logo
Архив ZIP - WinRAR / Социология 1 / Кравченко 2

4.7. Аграрные общества

Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызва­ла рост продукции, которую легко можно обменять на другие товары. Избыточный продукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавочным продуктом, ко­торый в отличие от первого можно использовать не толь­ко для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабо­чий день посвящать добыванию пищи. Недаром социо­логи говорят, что традиционное, и прежде всего перво­бытное общество, это то, где у людей нет досуга.

Итак, сложное общество — это эпоха прибавочно­го продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продук­та, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса.

Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека че­ловеком. И виной тому стали рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта. У него есть отличительная черта: прибавочный продукт созда­ется одним человеком, а присваивается другим. Его присваивает господствующий класс, который в конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта — демонстративное поведение, приобретение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Но ведь зарождение праздного класса свидетель­ствует об огромном прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут, нигде не работая, значит, в об­ществе появился досуг — время, свободное от труда и домашних забот. Несказанно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлече­ний, профессионализируется искусство, которое на­правлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расши­ряется сфера товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т. п.).

В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремес­лам (производству изделий для обмена и продажи).

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные посел­ки. Крупными они стали благодаря тому, что один квад­ратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возде­лывания вынуждали людей организовываться в новый тип социальной общности — в территориальные общи­ны. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков.

Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, назы­ваемые государствами. Все большая часть людей выс­вобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так назы­вается? Дело в том, что домашние промыслы представ­ляли своего рода любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю ра­бочую неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремес­ленный труд — это профессиональное занятие с це­лью изготовления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализиро­вавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировав­шимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и приго­родных зон, объединенных экономическим обменом.

Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная кре­стьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на тра­диционный образ жизни и религиозные ценности.

Усложнилась социальная организация общества. Коллективная собственность сменилась личной, а за­тем частной. Последняя возможна только там, где иму­щество наследуется от отца к сыну. А это подразумева­ет кардинальную ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современно­го типа (или близкого к нему).

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концент­рировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко по­шло в гору имущественное неравенство. Общество по­делилось на работающее большинство и неработающее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный про­дукт.

Экономическая и социальная сила аграрного обще­ства покоилась прежде всего на земельной собственно­сти. Зрелой формой такого общества выступает феода­лизм. Феод — наследственное земельное владение, пожалованное вассалу (слуге) его сеньором (господи­ном) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты уста­новленных обычаем взносов. Социальной организаци­ей феодализма является сословный строй, а политичес­кой — монархия.

Вскоре на первый план среди всех сословий выд­вигается военное. Раньше, в догосударственную эпо­ху, оборонялись всем родом, всей группой. Никаких привилегированных военных сословий не было. Теперь они понадобились. Военные, рискуя жизнью, а не сво­им кошельком, защищали трон и от внешних, и от внут­ренних врагов (восстания подданных). Второе часто было главнее первого. Вот почему цари, короли, импе­раторы жаловали земельными наделами военных, а не гражданских людей. Они помогали в сборе налогов, которые частенько приходилось брать силой. До сих пор силовые методы налогообложения доказывают свою эффективность.

Важной частью работы по управлению обще­ством являлось составление законодательства и сле­жение за неукоснительным его исполнением. Чинов­ники постепенно концентрировали в своих руках всю судебную власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития — фазе правового общества. При царе Хамураппи (за 2,5 тыс. лет до новой эры) впервые появляется писаное право.

Право — совокупность общеобязательных правил

поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства — полицией и судами. Еще один признак государства — деление населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу.

В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале доступа к власти. Наверху распола­гается правящий класс, который добивается всего от­нюдь не благодаря родственным связям. В крупном государстве правящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правящий класс крупного государства гетерогенный, т. е. разношерстный по своему составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках одной род­ственной группы, клана.

По мере того как истощались одни земли, госу­дарства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению населявших их групп людей. Как вы думаете, кто чаще нападал? Разумеет­ся, обитатели неплодородных земель. Поскольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удесятеря­лась. История аграрных государств — это история не­прекращающихся войн за лучшие земли. Собственно говоря, государство, как политическое объединение нескольких племен, понадобилось для защиты от «бедноземельных». Обитатели плодородных земель заклю­чили между собой соглашение об объединении уси­лий для защиты от обитателей истощенных земель.

Таким образом, сложные общества — многочислен­ные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Из­менение численности населения качественно изменя­ет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются род­ственниками — близкими или дальними, хотя могут занимать разные социальные положения.

В сложных обществах личные, кровнородственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система соци­альных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицирован­ными потому, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отно­шению к правящему классу (группе).

Английский археолог Г. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

• расселение людей по городам;

• развитие неаграрной специализации труда;

• появление и накопление прибавочного продукта;

• возникновение четких классовых дистанций;

• переход от обычного права к юридическим законам;

• зарождение практики крупномасштабных обществен­ных работ типа ирригации и возведения пирамид;

• появление заморской торговли;

• возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация.