logo
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

Предмет социологии

Предметом какой-либо науки именуют совокуп­ность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты ученый затем теоретически обоб­щает и строит логически непротиворечивую систему понятий. Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога высту­пали респонденты — живые люди, то при описании предмета (теоретической системы понятий) науки таковыми выступают понятия и категории — мертвые абстракции, существующие в идеализированном про­странстве.

Среди основных понятий социологии следует вы­делить два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков — это статус и роль. Необходимость выделения так называемых первокирпичиков науки диктуется не только исследовательскими, но также педагогическими задачами. Методологи признают, что контекст научного открытия знания и контекст его научного обоснования (он же — контекст изложения научного знания) могут существенно различаться. Ког­да от первого мы переходим ко второму, то стихийная лабораторная работа систематизируется, пробные ва­рианты и всевозможные ошибки отбрасываются, тео­ретическое знание принимает строго логический и последовательный вид. В такой форме его легче пере­дать студентам, не искушенным в тонкостях профес­сиональной социологии.

Когда К. Маркс в середине XIX века закончил многотрудную работу по сбору эмпирического материала, проработки теоретических источников и стати­стического материала, записав его в черновые тетради (кстати, изданные самостоятельными томами в его и Ф. Энгельса собрании сочинений), он приступил к си­стематизации накопленных знаний, а готовый резуль­тат изложил во всемирно известном «Капитале». Имен­но здесь, возможно, больше в педагогических целях он выделил исходную клеточку — товар, — из которой впоследствии логически развернул сложнейшую сис­тему категорий политэкономии. Прием оказался весь­ма удачным, благодаря чему уже долгое время его учение покоряет не только читателей, но и професси­ональных ученых.

Если попытаться перенести Марксов прием на почву социологии и здесь выделить исходную клеточ­ку для развертывания категориального аппарата соци­ологии, то лучшего кандидата, чем понятие «статус» мы, пожалуй, не найдем. Иные претенденты, к примеру личность или индивид, не подходят по ряду причин. Во-первых, индивид не является термином социальной науки, им пользуются и в естествознании. Точно также и личность не является специфически социологичес­ким понятием. Им с успехом пользуются как своим педагоги, философы, психологи и др. Во-вторых, лич­ность— слишком сложное и многомерное понятие, чтобы служить началом, а не концом теоретического изложения.

Иное дело статус. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает дина­мический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положе­ние в обществе.

Любой статус состоит из ролей, а те — из со­вокупности прав и обязанностей, которые по тради­ции общество закрепляет за данной позицией. Учи­тель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой пример: статус «отец» включает в себя несколько ролей: дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые дру­гие. У каждой роли — свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль «дисциплинатор» из статуса «отец» предполагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и не­сет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.

У разных народов нормы дисциплинирования де­тей различны: в одних случаях детей не смеют уда­рить рукой, в других их избивают плетями. Различа­ются они и по социальным группам. Известно, что дети из привилегированных классов подвергаются мень­шим наказаниям, нежели дети бедноты и рабочего класса.

Точно также мы можем разложить на оставляю­щие элементы другой статус — статус мужа. У него иной набор ролей, в частности, сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т. п. У каждой роли опять же свой крут прав и обязанностей, которые определены соответствующи­ми нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каж­дую роль по отдельности либо их совокупность в це­лом, т. е. статус. А как вы думаете — одна и та же роль может входить в разные статусы?

Итак, статус — это своеобразная ниша или место в социальной структуре общества (группы). Он вклю­чает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются соци­альными нормами. В результате статус указывает на место, а роль — на способ поведения.

Дадим определение: модель поведения в соответ­ствии с правами и обязанностями, закрепленными за Данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. Ее еще называют дина­мической характеристикой статуса.

Совокупность пустых, т. е. незаполненных людь­ми статусов, образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим боль­шие социальные группы людей, совокупность кото­рых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охот­ник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. В принци­пе, их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных отношений более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете более 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа — нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половоз­растными статусами

Социальные соты скреплены особо прочным фун­даментом — социальными функциями. Функция учи­теля — передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной и т. д. Функции включают в себя права и обязанности. Они соотносительны друг с другом. Статус учителя относителен статуса учени­ка, но не работника гороно, родителя, офицера, рус­ского и т. д. Относительность означает функциональ­ную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональ­ная взаимосвязь статусов. Слово «относительность» связана не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в опре­деленные отношения с учеником, а тот — с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т. д. Таким способом из системы соци­альных функций, связывающих между собой всю совокупность статусов, мы получаем новое понятие — социальные отношения. Оно, подобно статусам и функциям, принадлежит и раскрывает содержание социальной структуры.

Можно утверждать, что социальные статусы свя­заны социальными отношениями, личные статусы свя­заны межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть — межличност­ных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отно­шения вступают люди, а то, как сквозь них прогляды­вает нечто более фундаментальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабо­чему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует ста­тусу, первого уволят. Начальник и подчиненный — социальные роли.

Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий со­циальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, всту­пают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное время про­цесс решения каких-либо задач, например, связанных с кооперацией или конкуренцией. Вытеснение конку­рента с компьютерного рынка представляет собой социально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно или скрыто.

Регулярно повторяющиеся социальные взаимодей­ствия кристаллизуются в социальные отношения. Учи­тель — постоянная функция (т. е. социальная позиция в обществе), как обучение — регулярное взаимодей­ствие. Только тогда оно становится социальным. Взаи­модействие, действие, поведение, роль — все это очень близкие, даже родственные понятия.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять соци­альные роли, следовать предписанным нормам и обя­занностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее резуль­тат — социально зрелая личность. Показателем зре­лой личности выступает показатель культурности. Культура — совокупность традиций, обычаев, соци­альных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через со­циализацию. А надзирает затем, правильно или непра­вильно проходит социализация, особый механизм или, как говорили в старину, учреждение. Оно называете социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т. п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что дол­жно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Он многолик: вас контролируют родители, сосе­ди, учителя, милиция, администрация, государство и еще множество других агентов социального контро­ля. Разновидностью социального контроля выступает политический контроль. К нему относятся все поли­тические акции, например, сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органа­ми, например ФСБ. Субъектом политического конт­роля выступают три ветви власти в государстве — законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются все­возможные санкции. Они подразделяются на позитив­ные (вознаграждение) и негативные (наказание). Ис­правность механизма контроля — залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, нас­тупает страшный паралич. Имя ему — аномия (безза­коние, отсутствие норм). Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные потребно­сти у всех одинаковы, а второстепенные различны. Пер­вые универсальны, т. е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фунда­ментальные потребности общества, называются социальными институтами. Просто институт — это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регу­лируемое сводом социальных норм, а социальные ин­ституты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регули­руемой нормами, традициями, обычаями и направлен­ной на удовлетворение фундаментальных потребнос­тей общества.

Семья, производство, религия, образование, го­сударство — фундаментальные институты челове­ческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Самым древним институ­том считается производство — ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. В зачаточной форме институт семьи по­явилась у наших обезьяноподобных предков и посто­янно совершенствовалась на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия и государство — 10 тысяч. Го­сударство — универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддер­жание политического порядка и управление обще­ственными процессами на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а поз­же частная, возникла раньше семьи. Политическими институтами считаются, в частности, партии, парла­мент, президентство, адвокатура, суды, референдум и др. К экономическим институтам относятся собствен­ность, рынок, корпорация, предприятие, биржа, день­ги и др.

Социальный институт — очень сложное учреж­дение и самое главное — реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстраги­руясь от чего-то. Да и статус можно представить толь­ко мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — се­мьей, религией, образованием, государством и произ­водством, — и представить их как один из институтов тоже непросто. И все же социальный институт реа­лен. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техни­кумов, вызов, различных курсов и т. п. плюс министер­ство образования и весь его аппарат, научно-иссле­довательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагоги­кой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или час­тных институтов. Их называют социальными практи­ками. К примеру, в институт государства входят ин­ститут президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, инсти­тут присяжных и т. д. Также обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не толь­ко с институтами, но также с социальными организа­циями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Статусы, роли, социальный контроль существу­ют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей об­щества. Механизмами такого удовлетворения высту­пают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, госу­дарство, образование и религия) и неосновных (их гораздо больше), называемых еще социальными прак­тиками.

Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать, производить, защищать и т. п. Функ­ция и роль тесно связаны. Судья, оценивающий наши поступки с точки зрения соблюдения закона,— это не только конкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама она остается. Социальных ролей у одного человека несколь­ко: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен, депутат, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов — в роли избирателя, сотни тысяч — в роли офицера. Ме­няются люди, но роли остаются. Сохраняются и соци­альные статусы. Статус социальное положение позиция человека в обществе. Одни статусы принадле­жат ему от рождения, например национальность, дру­гие приобретаются в ходе социализации (обучения социальным и политическим нормам и ролям), скажем, статус президента страны или члена республиканской партии.

Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появляются дру­гие. Общество меняется, меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России та­кие социальные роли, как извозчик, опричник, князь; появились новые роли — космонавт, тракторист, пре­зидент.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выпол­няющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Социальные группы могут быть большими и состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть малыми, насчитывающими от 2 до 7 чело­век. Дружеская компания или семья относятся к ма­лым группам. Большие социальные группы подразде­ляются — в скобках даны примеры таких групп — на половозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвен­ки), профессиональные (трактористы, инженеры, пре­подаватели), экономические (акционеры, брокеры, рантье), религиозные (протестанты, мормоны, право­славные), политические (либералы, консерваторы, демократы).

Политические группы всего лишь разновид­ность социальных, поскольку слово «социальное» час­то используется в широком значении «общественное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то по­литические — по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, а также поли­тическим ориентациям, электоральной (избирательной) активности и др. Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому по­литологи, выясняющие, скажем, политический рей­тинг того или иного кандидата на выборах, т. е. его значимость, политический вес среди других кандида­тов, обязательно учитывают то, как активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно пере­плетены. Совокупность всех социальных (демографи­ческих, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) групп образует социальный состав населения.

В итоге мы получили целостную картину обще­ства, описанную при помощи социологических по­нятий. У этой картины две стороны — статическая, описываемая структурой, и динамическая, описыва­емая системой. А исходные кирпичики здания — ста­тус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных по­нятий — социальной стратификации и социальной мобильности.

Общество можно рассматривать в двух плоско­стях— горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями,— а стало быть правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определен­ные права и обязанности перед учеником, офицер перед солдатом, и наоборот),— они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонталь­но. Ячейки пусты: одна ячейка — преподаватель, одна ячейка — мужчина и т. п. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получи­лись не ячейки, а социальные группы, слои, некото­рые из них можно расположить вертикально: правите­ли займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, а под ними — рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых — меньше. Различаются они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пи­рамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе. Расположенные друг над другом группы (в данном случае

их именуют стратами) составляют социальную стра­тификацию общества. Это аспект или часть социаль­ной структуры. Как вы думаете, что их объединяет? Разделение труда в обществе.

Итак, социальная стратификация — совокуп­ность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравен­ства и называемых стратами. Это иная версия со­циальной структуры. Статусы расположены не гори­зонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточ­ные, богатые — общая модель стратификации. Что­бы от общего перейти к частному, вертикальное про­странство мы разделим на четыре «линейки»: шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шка­лу профессионального престижа (в баллах экспер­тов). Место любого статуса легко найти на этих шка­лах и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (ска­жем, из водителей в трактористы) описывается по­нятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нис­ходящей.

При помощи законов социологическая теория рас­крывает динамику общества. В свою очередь дина­мика описывается через социальные процессы, кото­рые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Одним из самых длительных со­циальных процессов, с которым сталкивается человек, выступает социализация — продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культур­ных норм и освоение социальных ролей.

Социальные процессы могут характеризовать:

• развитие личности (формирование ценностных ориента­ции, установок или мотивации поведения);

• взаимодействие нескольких индивидов (например, об­щение);

• внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы — все это разновидности по­литических процессов и одновременно политического поведения людей. Люди приходят на избирательные уча­стки и выражают свою политическую волю (предпочте­ние той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаря избирательной систе­ме в демократическом государстве происходит обновле­ние кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан.

Под социальным явлением надо понимать отдель­ное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным процессом серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинны­ми (или иначе — функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему (относительно жестко связан­ную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессив­ный сдвиг или изменение, т. е. происходит накопле­ние положительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.

Важной категорией, связанной с динамикой обще­ства, выступает социальное действие. Социальное действие это поведенческий акт (единица поведе­ния), совершаемый социальным субъектом (представи­телем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.

В социологии, в отличие от психологии, субъекта­ми социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъек­том действия, то лишь как представитель большой социальной группы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа под­ростков, личность), а, к примеру, субъектами полити­ческого действия — гражданине, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне — в мировом сообществе — нацио­нальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т. д. Субъектов социального действия именуют еще акторами.