40. Нетарифные методы регулирования
В современных условиях широко применяются различные нетарифные методы регулирования внешней торговли.
Антидемпинговые процедуры направлены против продавцов, экспортирующих товары по ценам ниже стоимости их производства в стране вывоза.
Обычно антидемпинговые процедуры инициируются мощными компаниями страны импортера, которые считают, что ввозимые, по пониженным ценам товары из другой страны мешают сбыту их продукции, от чего они несут и финансовые, и моральные убытки. Такие претензии рассматривают в одних странах специальные антидемпинговые трибуналы, в других — гражданские суды.
Вынося справедливые или несправедливые решения о демпинге, трибуналы определяют так называемую справедливую цену и устанавливают антидемпинговую пошлину, которую удерживают с поставщика. Если поставщик слишком занизил свою цену и, нанес большой ущерб национальным производителям импортирующей страны или вновь экспортировал свою продукцию по демпинговым ценам, то трибунал может принять решение о наложении на поставщика антидемпингового штрафа, значительно превышающего величину антидемпинговой пошлины и часто носящего разорительный характер. Более того, трибунал может рекомендовать правительству импортирующей страны ввести количественные ограничения или запрет на импорт аналогичных товаров из страны провинившегося поставщика.
Правовая основа антидемпинговых процедур заложена в статье VI, или так называемом антидемпинговом кодексе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое образовало в 1994 г. Всемирную торговую организацию (ВТО). В уставе ВТО статья об антидемпинге разработана более детально, в ней определены критерии нанесения факта ущерба и даны рекомендации по расчету разницы демпинговых и нормальных цен.
Ценовые преференции. Ценовые преференции также применяются для защиты интересов местных производителей товаров от импорта аналогичной продукции из других стран. Для этого под давлением национальных производителей устанавливается, что определенный товар (работы, услуги) могут быть закуплены у зарубежных поставщиков аналогичного товара, если их цены окажутся ниже цен национальных фирм, например на 5%. Чаще подобная процедура применяется при закупках крупных партий товара или уникальных комплектов оборудования через международные торги.
Количественные ограничения. Большинство стран в период развития или восстановления своих экономических потенциалов вводят долгосрочные или краткосрочные меры по количественному регулированию импорта и экспорта определенных видов товаров, устанавливая для них соответствующие квоты в абсолютных цифрах или в процентном отношении к объемам собственного производства. Одновременно с установлением квот правительство назначает один из своих органов ответственным за выдачу лицензий, т.е. разрешений той или иной компании осуществить экспорт или импорт определенного количества своей продукции.
Экспортные квоты устанавливаются в основном по трем причинам:
• с целью приоритетного удовлетворения данным видом товара своего рынка, во избежание роста цен;
• в соответствии с подписанными правительством международными компенсационными или картельными соглашениями, целью которых является регулирование цен на мировом рынке (например,-на кофе, какао, нефть и др.);
• в соответствии с заключенными правительством двусторонними соглашениями с другими странами о добровольном ограничении экспорта товаров (например, соглашения США и Японии о добровольном ограничении экспорта автомобилей, электронной техники и т.д.).
Импортные квоты устанавливаются прежде всего для защиты отечественного рынка от агрессивной экспортной политики более развитых стран. Например, Турция и Греция ограничивали ввоз в свои страны дизелей, дизель-генераторов, электродвигателей и т.д. чтобы дать возможность укрепиться на рынке отечественным производителям. В то же время не вводилось никаких ко-
личественных ограничений на ввоз этого оборудования в разобранном виде на принципах прогрессивной сборки, т.е. с постепенным освоением выпуска узлов и деталей собственной промышленностью.
Весьма часто страны, проводящие у себя международные ярмарки, увеличивают квоты на импорт товаров, с одной стороны, привлекая большее число иностранных участников, с другой — позволяя отечественным фирмам закупать лучшие образцы товаров, с тем чтобы содействовать ускорению технического прогресса национальной промышленности.
Экспортные и импортные квоты обычно распределяются пропорционально объемам заявок национальных поставщиков и потребителей продукции. Однако если правительство хочет повысить эффективность экспортных и импортных операций, оно осуществляет распределение квот путем проведения конкурсов и аукционов, в результате которых отбираются наиболее выгодные предложения поставщиков и потребителей.
В целях реализации Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Правительство РФ приняло 31 октября 1996 г. постановление «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».
Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров или товарных групп вводится обычно для повышения эффективности торговли, более четкого контроля получения выручки и расходования валютных средств, регулирования объемов торговли с учетом интересов реструктуризации отечественной промышленности, уменьшения числа посредников, претендующих на часть валютной выручки или необоснованно вздувающих импортные цены, снижения коррумпированности торговли.
Те же задачи решает монополизация внутренней торговли, например спиртом и водочными изделиями. К сожалению, российское Правительство не понимает, что без строгой монополизации импорта этих товаров борьба за монополизацию в сфере сбыта не имеет перспектив.
Приобретение товаров от резидентов. При размещении крупных заказов не редко сами покупатели ставят условие, чтобы поставщиками товаров были только резиденты их страны. Чтобы избежать этого барьера, иностранные поставщики вынуждены со
здавать в стране покупателя дочерние фирмы и продавать товары через них. Это позволяет покупателям при рассмотрении разногласий применять право своей страны.Экспортеры товаров также должны знать о существовании политических барьеров (например, КОКОМ), ограничивающих возможности торговли. Несмотря на отмены списков КОКОМ, некоторые страны, и в первую очередь США, придерживаются старых порядков. Например, они запрещают своим компаниям продавать в Россию современное компьютерное и телекоммуникационное оборудование.
Обычно политические барьеры в торговле эффективны, когда в их создании участвует достаточно много стран, объединенных идеей ООН или одной из крупнейших держав мира. Многим памятна политическая и экономическая блокада ЮАР, когда в ней проводилась политика апартеида. В 90-х гг. со стороны США продолжается экономическая блокада Кубы, причем Конгрессом принят Закон об экономических санкциях со стороны Соединенных Штатов Америки к компаниям, ведущим с Кубой коммерческие операции. США только дискредитировали себя, приняв закон в отношении фирм других стран, которые не хотят признавать диктата США. Под эгидой ООН действует экономическая блокада Ирака и Ливии как центров международного терроризма, США пытается склонить ООН к осуждению строительства Россией атомной электростанции в Иране.Возможно использование и технических барьеров, например установление дополнительных требований к импортируемым товарам, что является способом защиты внутреннего рынка от конкуренции.
Однако дополнительные требования к иностранным товарам нередко связаны с объективным желанием защитить своих потребителей от некачественной продукции. Чаще всего это относится к продуктам питания, детским товарам и лекарственным препаратам. В этом плане вполне оправданна политика российского правительства, требующего дополнительных проверок качества импортируемой продукции, особенно продуктов питания.
- . Международные экономические организации
- Вопрос 6. Сущность международного разделения труда и его факторы 13. Сущность международного разделения труда
- 14. Факторы, влияющие на международное разделение труда
- 15. Формы международного разделения труда
- 16. Принципы, преимущества и недостатки международного разделения труда
- Вопрос 10 Основные черты и функции мирового рынка
- 14. Вопрос Типы внешнеторговой политики.
- Вопрос 15. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 16. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 17. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 18. Распределение природных ресурсов между странами
- Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 23. Транспорт: основные направления развития на перспективу
- 26. Численность и темпы роста населения земли
- 29. Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития, основные центры трудовой миграции
- 34. Теорема Столпера-Самуэльсона
- 35. Теорема Рыбчинского
- Теорема Рыбчинского
- 37. Теория жизненного цикла продукта.
- 38.Теория конкурентных преимуществ портера
- 40. Нетарифные методы регулирования
- 41. Товарные биржи как способ международной торговли
- 42. Аукционная торговля
- 43. Торговля комплектным оборудованием
- 44. Международные торги Международные торги
- 10.3.2. Открытые, или публичные, торги
- 10.3.3. Закрытые торги
- Вопрос 45. Платежный баланс: определение и структура.
- Платежный баланс
- 46. 1. Методика составления и теории платежного баланса Система двойной записи
- Принципы построения платежного баланса
- Основы анализа платежного баланса
- 49. Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике
- Оффшорные зоны;
- Торгово-складские зоны;
- Свободные таможенные зоны.
- Вопрос 50. Международная валютная система: понятие и эволюция
- Особенности функционирования рынков золота.
- Организационная структура и виды рынков золота.
- Вопрос 52. Виды валютных рынков Валютный рынок и его виды (срочный валютный рынок и рынок спот).
- Вопрос 54. Сущность и формы международной миграции капитала
- Формы международной миграции капитала
- 55. Движение капитала в России
- . 56Международные валютно-финансовые и кредитные организации
- 1. Формы экономической интеграции
- 58. Внешняя торговля России и ее место в мировой экономике
- 59.Тенденции и проблемы сша
- 60. Структура национальной экономики сша. Особенности и предпосылки экономического развития.
- 62. Европейский союз в мировом хозяйстве
- 63. Европейский Союз – наиболее развитая интеграционная группировка в мире
- Переход стран Европейского Союза к общей валюте евро.
- 64. Японская экономическая модель
- 65. Специфические особенности и этапы экономического развития Японии
- 66. Крупнейшие корпорации Японии
- Внешнеэкономическая стратегия Японии, ее основные черты и особенности
- 67. Роль Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе
- 69. Основные этапы и особенности развития экономики Китая.
- Критерии, за которыми те или другие государства относят к нис (за методикой оон):
- Факторы появления нис
- Основными внутренними факторами, которые повлекли экономический рост так называемых нис, является:
- Закономерности развития нис
- Модели развития экономик нис Существует две основных модели развития экономик нис:
- 75. Классификация развивающихся стран
- 75. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- Организация стран-экспортеров нефти (опек)
- Основные цели опек
- Организационная структура опек
- История развития и деятельности опек
- Проблемы развития стран опек
- 82. Этапы и перспективы развития содружества независимых государств(снг)
- 83.Вто/гатт