82. Этапы и перспективы развития содружества независимых государств(снг)
Содружество Независимых Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
На сегодняшний день перед СНГ стоят немалые проблемы. Связано это прежде всего с незначительностью его экономического влияния. Во многом это последствия перехода от административно-командной к рыночной экономике. По сравнению с другими крупными интеграционными группировками Содружество в экономическом плане гораздо слабее других.
Доля торговли между странами СНГ с 1991 г. по 2000 г. упала с 72 % до 28 %. Интеграционный механизм, несмотря на огромное количество документов, призванных развивать сотрудничество, работает плохо. Возможно, главная причина в том, что интеграция начинается с первичных экономических субъектов. Нельзя создать интеграционную группировку только посредством политических решений. Необходимо убедить фирмы, предприятия в том, что сотрудничество будет взаимовыгодным. Кроме того, для этого нужны развитые внутренние рыночные отношения, что создаст благоприятные условия для экспорта и импорта товаров и услуг.
Любая региональная интеграционная группировка должна создаваться поэтапно. С этой точки зрения при создании СНГ были допущены существенные ошибки. И именно поэтому странам-участницам не удалось создать единой рублевой зоны, так как для этого не было таких предпосылок, как зоны свободной торговли, таможенный союз, единый рынок. А ведь на примере ЕС, единственного союза, который уже преодолел эти ступени, мы видим, что интеграция должна проводиться постепенно и нельзя воссоздавать только какие-то отдельные элементы и ожидать мгновенного результата.
С другой стороны, у СНГ существует неплохая документальная база: принят Устав, различные акты и другие учредительные документы. Созданы наднациональные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министерств иностранных дел, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и др. Также созданы специальные органы для сотрудничества в некоторых отраслях и структуры, призванные развивать интеграционное сотрудничество.
Дальнейшая интеграция стран СНГ должна проводиться в соответствии со спецификой этих стран, а не с помощью автоматического перенесения европейского опыта интеграции. И хотя ЕС на сегодняшний день – самое прочное интеграционное образование, у СНГ есть свои особенности, которые во многом связаны с советским прошлым.
Говоря о целесообразности дальнейших усилий по созданию союза, следует отметить, что интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую-либо значительную роль. Дальнейшее развитие интеграции выгодно и для России, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономические, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.
СССР всегда занимал одно из ключевых мест в мировой хозяйственной системе. Страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, весомым производственным и научно-техническим потенциалом, заставляла считаться с собой в определении тенденций мирового развития и установлении межгосударственных хозяйственных связей. Тем более важно сейчас, когда Россия и страны СНГ переживают трудные времена, сохранить хотя бы основные позиции в международной экономической жизни.
Сложность проблемы состоит прежде всего в том, что приходится работать в двух направлениях: с одной стороны, поддерживать связи с бывшими республиками СССР (с ближним зарубежьем), а с другой – завоевывать мировой рынок, утверждать себя как равноправный рыночный партнер со странами дальнего зарубежья. Решение этих задач осложняется неэффективной структурой экономики , отсталостью технологической базы производства, нерешенными социальными задачами.
Необходимо четко представлять особенности современного этапа экономической жизни, понимать, что без интеграции в мировую хозяйственную систему сейчас ни одна страна существовать не может. Это одно из условий эффективного развития любой экономики.
Зависимость экономики государств СНГ от мирового хозяйства уже подтвердилась разразившимся финансовым кризисом. Даже частичная изоляция от мировых рынков, потеря экспортерами части рынков сбыта привела к сокращению производства, росту безработицы, снижению совокупного спроса. Уменьшение экспортной выручки создало дополнительные трудности в покупке товаров за рубежом, в том числе и инвестиционных, в обеспечении спроса на товары, не производимые в стране.
В работе по укреплению внешнеэкономических связей необходимо не только завоевывать новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся отношения с бывшими республиками СССР.
К сожалению, по-разному складываются отношения России с государствами – участниками СНГ. Положительным результатом является заключение договора о Союзе России и Белоруссии. Есть позитивные сдвиги во взаимоотношениях интеграционной «четверки» (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). В целом, однако, настоящего динамизма в сотрудничестве стран СНГ нет: нарастает груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот.
В отношениях между странами СНГ по-прежнему первое место занимает внешняя торговля, это обоснованно. Опыт стран, входящих в ЕС, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными товарами послужило стимулом для развития национальной экономики каждой страны.
Получение суверенитета бывшими союзными республиками привело к: развалу некогда единого экономического пространства. Все новые государства резко сократили обмен товарами между собой и попытались переориентироваться на дальнее зарубежье. Но жизнь все поставила на свои места: оказалось, что бывшие республики не могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке, и единственными партнерами, готовыми поддерживать с ними торговые отношения, оказались их соседи по ближнему зарубежью. Правда, постепенно ситуация начала меняться, но до сих пор значительная доля экспорта этих стран приходится на СНГ.
В то же время существует ряд конкретных причин, сдерживающих развитие внешнеторговых отношений бывших союзных республик. Реформы идут трудно, экономика находится в кризисном состоянии, сокращается платежеспособный спрос и увеличиваются неплатежи. Это касается как внутреннего, так и внешнего рынка. В силу технологической отсталости производств товары, которые выходят на внешний рынок, имеют низкое качество, а цены, по которым они продаются на внутреннем рынке, максимально приблизились к мировым. В результате стало выгоднее покупать более качественные, а часто и менее дорогие товары, поставляемые из дальнего зарубежья.
Одновременно необходимо иметь в виду, что либерализация внешней торговли привлекла в эту сферу деятельности субъектов, не имеющих ни опыта, ни знаний вопросов конъюнктуры и порядка взаимных расчетов. Как правило, у них нет ни банковских гарантий, ни страхования по внешнеэкономической деятельности. Они не приучены выполнять свои обязательства по договорам и нести за это ответственность. Естественно, что все это ведет к взаимному недоверию, нарушению законодательных актов и не способствует укреплению торговых контактов.
Если учесть еще неустойчивость многих национальных валют, удорожание транспортных тарифов, а в ряде случаев и невозможность транспортировки (Кавказский регион и Таджикистан), то становится понятным, почему все быстрее бывшие республики расширяют контакты с дальним зарубежьем, сокращая неперспективные и неэффективные связи со странами СНГ.
Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений между странами СНГ возможно только при устранении указанных причин. Положительная тенденция в этом процессе наметилась в 1995 г., когда впервые объем экспортных операций стран СНГ увеличился на 9,3% по сравнению с 1994 г. Увеличение сохранилось и в последующем. Российский экспорт за 9 месяцев 1996 г. в страны СНГ возрос на 19,6%, а импорт – на 26,2%.
Естественно, что процесс укрепления внешнеторговых связей стран – членов СНГ потребует длительного времени и станет возможным при условии стабилизации экономики этих стран, оптимальном использовании имеющегося транспорта и связи, разработки единых транспортных тарифов на территории СНГ. Важную роль могут сыграть развитие связей в производственной и инвестиционной деятельности, создание совместных корпораций, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний.
- . Международные экономические организации
- Вопрос 6. Сущность международного разделения труда и его факторы 13. Сущность международного разделения труда
- 14. Факторы, влияющие на международное разделение труда
- 15. Формы международного разделения труда
- 16. Принципы, преимущества и недостатки международного разделения труда
- Вопрос 10 Основные черты и функции мирового рынка
- 14. Вопрос Типы внешнеторговой политики.
- Вопрос 15. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 16. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 17. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 18. Распределение природных ресурсов между странами
- Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 23. Транспорт: основные направления развития на перспективу
- 26. Численность и темпы роста населения земли
- 29. Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития, основные центры трудовой миграции
- 34. Теорема Столпера-Самуэльсона
- 35. Теорема Рыбчинского
- Теорема Рыбчинского
- 37. Теория жизненного цикла продукта.
- 38.Теория конкурентных преимуществ портера
- 40. Нетарифные методы регулирования
- 41. Товарные биржи как способ международной торговли
- 42. Аукционная торговля
- 43. Торговля комплектным оборудованием
- 44. Международные торги Международные торги
- 10.3.2. Открытые, или публичные, торги
- 10.3.3. Закрытые торги
- Вопрос 45. Платежный баланс: определение и структура.
- Платежный баланс
- 46. 1. Методика составления и теории платежного баланса Система двойной записи
- Принципы построения платежного баланса
- Основы анализа платежного баланса
- 49. Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике
- Оффшорные зоны;
- Торгово-складские зоны;
- Свободные таможенные зоны.
- Вопрос 50. Международная валютная система: понятие и эволюция
- Особенности функционирования рынков золота.
- Организационная структура и виды рынков золота.
- Вопрос 52. Виды валютных рынков Валютный рынок и его виды (срочный валютный рынок и рынок спот).
- Вопрос 54. Сущность и формы международной миграции капитала
- Формы международной миграции капитала
- 55. Движение капитала в России
- . 56Международные валютно-финансовые и кредитные организации
- 1. Формы экономической интеграции
- 58. Внешняя торговля России и ее место в мировой экономике
- 59.Тенденции и проблемы сша
- 60. Структура национальной экономики сша. Особенности и предпосылки экономического развития.
- 62. Европейский союз в мировом хозяйстве
- 63. Европейский Союз – наиболее развитая интеграционная группировка в мире
- Переход стран Европейского Союза к общей валюте евро.
- 64. Японская экономическая модель
- 65. Специфические особенности и этапы экономического развития Японии
- 66. Крупнейшие корпорации Японии
- Внешнеэкономическая стратегия Японии, ее основные черты и особенности
- 67. Роль Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе
- 69. Основные этапы и особенности развития экономики Китая.
- Критерии, за которыми те или другие государства относят к нис (за методикой оон):
- Факторы появления нис
- Основными внутренними факторами, которые повлекли экономический рост так называемых нис, является:
- Закономерности развития нис
- Модели развития экономик нис Существует две основных модели развития экономик нис:
- 75. Классификация развивающихся стран
- 75. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- Организация стран-экспортеров нефти (опек)
- Основные цели опек
- Организационная структура опек
- История развития и деятельности опек
- Проблемы развития стран опек
- 82. Этапы и перспективы развития содружества независимых государств(снг)
- 83.Вто/гатт