logo
shpory_ME_VED

22. Внешняя торговля стран снг

Развитие внешней торговли постсоветских республик в 90-е годы характеризуется колебаниями объемов оборота и изменением главных направлений товаропотоков. После распада СССР произошло сильное падение ее объемов. Особенно сильное в 1992-93 гг, когда объем товарооборота снизился в несколько раз за счет сокращения торговли между странами членами СНГ и государствами Балтии. Хотя в после­дующие годы в большинстве бывших советских республик шел рост внешней торговли, он был обусловлен не столько восстановлением прошлых связей, сколько ростом торговли с другими странами. Падение объемов внешней торговли объясняется общим сокращением производства (в результате чего уменьши­лись экспортные возможности и импортные потребности), трудностями перехода к новому механизму отношений и измене­ниями в структуре внешнеторговых связей. Уменьшение торговли готовыми изделиями изменило и сузило базу прежнего разделения труда между странами — членами СНГ. К 1998 основными внешнеторговыми партнерами 10 из 15 бывших советск республик (кроме Белоруссии, Молдавии, Киргизии, Туркмении и Таджикистана) стали страны за предела­ми СНГ. На их долю приходилось около 3/4 экспорта и 2/3 им­порта стран — членов СНГ. Для стран Балтии особое значение приобрели отношения со Скандинавией, для Украины — с Зап Европой и Польшей, Закавказья — с Турцией и Европой, Центральной Азии — с Китаем, Японией, Южной Кореей, Ираном и Турцией. В связи с тем, что структурные сдвиги в промышленности и сельском хозяйстве постсоветских республик пока еще были незначительными с точки зрения создания новых производств, эти страны могли предложить на внешние рынки то, что у них имелось — топливно-сырьевые товары, полуфабрика­ты, продукцию легкой и пищевой промышленности. По ряду важных товаров страны — члены СНГ стали замет­ными экспортерами на мировых рынках: это нефть и нефтепро­дукты, черные металлы, ряд цветных металлов, прежде всего медь, хром и алюминий, золото, калийные удобрения, химическое сырье. Основную часть своих потребностей в машинах и оборудова­нии страны — члены СНГ и государства Балтии стали удовлетво­рять за счет закупок в развитых странах. Важное место на рынках потребительских товаров длительного пользования занимают Япония и новые индустриальные страны Азии. Потребности в указанных товарах удовлетворяются почти исключительно за счет импорта из этих стран.