logo
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

2.1. Функции и содержание социального контроля

Важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Его можно уподобить своего рода центральной нервной системе института. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандарти­зирующих поведение людей, делающих его предсказу­емым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые лю­бое общество применяет для обуздания своих непокор­ных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

• охранительную функцию;

• стабилизирующую функцию.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с по­мощью использования властных полномочий и вклю­чает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть. Вначале дадим определение социальных норм, а затем раскроем остальные понятия.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обществен­но одобряемого) поведения.

Социальные предписания запрет или разреше­ние что-либо делать, обращенные к индивиду или груп­пе и выраженные в любой форме (устной или пись­менной, формальной или неформальной).

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные сим­волы (например, знамя, герб, гимн), религиозные об­ряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.

Социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соотвествующего (обществен­но одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеаль­ные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в кон­кретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных ту­совках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). К примеру, американский соци­олог Элтон Мэйо, в 1927—1932 годах проводивший зна­менитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, приня­тым в производственную бригаду, старшие товарищи:

• не держись со «своими» официально;

• не говори начальству то, что может навредить членам группы;

• не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

• не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в це­лом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе прису­щи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общена­циональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифициро­вать в зависимости от того, насколько строго соблю­дается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать очень сильные жесткие санк­ции — изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего кара­ются нарушения табу и юридических законов (на­пример, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Определенная степень неподчинения нормам су­ществует в любом обществе и в любой группе. Нару­шение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ста­вит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Поль­зование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги — пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступле­ния от традиций, не говоря уже о серьезных проступ­ках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.

Нормы связывают или, как научно выражаются специалисты, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих чле­нов определенные обязательства и ставит их в опреде­ленные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне ули­цы, а идущие навстречу, передвигаются по левой, воз­никает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил возникают столкновения и бес­порядки. Еще более наглядно действие норм проявля­ется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если парт­неры не соблюдают писанные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систе­му социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют,— как стандарты поведения (обязан­ности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого муж­чины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне кон­кретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения кара­ло все сообщество.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сооб­щество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи — одна из важ­нейших ценностей человеческого общества с древней­ших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обя­занность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем са­мым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетель­ность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспо­собный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи — основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый — муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возмож­ности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже про­стейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нор­мой и ценностью выражается так: нормы правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, долж­ное, недолжное и т. д.

Вождь имеет право осуществлять религиозные це­ремонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводитель­ствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающе­го данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные

солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: «Я не знаю этого». Подобное право объясняется природой акаде­мических знаний и состоянием науки, а не его неком­петентностью.

Обязанности свидетельствуют о том, что исполни­тель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или но­сителям. Права говорят о том, что человек может по­зволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограни­чивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвя­заны между собой так, что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Вернее, они могут существовать порознь, но тогда социальная струк­тура деформируется. Так, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обя­занности асимметричны: у правителя и высших долж­ностных лиц права максимальны, а обязанности — минимальны. Напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обще­стве они более симметричны. Стало быть, оттого, как расположены права и обязанности в социальной струк­туре, зависит уровень развития общества.

Выполняя те или иные обязанности, индивид не­сет перед другими определенную ответственность.

Сапожник обязан в срок и с высоким качеством дос­тавить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Таковы формы прояв­ления ответственности. Они многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его об­ладатель и тем больший круг обязанностей на него воз­лагается. Статус чернорабочего мало к чему обязыва­ет. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправ­дывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Оказывается, право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движения человече­ства по пути цивилизации. Его не было в первобыт­ном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшим­ся обычаям и традициям. Обычаи — это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же со­блюдаются в силу общественного принуждения. Тра­диции и обычаи были окружены таинственными обря­дами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в особо приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славяне, почитая кормилицу-зем­лю, боялись вбивать в нее колья и не делали весной заборов — берегли ее. С тех времен сохранился риту­ал целовать землю, клясться землей, хранить горсть земли — предписания своих предков люди выполняли строго. Такие правила нигде не записывались и пере­давались устно от поколения к поколению. Позже их стали фиксировать в документах.

Прообразом права были запреты (табу) в поведе­нии человека. Например, запрещалось охотится на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Самые древние законы дошли до нас из Ме­сопотамии — их автор, шумерский правитель, живший в XXIV в. до н. э., пытался с их помощью регулировать рыночные цены. Законы являлись инструментом об­щественного согласия. Право представляет собой до­говор людей о правилах поведения. Одна часть пра­вил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу дей­ствий, а вторая ее расширяла. Каждый из нас имеет право на образование, т. е. разрешение учиться в шко­ле, колледже или вузе. Право означает возможность поведения. В древних законах присутствовали главным образом ограничители свободы, а сами свободы, осо­бенно для малоимущих, не существовали. Право как свобода — это достижение Нового времени.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению соци­альных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нор­мы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции — развет­вленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Конфор­мизм представляет собой внешнее согласие с общепри­нятым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том. По существу в достижении конформизма заключается одна из целей социального контроля. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

Формальные позитивные санкции (Ф + ) — публич­ное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): пра­вительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным фун­кциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н +) — пуб­личное одобрение, не исходящее от официальных

организаций: дружеская похвала, комплименты, мол­чаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, призна­ние лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) — нака­зания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфис­кация имущества, понижение в должности, разжало­вание, низложение с престола, смертная казнь, отлу­чение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) — нака­зания, не предусмотренные официальными инстанция­ми: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шут­ка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, кле­вета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение тре­бует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. При­влечение к административной ответственности, скажем, штраф за безбилетный проезд, предполагает присут­ствие официального транспортного контролера, а иног­да и милиционера. Присвоение ученой степени пред­полагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если при­менение санкций совершается самим человеком, на­правлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль называют еще внутренним контро­лем: индивид самостоятельно регулирует свое поведе­ние, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настоль­ко прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачли­вому сопернику или желает смерти близкому. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже ко­торой расположена сфера подсознания, или бессозна­тельного, состоящая из стихийных импульсов. Само­контроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравь­ев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконт­ролю. О взрослом человеке, не умеющем контролиро­вать себя, говорят, что он «впал в детство». Импуль­сивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфанти­лизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усили­ями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самокон­троля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частно­сти армии, судам, государству. Чем слабее самоконт­роль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъяв­ления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на про­тяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо граж­данам, с целью навести порядок. Но привыкшие под­чиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рацио­нальными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь под­готавливая разумное обоснование всякому сопротивле­нию этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправ­дывались общественным мнением потому, что разум­ным считалось сопротивление, а не подчинение при­нудительным нормам.

Социальный контроль выполняет функцию мили­ционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправиль­но «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассу­дится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охрани­тельная функция иногда мешает ему выступать побор­ником прогресса, но социальный контроль и не стре­мится к обновлению общества. Это — задача других общественных учреждений. Социальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать традиции, высту­пает против того нового, что как следует не проверено. Он — фундамент стабильности в обществе. Его отсут­ствие или ослабление ведет к анемии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

С социальными нормами тесно связаны ценнос­ти. Ценности социально одобряемые и разделяе­мые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романти­ческая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвер­гаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осужда­ются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно обще­ство. А индивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности пред­ставляют собой разделяемые вами совместно с други­ми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Хотя нарушение большинства групповых привы­чек наказывается обществом достаточно мягко, неко­торые их виды ценятся очень высоко и за их наруше­ние следуют строгие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила пове­дения, ждало суровое наказание: с ними могли не раз­говаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вок­руг них могли создать нетерпимую обстановку и заста­вить уволиться, к ним могли применить даже физичес­кое насилие. Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

• регулируют общий ход социализации;

• интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;

• контролируют отклоняющееся поведение;

• служат образцами, эталонами поведения.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. По­ведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться все­ми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, де­лает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним сан­кцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует со­провождающая ее санкция, то она перестает регули­ровать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элемен­том социального контроля.

• Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц.

• Санкции никогда не применяются по отношению к само­му к себе.

• Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Обобщим сказанное и сделаем выводы: социальные санкции представляют собой систему вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зави­симости от способа вынесения санкций — коллектив­ного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими и нестрогими, или мягкими.