logo
Mezhdunarodnoe_provo

3.2. Содержание основных принципов международного права

Содержание принципов международного права базируется на положениях Устава ОНН. Официальная конкретизация их содержания была осуществлена в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Появление данного принципа пришлось на первую половину 20 века. Оно связано с такими международно-правовыми актами, как Конвенция о мирном решении международных столкновений 1899 г., Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам 1907 г., Статут Лиги Наций, обязывающий государства не прибегать к войне до тех пор, пока не использованы определенные мирные средства, Парижский договор 1928 г., впервые закрепивший принцип запрещения агрессивной войны.

Устав ООН в п.4 ст.2 прямо закрепил данный принцип, провозгласив что «все члены ОНН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Конкретизация этой основополагающей нормы нашла отражение в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Резолюции ГА ООН 1974 г. об определении агрессии, в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в Декларации ГА ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях 1987 года.

В соответствии с этими международно-правовыми актами каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных, споров. Запрещаются:

любые действия, представляющие собой угрозу силой прямое или косвенное применение силы против другого государства;

любые акции с применением вооруженной силы (например, блокирование портов другого государства, осуществляющееся вооруженными силами в мирное время);

организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;

организация иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;

военная оккупация территории государства, является результатом применения силы в нарушении устава ООН;

приобретение территории другого государства в результате угрозы силы или ее применения;

насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость;

запрещение пропаганды войны, право на самооборону.

Применение вооруженной силы допускается только в двух случаях:

в целях самообороны (ст. 51 Устава ООН);

по решению Совета Безопасности ООН (ст. 39 и 42 Устава ООН).

Принцип мирного разрешения споров тесно связан с принципом неприменения силы. Становление этих принципов проходило, по существу, одновременно и связано с принятием вышеперечисленных международно-правовых актов.

Содержание данного принципа предполагает, что государство должно разрешать свои международные споры с другими государствами исключительно мирными средствами, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

В настоящее время ведется работа по созданию механизма реализации принципа мирного разрешения споров. Важнейшим моментом в данном направлении явилась разработка рекомендаций относительно комплексной системы мирного урегулирования споров, которые были приняты Советом СБСЕ в Стокгольме в декабре 1992 г. Одновременно была одобрена и открыта к подписанию Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ.

Принцип нерушимости границ. В Декларации о принципах международного права 1970 г. нерушимость границ рассматривалась как составная часть содержания принципа неприменения силы. Декларация предусматривала обязанность каждого государства воздерживаться от угрозы силой или ее применения с цепью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Впервые нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Участники СБСЕ обязались воздерживаться от любых посягательств на существующие границы, а также от любых действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории государства-участника

Принцип территориальной целостности государств был впервые закреплен в Уставе ООН, который обязал воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств. Содержание данного принципа раскрывается в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в соответствии с которым на государства возлагаются следующие обязательства:

уважать территориальную целостность каждого государства;

воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;

воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ.

Принцип уважения прав человека и основных свобод. Важнейшее значение в процессе нормативной регламентации данного принципа имеет Устав ООН. Уже при определении целей ОНН говорится о необходимости развития «уважения к правам человека и основным свободам для всех …» (п.3 ст.1). Согласно ст. 55 «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...».

Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно через провозглашение Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и принятие в двух пактов 1966 г. - о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах определены общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства в области защиты прав и свобод человека.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Зарождение этого принципа относится еще к периоду буржуазных революций как принцип национальности. Впервые в общей формулировке он получил закрепление в Уставе ООН (п.2 ст.1), где говорится о развитии дружественных отношений «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Постепенно он утвердился в практике ООН в качестве правовой базы процесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств. Дальнейшее развитие принцип равноправия и самоопределения получил в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.; в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Содержание принципа включает:

право всех народов свободно без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, политическое и культурное развитие;

запрет подчинения народа иностранному господству;

обязанность государств уважать это право;

все государства обязаны содействовать осуществлению народами права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства.

Принцип самоопределения наций не означает, что нация обязана стремиться к самоопределению. Это право, а не обязанность. В ряде случаев этот принцип используется экстремистами, стремящимися к власти. Выступая от имени народа, но не представляя его, они разваливают многонациональное государство. Это в большинстве случаев это противоречит истинным интересам народов данного государства, т.к. ведет к разрыву веками сложившихся экономических, семейных, культурных, научно-технических и др. связей и противоречит общей интеграционной тенденции мирового развития.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые бы вели к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории.

Принцип суверенного равенства государств появился еще в классическом международном праве в период буржуазных революций, но распространялся лишь на «цивилизованные государства». Закрепление получил в Уставе ООН 1945 года, Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Нормативное содержание данного принципа предполагает юридическое равенство всех государств и включает обязанность государств уважать суверенитет и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету: право устанавливать свои законы и административные правила, свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.

Принцип невмешательства во внутренние дела других государств развивался параллельно с принципом суверенного равенства государств. Зафиксирован в Уставе ООН (п.7 ст.2); в Декларации о принципах международного права; в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения. Согласно декларации 1970 г. содержание данного принципа включает:

запрещение использование экономических, политических и других мер с целью добиться себе подчинения другого государства;

запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

запрещение организации, поощрения, помощи вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

право государства избирать свою политическую, экономическую и культурную систему без вмешательства других государств и др.

Принцип сотрудничества государств пронизывает Устав ООН от начала до конца. Положения Устава развиваются в Декларации о принципах 1970 г. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в различных областях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств – один из наиболее старых принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН (п.2 ст.2); в Декларации о принципах международного права; в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Венских конвенциях о праве международных договоров. Нормативное содержание данного принципа включает:

добросовестность и неукоснительность выполнения международных договоров;

недопустимость ссылок на внутреннее право в оправдание их невыполнения;

недопустимость принятия обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами;

запрещение произвольного и одностороннего отказа или пересмотра международных обязательств.