3.2. Содержание основных принципов международного права
Содержание принципов международного права базируется на положениях Устава ОНН. Официальная конкретизация их содержания была осуществлена в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
Принцип неприменения силы или угрозы силой. Появление данного принципа пришлось на первую половину 20 века. Оно связано с такими международно-правовыми актами, как Конвенция о мирном решении международных столкновений 1899 г., Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам 1907 г., Статут Лиги Наций, обязывающий государства не прибегать к войне до тех пор, пока не использованы определенные мирные средства, Парижский договор 1928 г., впервые закрепивший принцип запрещения агрессивной войны.
Устав ООН в п.4 ст.2 прямо закрепил данный принцип, провозгласив что «все члены ОНН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».
Конкретизация этой основополагающей нормы нашла отражение в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Резолюции ГА ООН 1974 г. об определении агрессии, в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в Декларации ГА ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях 1987 года.
В соответствии с этими международно-правовыми актами каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных, споров. Запрещаются:
любые действия, представляющие собой угрозу силой прямое или косвенное применение силы против другого государства;
любые акции с применением вооруженной силы (например, блокирование портов другого государства, осуществляющееся вооруженными силами в мирное время);
организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
организация иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;
военная оккупация территории государства, является результатом применения силы в нарушении устава ООН;
приобретение территории другого государства в результате угрозы силы или ее применения;
насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость;
запрещение пропаганды войны, право на самооборону.
Применение вооруженной силы допускается только в двух случаях:
в целях самообороны (ст. 51 Устава ООН);
по решению Совета Безопасности ООН (ст. 39 и 42 Устава ООН).
Принцип мирного разрешения споров тесно связан с принципом неприменения силы. Становление этих принципов проходило, по существу, одновременно и связано с принятием вышеперечисленных международно-правовых актов.
Содержание данного принципа предполагает, что государство должно разрешать свои международные споры с другими государствами исключительно мирными средствами, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
В настоящее время ведется работа по созданию механизма реализации принципа мирного разрешения споров. Важнейшим моментом в данном направлении явилась разработка рекомендаций относительно комплексной системы мирного урегулирования споров, которые были приняты Советом СБСЕ в Стокгольме в декабре 1992 г. Одновременно была одобрена и открыта к подписанию Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ.
Принцип нерушимости границ. В Декларации о принципах международного права 1970 г. нерушимость границ рассматривалась как составная часть содержания принципа неприменения силы. Декларация предусматривала обязанность каждого государства воздерживаться от угрозы силой или ее применения с цепью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
Впервые нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Участники СБСЕ обязались воздерживаться от любых посягательств на существующие границы, а также от любых действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории государства-участника
Принцип территориальной целостности государств был впервые закреплен в Уставе ООН, который обязал воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств. Содержание данного принципа раскрывается в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в соответствии с которым на государства возлагаются следующие обязательства:
уважать территориальную целостность каждого государства;
воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;
воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.
15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ.
Принцип уважения прав человека и основных свобод. Важнейшее значение в процессе нормативной регламентации данного принципа имеет Устав ООН. Уже при определении целей ОНН говорится о необходимости развития «уважения к правам человека и основным свободам для всех …» (п.3 ст.1). Согласно ст. 55 «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...».
Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно через провозглашение Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и принятие в двух пактов 1966 г. - о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах определены общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства в области защиты прав и свобод человека.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Зарождение этого принципа относится еще к периоду буржуазных революций как принцип национальности. Впервые в общей формулировке он получил закрепление в Уставе ООН (п.2 ст.1), где говорится о развитии дружественных отношений «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Постепенно он утвердился в практике ООН в качестве правовой базы процесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств. Дальнейшее развитие принцип равноправия и самоопределения получил в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.; в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
Содержание принципа включает:
право всех народов свободно без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, политическое и культурное развитие;
запрет подчинения народа иностранному господству;
обязанность государств уважать это право;
все государства обязаны содействовать осуществлению народами права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;
в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства.
Принцип самоопределения наций не означает, что нация обязана стремиться к самоопределению. Это право, а не обязанность. В ряде случаев этот принцип используется экстремистами, стремящимися к власти. Выступая от имени народа, но не представляя его, они разваливают многонациональное государство. Это в большинстве случаев это противоречит истинным интересам народов данного государства, т.к. ведет к разрыву веками сложившихся экономических, семейных, культурных, научно-технических и др. связей и противоречит общей интеграционной тенденции мирового развития.
В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые бы вели к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории.
Принцип суверенного равенства государств появился еще в классическом международном праве в период буржуазных революций, но распространялся лишь на «цивилизованные государства». Закрепление получил в Уставе ООН 1945 года, Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
Нормативное содержание данного принципа предполагает юридическое равенство всех государств и включает обязанность государств уважать суверенитет и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету: право устанавливать свои законы и административные правила, свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Принцип невмешательства во внутренние дела других государств развивался параллельно с принципом суверенного равенства государств. Зафиксирован в Уставе ООН (п.7 ст.2); в Декларации о принципах международного права; в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения. Согласно декларации 1970 г. содержание данного принципа включает:
запрещение использование экономических, политических и других мер с целью добиться себе подчинения другого государства;
запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;
запрещение организации, поощрения, помощи вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;
запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;
право государства избирать свою политическую, экономическую и культурную систему без вмешательства других государств и др.
Принцип сотрудничества государств пронизывает Устав ООН от начала до конца. Положения Устава развиваются в Декларации о принципах 1970 г. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в различных областях.
Принцип добросовестного выполнения обязательств – один из наиболее старых принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН (п.2 ст.2); в Декларации о принципах международного права; в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Венских конвенциях о праве международных договоров. Нормативное содержание данного принципа включает:
добросовестность и неукоснительность выполнения международных договоров;
недопустимость ссылок на внутреннее право в оправдание их невыполнения;
недопустимость принятия обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами;
запрещение произвольного и одностороннего отказа или пересмотра международных обязательств.
- Содержание:
- Тема 2. Источники международного права 11
- Тема 3. Принципы международного права 19
- Тема 4. Субъекты международного права 26
- Тема 5. Признание и правопреемство в международном праве 39
- Тема 7. Право международных организаций 66
- Тема 8: право внешних сношений 87
- Тема 9. Международное право прав человека 98
- Тема 15: международно-правовые средства разрешения международных споров 164
- Вступительное слово автора
- Общая часть Тема 1. Понятие международного права, его сущность и система
- 1.1. Возникновение и основные этапы развития международного права
- 1.2. Международное право: понятие, особенности и функции
- 1.3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия
- 1.4. Формы и способы реализации в рф международно-правовых норм
- 1.5. Доктринальная систематика и система международного права
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Источники международного права
- 2.1. Нормы международного права: понятие, создание, виды
- 2.2. Источники международного права: общая характеристика
- Вопросы для повторения
- Тема 3. Принципы международного права
- 3.1. Понятие и классификация принципов международного права
- 3.2. Содержание основных принципов международного права
- Вопросы для повторения
- Тема 4. Субъекты международного права
- 4.1. Субъекты международного права: понятие и виды
- 4.2. Понятие, содержание и особенности международной правосубъектности
- 4.3. Международная правосубъектность государств
- 4.4. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- 4.5. Правосубъектность международных межправительственных организаций
- 4.6. Проблема международной правосубъектности индивида
- 4.7. Международная правосубъектность юридических лиц
- Вопросы для повторения
- Тема 5. Признание и правопреемство в международном праве
- 5.1. Признание в международном праве: понятие, виды, формы
- 5.2. Правопреемство в международном праве
- Вопросы для повторения
- Особенная часть. Тема 6. Право международных договоров
- 6.1. Право договоров, его источники и кодификация
- 6.2. Субъекты права международных договоров. Виды международных договоров.
- 6.3. Форма и структура договоров
- 6.4. Заключение договоров
- 6.5. Действие договора
- 6.6. Толкование договора
- 6.7. Условия действительности и недействительности договора
- 6.8. Прекращение и приостановление действия договора
- 6.9. Россия и международные договоры
- Вопросы для повторения
- Тема 7. Право международных организаций
- 7.1. Краткая история создания международных организаций
- 7.2. Понятие и классификация международных организаций
- 7.3. Правосубъектность международных организаций
- 7.4. Членство в международных организациях
- 7.6. Международные конференции
- 7.7. Оон: история создания, структура. Главные органы оон
- 7.8. Правовой статус специализированных учреждений оон
- Вопросы для повторения
- Тема 8: право внешних сношений
- 8.1. Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты
- 8.2. Классификация органов внешних сношений государств
- 8.3. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции
- 8.4. Дипломатические иммунитеты и привилегии
- 8.5. Консульские учреждения: понятие, виды, функции
- 8.6. Консульские иммунитеты и привилегии
- Вопросы для повторения
- Тема 9. Международное право прав человека
- 9.1.Понятие прав и свобод человека и их классификация
- 2. Всеобщая декларация прав человека 1948г.: содержание и оценка
- 9.2. Международный пакты об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г.
- 9.3. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.
- 9.4. Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Вопросы для повторения
- Тема 10: международное морское право
- 10.1. Понятие, принципы и источники международного морского права
- 10.2. Внутренние морские воды
- 10.3. Территориальное море и прилежащая зона
- 10.4. Исключительная экономическая зона
- 10.5. Континентальный шельф
- 10.6. Открытое море
- Вопросы для повторения
- Тема 11: международное воздушное право
- 11.1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 11.2. Режим полетов в суверенном пространстве
- 11.3. Режим полетов в международном воздушном пространстве
- Вопросы для повторения
- Тема 12: международное космическое право
- 12.1. Понятие и источники международного космического права
- 12.2. Объект и субъекты международного космического права
- 12.3. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов
- 12.4. Ответственность в международном космическом праве
- Вопросы для повторения
- Тема 13. Международное экологическое право
- 13.1. Понятие, принципы и источники международного права охраны окружающей среды
- 13.2. Международно-правовая охрана Мирового океана
- 13.3 Международно-правовая охрана атмосферы
- 13.4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира
- Вопросы для повторения
- Тема 14. Международное уголовное право
- 14.1.Понятие международного уголовного права
- 14.2. Источники международного уголовного права
- 14.3. Классификация международных правонарушений
- 14.4. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью и ответственность за отдельные уголовные преступления международного характера
- 14.5. Международные организации в борьбе с преступностью
- 14.6. Зарождение и развитие международного уголовного правосудия
- Вопросы для повторения
- Тема 15: международно-правовые средства разрешения международных споров
- 15.1. Понятие международного спора
- 15.2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
- 15.3. Мирные средства разрешения международных споров
- Вопросы для повторения
- Практикум (семинарский) Семинар №1. Право международных договоров
- Нормативный материал
- Литература:
- Темы для рефератов:
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Семинар № 2. Право международных организаций
- Нормативный материал:
- Литература:
- Темы для рефератов:
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Семинар № 3. Международное гуманитарное право
- Нормативный материал:
- Литература:
- Темы для рефератов
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Глоссарий