logo
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

1.1. Что такое социальные институты_____

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со времени он при­обрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, на­пример институт брака, институт наследования.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у право­ведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомнен­но, стержень — совокупность норм, регулирующих оп­ределенную сферу общественных отношений, остался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание социальных ин­ститутов как столпов, на которых покоится общество.

Но начнем мы наш анализ издалека. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, вы­кованных многомиллионной эволюцией. Они помога­ют ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть чело­веку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда — система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

Роль инстинктов в человеческом обществе выпол­няют социальные институты — мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сооб­ществу.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого — индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразить­ся, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важ­ных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

• потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

• потребности в безопасности и социальном порядке (поли­тические институты, государство);

• потребности в добывании средств существования (эконо­мические институты, производство);

• потребности в передачи знаний, социализация подрастаю­щего поколения, подготовке кадров (институты образо­вания в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

• потребности в решении духовных проблем, смысла жиз­ни (институт религии).

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволю­ция общества — это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они пред­ставляют привычные способы реагирования на стиму­лы, которые создаются внешними изменениями.

В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — беспорядочные поло­вые отношения. Он грозил человеческому роду гене­тическим вырождением.

Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет кровосмешения. Он запре­щал половые отношения между кровными родственни­ками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм.

Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный инсти­тут — институт семьи и брака.

Сделаем вывод: социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удов­летворения его важнейших потребностей и регулиру­емое сводом социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие инсти­туциональные нормы, становились коллективной при­вычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Злоумышленников (на языке социологии - девиантов) ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собствен­но говоря, так понимают термины «институция» (ус­тановление, обычай, порядок, принятый в обществе) «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы.

Отсюда и слово «институционолизация», обозна­чающее закрепление практики или области обществен­ных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, ска­жем социологии, предполагает издания государствен­ных стандартов и постановлений, создание исследо­вательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников, и т. д.