logo
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

4.6. Возникновение ранних государств_____

Это случилось в речных долинах Ближнего Восто­ка 5500 лет назад. Земледельческие поселки превраща­лись в города. Первыми городами-государствами были Шумер (южный Ирак) и Элам (юго-западный Иран).

Грамотность и религия сыграли ключевую роль в экономике Месопотамии. К тому времени была изо­бретена письменность и до нас дошли записи жрецов, касающиеся экономической деятельности. Хотя госу­дарства могли существовать и без письменности, но она облегчала передачу и хранение информации. Мы знаем, что месопотамские священники занимали важ­ные политические посты: они управляли скотовод­ством, земледелием, производством и торговлей. Жре­цы распределяли корма и пастбища для скота и ослов, которые использовались для вспашки земель, а также в качестве вьючных животных. Централизованная об­работка земли под руководством храмов и орошение способствовали успешному развитию общества.

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные посел­ки. Крупными они стали благодаря тому, что один квад­ратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возде­лывания вынуждали людей организовываться в новый тип социальной общности — в территориальные общи­ны. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков. Росло на­селение, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые го­сударствами. Все большая часть людей высвобожда­лась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было зани­маться не весь рабочий день или не всю рабочую не­делю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие с целью изго­товления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализиро­вавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировав­шимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и приго­родных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельских посел­ков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они толь­ко и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная кре­стьянская община, ведущая натуральное хозяйство, сла­бо связанное с рынком. Она ориентирована на традици­онный образ жизни и религиозные ценности.

О возникновении земледелия говорят археологичес­кие находки, прежде всего монументальные сооруже­ния. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн человекодней. Для того чтобы оторвать от зем­леделия такое количество людей, общество, а это проис­ходило в начале четвертого тысячелетия до н. э., должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта.

А для его создания производительность труда долж­на была так подскочить вверх, как не снилось охотникам и собирателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 40—60 человек освоить такие сооружения?

С зарождением древневосточных государств мож­но говорить о важном историческом процессе — пере­ходе от разрозненных общин, часто воевавших между собой, к сплоченному, политически организованному обществу.

Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жизнью из еди­ного центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, называю­щееся так потому, что оно управляется из единого центра — столицы, где находится дворец фараона или короля.

Выгода централизации состояла в том, что можно было:

• без опасения подвергнуться нападению местных банд со­вершать торговлю на большие расстояния;

• сооружать грандиозные ирригационные каналы для оро­шения засушливых районов страны;

• разрешать споры и конфликты между местными князька­ми на основе единых норм и правил;

• отражать нападение сильного врага объединенными войс­ками;

• ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчить торговлю и производство товаров.

Развитие земледелия и торговли привело к росту населения и его концентрации в крупных городах.

Приблизительно 4800 лет назад население Урука, самого крупного города в древней Месопотамии, дос­тигало 50 тыс. человек. Однако с развитием ирригации и увеличением численности населения в обществе на­чались конфликты из-за воды и земли. Их не хватало на всех. Соседи совершали друг на друга опустоши­тельные набеги. Население искало защиты в укреплен­ных городах. Города превратились не только в центры торговли, ремесел, управления, но и в оборонительные крепости. Там обязательно находились крупные воин­ские гарнизоны. Стало быть, правитель страны полу­чил дополнительный аргумент в споре с местными князьями, пытавшимися оспорить его власть и самим возглавить страну. Сильные города становились опо­рой централизованного государства.

Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, тор­говли. Жрецы выполняли одновременно роль религи­озных и политических деятелей. Они выступили пер­выми в мире менеджерами. Священники собирали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, рас­тения, рыбу, инструменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населения.

Существенно усложняется социальная жизнь об­щества: возникает сфера досуга и развлечений, про­фессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расширяется сфе­ра товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие эконо­мические интересы правящего класса (банкиры, кре­диторы, купцы и т. п.). В это время домашние промыс­лы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).

Неолитическая революция стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к слож­ному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляются прибавочный продукт, товарно-денеж­ные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппа­рат управления. С точки зрения социальной структу­ры, переходной фазой от простого к сложному об­ществу являлись вождества.

Постепенно вождества очень плавно эволюциони­ровали в аграрные государства, а позже — в империи. Вождь становился правителем: князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья (чаще всего боевые) становились советниками в центре и намест­никами — на периферии. Дружина трансформирова­лась в постоянное войско, что позволяло перейти толь­ко от оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там не­избежны империи и централизация власти. Так, ран­ние государства переходят в зрелые и «перезрелые», имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими вечными спутниками — тюрьмами и палача­ми. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить всерьез о превращении вождеств в ран­ние государства.

Специализированный и разросшийся аппарат управления также стал самостоятельной силой и также претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служащих канцелярии вскоре стала настолько всемогущей, что с появлением древневосточных импе­рий (Египет, Вавилон, Ассирия), а это случилось задолго до н. э., можно уже говорить о зарождении бюрокра­тии. Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добываемого земледельцами. Но иждивенца­ми они себя не считали. Напротив, полагали, что выпол­няют чуть ли не самую тяжелую работу в государстве: занимаются переписью населения и припасов, распо­ряжаются выполнением всех общественных работ, в том числе ирригацией и возведением пирамид, сбором нало­гов, отправлением всевозможных ритуалов и церемоний, написанием бесчисленных отчетов, рапортов, записок и докладных. Некоторые древневосточные чиновники жа­ловались, что не остается времени написать мемуары.