14.5. Международные организации в борьбе с преступностью
Общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН, уставной обязанностью которой является решение проблем социального и гуманитарного характера. Это достигается путем установления единых стандартов и норм в данной сфере сотрудничества, принятия унифицированных конвенций, типовых договоров, других международно-правовых актов и правил обращения с правонарушителями. В эту работу включены главные, вспомогательные органы ООН и большинство ее специализированных учреждений. ООН координирует также деятельность других международных организаций в этой сфере.
Так, Генеральная Ассамблея ООН с помощью Комиссии международного права готовит и принимает конвенции по борьбе с отдельными преступлениями, рекомендации по координации мер предупреждения актов международного терроризма, наемничества, незаконного оборота наркотиков и т.п. На заседаниях Совета Безопасности ООН эти вопросы рассматривают в связи с жалобами государств на акты агрессии, терроризма и др. В случае необходимости он передает эти вопросы в свою Комиссию по расследованию. Международный суд ООН рассматривает конкретные дела, касающиеся вопросов борьбы с преступностью. (В 1980 г. здесь рассмотрено дело о захвате американских заложников в Иране и приняты рекомендации государствам.)
В рамках Экономического и Социального Совета сосредоточены основные правоохранительные структуры ООН. Среди них особое место занимает Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданная в 1992 г. Ее предшественником был Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Она состоит из 40 человек, избираемых ЭКОСОС в индивидуальном порядке от государств - членов ООН на основе справедливого географического распределения сроком на 3 года. Заседания Комиссии проводятся в г. Вене.
Один раз в 5 лет Комиссия проводит Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они стали глобальными форумами по координации усилий всего человечества в борьбе с преступностью и унификации международного уголовного права. Большое значение в деятельности ООН имеет разработка и принятие долгосрочных планов и программ. Среди них следует отметить Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. Здесь содержатся рекомендации к государствам об укреплении законности, совершенствовании международного уголовного права, обеспечении прав человека, реформирования уголовного правосудия и др.
В 1991 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята новая Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Она рассчитана на оказание государствам помощи в сборе и обмене информацией, подготовке кадров, предоставлении консультативных услуг в деле создания национальных программ предупреждения преступности, разработки и внедрения учебных программ для подготовки специалистов.
В рамках Секретариата ООН имеется Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Секретариат владеет информацией о состоянии преступности и участвует в организации мероприятий по борьбе с ней. Отдел по предупреждению преступности одновременно выполняет функции Секретариата названной выше Комиссии по предупреждению преступности и ее конгрессов.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) - межправительственная организация, основной задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем развития широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., ее функции изменялись и уточнялись. Действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г. В ней участвуют практически все страны. СССР вступил в Интерпол в 1990 г., а Россия обрела членство в порядке правопреемства. Штаб-квартира находится во Франции (г. Лион).
К числу главных органов Интерпола относятся:
- Генеральная Ассамблея;
- Исполнительный комитет во главе с президентом;
- Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем - постоянно действующий рабочий орган управления;
- Национальные центральные бюро (НЦБ);
- Советники, исполняющие консультативные функции.
Наибольший интерес среди этих органов представляют Национальные центральные бюро (НЦБ), которые одновременно функционируют в двух системах: Интерпола и отдельного государства.
Национальное центральное бюро России действует в Москве с 1990 г. Свои запросы НЦБ России, например, имеет право помечать грифом "Интерпол" и рассылать не только в Лион, но и в НЦБ любой из стран-участниц.
Сотрудничество государств в рамках Интерпола строится на следующих принципах:
а) в работе могут участвовать не только НЦБ, а все другие организации, ведущие борьбу с преступностью;
б) НЦБ должно обеспечивать непрерывное, круглосуточное сотрудничество с вовлечением в него всех органов полиции каждой страны;
в) взаимность, обязательность запросов и оперативность в работе;
г) взаимопомощь должна осуществляться только по делам об уголовных преступлениях и не проводиться по делам политического, религиозного, военного или расового характера;
д) обеспечение неотвратимости ответственности и предупреждение правонарушений.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются уголовная регистрация с помощью специальной методики и картотек, международный розыск преступников, лиц, пропавших без вести, и похищенных ценностей. Кроме этого, в Генеральном секретариате осуществляются сбор и обобщение статистических данных о преступности в каждой стране, оказание технической помощи странам-участницам, организация международных полицейских выставок и научно-исследовательская работа. Интерпол издает Международное обозрение уголовной полиции, бюллетень "Подделки и подлоги" и различные справочные издания.
На региональном уровне международная борьба с преступностью осуществляется Организацией американских государств (ОАГ), Лигой арабских государств (ЛАГ). Советом Европы (СЕ) и другими региональными международными организациями.
В 1992 г. Маастрихтским договором Европейского союза было создано Европейское полицейское ведомство (Европол) для совместной борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, фальшивомонетничеством и другими преступлениями международного характера. Одновременно на уровне министров стран Европейского союза принимаются решения о формировании всех основных структур Европола со штаб-квартирой в Гааге.
В 1995 г. страны Союза приняли Конвенцию о Европейском полицейском ведомстве, которая регулирует основные вопросы сотрудничества государств-участников в борьбе с международной преступностью. Однако в силу она пока не вступила и находится в стадии ратификации. Несмотря на это, Европол уже осуществляет свои функции, но статуса международной организации пока не имеет и не может сотрудничать со странами, не входящими в Европейский союз.
В 1993 г. по решению Совета глав правительств стран СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ как постоянно действующий орган. Основными задачами Бюро являются:
- формирование специализированного банка данных и предоставление информации об этих деяниях в соответствующее МВД;
- содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования;
- обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких стран;
- выработка рекомендаций по борьбе с международной преступностью.
- Содержание:
- Тема 2. Источники международного права 11
- Тема 3. Принципы международного права 19
- Тема 4. Субъекты международного права 26
- Тема 5. Признание и правопреемство в международном праве 39
- Тема 7. Право международных организаций 66
- Тема 8: право внешних сношений 87
- Тема 9. Международное право прав человека 98
- Тема 15: международно-правовые средства разрешения международных споров 164
- Вступительное слово автора
- Общая часть Тема 1. Понятие международного права, его сущность и система
- 1.1. Возникновение и основные этапы развития международного права
- 1.2. Международное право: понятие, особенности и функции
- 1.3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия
- 1.4. Формы и способы реализации в рф международно-правовых норм
- 1.5. Доктринальная систематика и система международного права
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Источники международного права
- 2.1. Нормы международного права: понятие, создание, виды
- 2.2. Источники международного права: общая характеристика
- Вопросы для повторения
- Тема 3. Принципы международного права
- 3.1. Понятие и классификация принципов международного права
- 3.2. Содержание основных принципов международного права
- Вопросы для повторения
- Тема 4. Субъекты международного права
- 4.1. Субъекты международного права: понятие и виды
- 4.2. Понятие, содержание и особенности международной правосубъектности
- 4.3. Международная правосубъектность государств
- 4.4. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- 4.5. Правосубъектность международных межправительственных организаций
- 4.6. Проблема международной правосубъектности индивида
- 4.7. Международная правосубъектность юридических лиц
- Вопросы для повторения
- Тема 5. Признание и правопреемство в международном праве
- 5.1. Признание в международном праве: понятие, виды, формы
- 5.2. Правопреемство в международном праве
- Вопросы для повторения
- Особенная часть. Тема 6. Право международных договоров
- 6.1. Право договоров, его источники и кодификация
- 6.2. Субъекты права международных договоров. Виды международных договоров.
- 6.3. Форма и структура договоров
- 6.4. Заключение договоров
- 6.5. Действие договора
- 6.6. Толкование договора
- 6.7. Условия действительности и недействительности договора
- 6.8. Прекращение и приостановление действия договора
- 6.9. Россия и международные договоры
- Вопросы для повторения
- Тема 7. Право международных организаций
- 7.1. Краткая история создания международных организаций
- 7.2. Понятие и классификация международных организаций
- 7.3. Правосубъектность международных организаций
- 7.4. Членство в международных организациях
- 7.6. Международные конференции
- 7.7. Оон: история создания, структура. Главные органы оон
- 7.8. Правовой статус специализированных учреждений оон
- Вопросы для повторения
- Тема 8: право внешних сношений
- 8.1. Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты
- 8.2. Классификация органов внешних сношений государств
- 8.3. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции
- 8.4. Дипломатические иммунитеты и привилегии
- 8.5. Консульские учреждения: понятие, виды, функции
- 8.6. Консульские иммунитеты и привилегии
- Вопросы для повторения
- Тема 9. Международное право прав человека
- 9.1.Понятие прав и свобод человека и их классификация
- 2. Всеобщая декларация прав человека 1948г.: содержание и оценка
- 9.2. Международный пакты об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г.
- 9.3. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.
- 9.4. Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Вопросы для повторения
- Тема 10: международное морское право
- 10.1. Понятие, принципы и источники международного морского права
- 10.2. Внутренние морские воды
- 10.3. Территориальное море и прилежащая зона
- 10.4. Исключительная экономическая зона
- 10.5. Континентальный шельф
- 10.6. Открытое море
- Вопросы для повторения
- Тема 11: международное воздушное право
- 11.1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 11.2. Режим полетов в суверенном пространстве
- 11.3. Режим полетов в международном воздушном пространстве
- Вопросы для повторения
- Тема 12: международное космическое право
- 12.1. Понятие и источники международного космического права
- 12.2. Объект и субъекты международного космического права
- 12.3. Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов
- 12.4. Ответственность в международном космическом праве
- Вопросы для повторения
- Тема 13. Международное экологическое право
- 13.1. Понятие, принципы и источники международного права охраны окружающей среды
- 13.2. Международно-правовая охрана Мирового океана
- 13.3 Международно-правовая охрана атмосферы
- 13.4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира
- Вопросы для повторения
- Тема 14. Международное уголовное право
- 14.1.Понятие международного уголовного права
- 14.2. Источники международного уголовного права
- 14.3. Классификация международных правонарушений
- 14.4. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью и ответственность за отдельные уголовные преступления международного характера
- 14.5. Международные организации в борьбе с преступностью
- 14.6. Зарождение и развитие международного уголовного правосудия
- Вопросы для повторения
- Тема 15: международно-правовые средства разрешения международных споров
- 15.1. Понятие международного спора
- 15.2. Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
- 15.3. Мирные средства разрешения международных споров
- Вопросы для повторения
- Практикум (семинарский) Семинар №1. Право международных договоров
- Нормативный материал
- Литература:
- Темы для рефератов:
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Семинар № 2. Право международных организаций
- Нормативный материал:
- Литература:
- Темы для рефератов:
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Семинар № 3. Международное гуманитарное право
- Нормативный материал:
- Литература:
- Темы для рефератов
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения на форуме
- Глоссарий