logo
Vopros_1

Внешнеэкономическая стратегия Японии, ее основные черты и особенности

Япония - одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт, занимая третье место после США и Германии. Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), Германия, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай. В конце ХХ века Европейский Союз догнал США по объему продаж в Японию автомобилей, химикатов, а КНР продолжала доминировать на японском рынке готовой одежды. Другими важными поставщиками товаров в Японию являются Республика Корея, Тайвань, Индонезия, Саудовская Аравия, Австралия, Иран, Кувейт, Канада, Филиппины, ОАЭ и Россия.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала. По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны.

Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств - тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в Азии - в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

Новой дорогой сотрудничества стали внешнеэкономические отношения с Россией, где сейчас действуют совместные предприятия с участием японского капитала. Географическое размещение таких предприятий в основном ограничивается Дальневосточным регионом. Япония стала основным торговым партнёром Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края. Из России вывозят нефть, уголь, цветные металлы, лесоматериалы, целлюлозу, рыбу и морепродукты.

В целом в международном разделении труда Япония является одним из мировых финансовых центров, а также производителем продукции наукоёмких отраслей промышленности - "научно-производственной лабораторией мира".

Пережив несколько экономических кризисов, Япония была вынуждена пересмотреть свои позиции с точки зрения наступления новой эры. Были организованы специальные исследовательские группы, в работах которых представлена информация о характерных изменениях, происходящих в японской политической мысли, имеющих влияние на формирование внешнеполитического курса. Хочет того Япония или нет, но ей придется изменить сложившуюся внутреннюю политическую и экономическую ситуацию.

Все больше расширяя свое экономическое влияние на внешнем рынке, Япония тем самым поставила внутреннюю экономику в почти кабальную зависимость от экспорта. Это обстоятельство, в свою очередь, побуждает страну уходить от споров в области внешней политики, что приводит к некоторому ослаблению авторитета страны.

Сейчас формируется новая система международных отношений, и Японии предстоит пересмотр своих стратегий.

Основная задача Японии сейчас - это помощь развивающемуся миру. На фоне уменьшения позитивной роли США в странах третьего мира должна увеличиваться роль Японии как донора слабых экономик. Это уменьшит число слаборазвитых стран, пытающихся утвердить свое влияние военными методами, и тем самым усилит мирную основу взаимодействия всех стран мира. С ростом помощи слабым азиатским странам установится роль Японии как посредника между Азией и Западным миром.