Свободные таможенные зоны.
Оффшорные зоны (ОЗ) или «налоговые гавани», как их иногда называют, стали организовываться в 1970-е гг. ОЗ привлекают клиентов благоприятными:
валютно-финансовым режимом;
высоким уровнем банковской и коммерческой секретности;
лояльностью государственного регулирования.
Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер;
В торгово-складских зонах иностранные товары могут храниться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Для этих зон характерны следующие особенности:
1) они создаются для обслуживания мирового рынка;
2) на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны;
3) на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей; Свободные таможенные зоны являются современной разновидностью беспошлинных торговых и складских зон.
Этот тип зон относится к простейшим, их называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенного досмотра.
Свободные экономические зоны формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров в отдельных промышленных районах.
Свободной экономической зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.
Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий, с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти.
СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач.
Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда
Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.
Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.
Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.
Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.
Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.
Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению.
К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:
благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:
комплексные специальные зоны производственного характера;
внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города.
Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.
Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют особые - оффшорные - зоны (ОЗ). Они составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.
И тем не менее формально в России существуют 18 свободных экономических зон, размещенных на 15 территориях страны.
В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, в Калининградской области, возрождается и деятельность СЭЗ на Сахалине. Формирование многих зон находится лишь на первоначальном этапе.
Создание и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия единого четкого законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это означает, что наличие четкого законодательства по данному вопросу является одним из основных условий их создания и эффективного функционирования.
Большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка" и "Сахалин".
Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.
Территория СЭЗ "Находка" располагается в административных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку идет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит.
В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
- . Международные экономические организации
- Вопрос 6. Сущность международного разделения труда и его факторы 13. Сущность международного разделения труда
- 14. Факторы, влияющие на международное разделение труда
- 15. Формы международного разделения труда
- 16. Принципы, преимущества и недостатки международного разделения труда
- Вопрос 10 Основные черты и функции мирового рынка
- 14. Вопрос Типы внешнеторговой политики.
- Вопрос 15. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 16. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 17. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 18. Распределение природных ресурсов между странами
- Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 23. Транспорт: основные направления развития на перспективу
- 26. Численность и темпы роста населения земли
- 29. Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития, основные центры трудовой миграции
- 34. Теорема Столпера-Самуэльсона
- 35. Теорема Рыбчинского
- Теорема Рыбчинского
- 37. Теория жизненного цикла продукта.
- 38.Теория конкурентных преимуществ портера
- 40. Нетарифные методы регулирования
- 41. Товарные биржи как способ международной торговли
- 42. Аукционная торговля
- 43. Торговля комплектным оборудованием
- 44. Международные торги Международные торги
- 10.3.2. Открытые, или публичные, торги
- 10.3.3. Закрытые торги
- Вопрос 45. Платежный баланс: определение и структура.
- Платежный баланс
- 46. 1. Методика составления и теории платежного баланса Система двойной записи
- Принципы построения платежного баланса
- Основы анализа платежного баланса
- 49. Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике
- Оффшорные зоны;
- Торгово-складские зоны;
- Свободные таможенные зоны.
- Вопрос 50. Международная валютная система: понятие и эволюция
- Особенности функционирования рынков золота.
- Организационная структура и виды рынков золота.
- Вопрос 52. Виды валютных рынков Валютный рынок и его виды (срочный валютный рынок и рынок спот).
- Вопрос 54. Сущность и формы международной миграции капитала
- Формы международной миграции капитала
- 55. Движение капитала в России
- . 56Международные валютно-финансовые и кредитные организации
- 1. Формы экономической интеграции
- 58. Внешняя торговля России и ее место в мировой экономике
- 59.Тенденции и проблемы сша
- 60. Структура национальной экономики сша. Особенности и предпосылки экономического развития.
- 62. Европейский союз в мировом хозяйстве
- 63. Европейский Союз – наиболее развитая интеграционная группировка в мире
- Переход стран Европейского Союза к общей валюте евро.
- 64. Японская экономическая модель
- 65. Специфические особенности и этапы экономического развития Японии
- 66. Крупнейшие корпорации Японии
- Внешнеэкономическая стратегия Японии, ее основные черты и особенности
- 67. Роль Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе
- 69. Основные этапы и особенности развития экономики Китая.
- Критерии, за которыми те или другие государства относят к нис (за методикой оон):
- Факторы появления нис
- Основными внутренними факторами, которые повлекли экономический рост так называемых нис, является:
- Закономерности развития нис
- Модели развития экономик нис Существует две основных модели развития экономик нис:
- 75. Классификация развивающихся стран
- 75. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- Организация стран-экспортеров нефти (опек)
- Основные цели опек
- Организационная структура опек
- История развития и деятельности опек
- Проблемы развития стран опек
- 82. Этапы и перспективы развития содружества независимых государств(снг)
- 83.Вто/гатт