе товаров, можно выделить следующие показатели внешнеторговой деятельности отдельной страны:

Важной характеристикой мировой торговли является структура экспорта (импорта). Согласно современной классификации подразделение внешнеторговой деятельности осущест­вляется следующим образом: