logo
shpory_ME_VED

26. Услуги на мировом рынке и специфика торговли ими.

В экономике большинства стран мира важную роль играет сфера услуг, конечная продукция которого носит нематериальный характер. Рост торговли услугами объясняется переходом от удовлетворения потребностей жизнеобеспечения (в пище, одежде, обуви) к потребностям «свободного времени» (туризм, культура, образование и т.д)Это является следствием роста доходов населения

Выделяют четыре сферы услуг:

Торговля; кредитно-финансовая система; транспорт и связь; государственное управление

прочие услуги (здравоохранение, образование, бытовое обслуживание и др.)

В настоящее время увеличивается роль наукоёмких отраслей сферы услуг-информационных, компьютерных и др. деловых и профессиональных услуг(маркетинг, менеджмент, реклама, консалтинг, страхование, связи с общественностью, аудиторская и бухгалтерская деятельность).

Объёмы бытовых услуг и услуг системы массового питания растут сравнительно медленно.

Ускорение развития сектора услуг позволяет решить ряд проблем:

сфера услуг отличается высокой трудоёмкостью и способствует поддержанию высокого уровня занятости

ускоренное развитие сферы услуг ведёт к снижению загрязнения окружающей среды.

Происходит снижение потребления ресурсов, материалов и энергии

Торговля подразделяется на две отрасли. Внутренняя торговля своей деятельностью обеспечивает движение товарной массы в стране, ее сохранение и реализацию.

Оптовая торговля включает систему складских предприятий и в сочетании с торгово-учетной и транспортной службами.

Связь как сектор услуг играет двойную роль: во-первых, она является услугой как таковой, и во-вторых, представляет канал распределения потока информации. Связь включает услуги телефонной связи, радиосвязи, телевидение, спутниковая связь и сотовые услуги. Наиболее быстрыми темпами развивается сотовая связь и интернет.

Финансово-кредитная система играет ведущую роль в формировании третичного сектора. Такая роль финансово-кредитной системы связана с расширением сферы денежного обращения, операций с недвижимостью, кредитного обслуживания крупного и мелкого бизнеса, централизацией банковского капитала и активизацией деятельности страховых компаний. Для организации финансовых центров необходимо два основных института: банки и биржи. Крупнейшими финансовыми центрами являются Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Париж, Токио и др.

Доминирующее положение на рынке внешних услуг занимают развитые страны(80% от всех мировых услуг). Лидером являются США, определяющие динамику, структуру отраслевых рынков услуг.