logo
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

4.3. Вторая ступень: вождества

Охота и собирательство продолжались сотни ты­сяч лет. Совсем недавно, по историческим меркам, человечество перешло к следующей стадии — огород­ничеству. Историки точно не знают, как давно это произошло. Зато им точно известно когда на смену огородничеству пришла новая фаза развития — земледелие. Произошло это примерно 10—12 тыс. лет назад. Земледелие непосредственно выросло из ого­родничества — как его органичное продолжение. Раз­ница между двумя укладами хозяйства невелика.

Огороды устраивались просто: часть леса выкор­чевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в куль­турные (а благодаря каким процедурам это происхо­дило— подумайте сами). Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гуманизм, ко­торого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, заколоть. Тем самым решалась почти не­разрешимая, особенно в теплом климате, задача хра­нения скоропортящихся продуктов.

Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Помимо названия и районов про­израстания растений древнему человеку надо было знать, как они растут, когда происходит у них цветение, когда надо их сажать, а когда собирать урожай, как необходи­мо приготовить землю, когда и как поливать, освобож­даться от сорняков и многое-многое другое. Поскольку поселения стали крупнее, то виды деятельности и фор­мы социальных отношений — разнообразнее.

Для огородничества понадобились новые навыки — плетение корзин, в которых переносили урожай, и ткачество, которое, по всей видимости, служило одной из самых древних форм деятельности человека.

К этому времени технический прогресс ушел да­леко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Вре­менные лагеря превращаются в постоянные поселе­ния, окруженные огородами и загонами для скота.

Небольшие группы из 40—60 человек объединя­лись друг с другом и создавали племена. Племя веду­щее оседлый образ жизни, называлось общиной. Не­сколько групп кровных родственников селились рядом и соединялись взаимными браками, а также коопера­цией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Так постепенно зарождается семья уже в со­временном понимании.

Общины — объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.

На смену бродячему образу жизни приходил осед­лый. Однако в эпоху огородничества он не стал еще главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новое. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась не­сколько лет.

Таким образом, огородничество — переходная фор­ма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взра-щиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, прими­тивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

Переходной формой от простого к сложному об­ществу служат вождества. Их еще называют прото-государственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз из-за малой численности населения, но шкала не­равенства все-таки существует, а ее ступеньки заполня­ются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

Вождество — иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управлен­ческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество пред­ставляет крупное объединение, как правило, не мень­шее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на вну­шительное число уровней, качество управления несрав­нимо с современными сложными обществами.

Они служат переходным этапом от простого к сложному обществу. В вождествах появились первые признаки имущественного неравенства и управленчес­ки аппарат, включавший вождя, бигменов, т. е. зажи­точных людей, пользовавшихся большим влиянием в общине, простых людей, которых нанимали к себе на работу или в услужение бигмены. Бигмены — букваль­но «большие люди», первобытная знать.

Яркий пример сохранившихся по сию пору вож-деств дают Полинезия, Новая Гвинея и Тропическая Африка.