logo
Vopros_1

Основы анализа платежного баланса

Август 8th, 2009 | Категория: Экономика ВЭД | Метки: действия, детей, известны, плата, права, составе, экономически

В соответствии с принципами построения платежного баланса он всегда является сбалансированным, что отражает стандартное представление платежного баланса. Понятие положительного или отрицательного сальдо применимо только к отдельным его частям. При этом необходимо отметить, что само по себе сальдо платежного баланса заведомо не может иметь однозначной трактовки с точки зрения его воздействия на национальную экономику. В зависимости от целей экономической политики как отрицательное, так и положительное сальдо по отдельным статьям могут расцениваться как в позитивном, так и в негативном планах.

Обычно при анализе внутренней структуры платежного баланса принято выделять сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капиталов и баланса официальных расчетов.

Сальдо торгового баланса формируется как разница между экспортом и импортом только товаров (без учета услуг). Аналитические комментарии к изменению торгового баланса зависят от того, какие факторы обусловили его изменение.

Например, если отрицательное сальдо образовалось в результате сокращения экспорта, то это может свидетельствовать о снижении конкурентоспособности национальной экономики и рассматриваться как негативное явление. Но если такое положение возникло за счет роста импорта в результате притока прямых инвестиций в страну, то этот факт никак не может рассматриваться как ослабление национальной экономики, поскольку данный импорт, во-первых, оплачен иностранным инвестором и, во-вторых, имеет долгосрочные последствия, поскольку, будучи вложенными в реальный сектор национальной экономики, при благоприятной экономической политике иностранные инвестиции в будущем будут способствовать дополнительному росту экспорта.

Сальдо баланса по текущим операциям рассматривается, как правило, в качестве справочного сальдо платежного баланса, поскольку определяет потребность страны в финансировании, являясь одновременно фактором внешнеэкономических ограничений во внутренней экономической политике, поскольку является составным элементом ВВП и напрямую влияет на него.

Положительное сальдо текущего платежного баланса означает, что страна является нетто-инвестором по отношению к другим странам мира, и, наоборот, дефицит по текущим операциям означает, что она становится чистым должником перед остальными странами мира.

Сальдо движения капитала фактически является зеркальным отражением состояния текущего сальдо платежного баланса, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов. Здесь можно рассматривать международные инвестиции как источники финансирования дефицита торгового баланса, когда часть импорта финансируется за счет иностранных инвесторов.

Сальдо баланса изменения официальных расчетов регистрирует изменение (увеличение или уменьшение) ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов или увеличение (уменьшение) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах.

В практике международных расчетов для целей анализа также используется показатель чистых валютных резервов, который служит своеобразным индикатором для оценки возможностей страны погашать задолженность иностранным кредиторам и, в случае необходимости, при форс-мажорных обстоятельствах, осуществлять самостоятельно финансирование необходимого стране импорта за счет собственных валютных средств. Без использования абсолютных значений, для оценки достаточности валютных резервов используется следующий относительный показатель:

(чистые резервы иностранной валюты / общий объем импорта) х 12 месяцев

Этот показатель дает информацию о том, в течение какого времени (в месяцах, а иногда даже в неделях импорта) страна может оплачивать свой импорт за счет имеющихся валютных резервов. От величины этого показателя зависят возможности получения иностранных кредитов, прежде всего странами с переходной экономикой и развивающимися. Так, если этот показатель находится на уровне менее трехмесячного покрытия импорта (для переходных экономик обычно эта норма снижается до двух месяцев), то ситуация рассматривается как неблагоприятная и возможность получения новых кредитов будет сопряжена с известными трудностями из-за возникновения дополнительных рисков невозврата заемных средств.

Статистика платежного баланса ведется не только на основе единых методологических принципов, практически поддерживаемых МВФ в странах, являющихся членами данной международной организации. Кроме этого, статистика платежного баланса для всех стран-членов МВФ представляется в долларах США. Данный факт позволяет, используя однородные показатели и единство цен, проводить сравнительный анализ платежных балансов разных стран. Наиболее полной информационной базой подобного сравнения могут служить статистические сборники МВФ «Balance of Payments» [ ], публикуемые ежемесячно для всех стран-членов МВФ, в составе стандартного и аналитического представления платежного баланса, а также международной инвестиционной позиции

47. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Платежный баланс является объектом государственного регулирования. На это есть ряд причин:

1) для платежного баланса характерна неуравновешенность, которая проявляется в дефиците у одних и в избытке у других стран;

2) платежный баланс не может выравниваться самостоятельно после отмены в 1930-х гг. золотого стандарта, и, следовательно, требуются целенаправленные меры по его регулированию;

3) повышение значения платежного баланса в системе государственного регулирования обусловлено все большей интернационализацией хозяйственных связей. Государство осуществляет регулирование баланса на основе государственной собственности, увеличения доли национального дохода, перераспределяемого через бюджет, с помощью принятия на законодательном уровне определенных мер, а также посредством активного участия страны в международных экономических отношениях.

Мероприятия, проводимые государством в экономической сфере, направлены на формирование платежного баланса и покрытие сложившегося сальдо. Существует много методов, направленных на стимуляцию экспорта, ограничение международных экономических операций и т. д.

Если у страны платежный баланс дефицитный, то это требует принятия определенных мер.

1. Проведение политики, предполагающей сокращение внутреннего спроса (дефляционная политика). Она включает введение бюджетных ограничений на расходы, в основном в социальной сфере. Но эти меры следует применять с осторожностью, так как в условиях экономического спада они могут привести к обострению социальных конфликтов, если не будут параллельно с ними проводиться компенсирующие меры.

2. Понижение курса национальной валюты (девальвация). Оно направлено на увеличение экспорта. Но это зависит от экономических условий: положительный результат будет только при наличии соответствующего экспортного потенциала. К тому же это не устранит самой причины дефицита платежного баланса, а принесет лишь временное облегчение.

3. Введение валютных ограничений, касающихся в первую очередь иностранной валюты. Таким образом ограничивается вывоз капитала из страны и стимулирование его притока в нее.

4. Проводится активная финансовая и денежно-кредитная политика. Создаются льготные условия для иностранных фирм с целью привлечения капитала в страну.

Также применяются специальные государственные меры воздействия, ориентированные на длительную перспективу.

Государственное регулирование направлено на увеличение экспорта и сокращение импорта капиталов, если платежный баланс активен.

При дефиците платежного баланса экономически развитые страны привлекают средства на мировом рынке в форме кредитов банковских консорциумов и облигаций. В покрытии дефицита участвуют коммерческие банки. Их кредиты более доступны, но, с другой стороны, они дорогие, и банки могут не выдать их стране, у которой уже есть большой долг.

Регулирование платежного баланса: национальное и межгосударственное. Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно активны или: пассивны, поляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов и переливы капитала, особенно «горячих денег», отрицательно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику.

При этом стихийный механизм выравнивания платежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий.

Задача уравновешивания баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей. Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, нацеленных на стимулирование либо ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитом платежного баланса обычно для стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала применяются следующие меры: дефляционная политика; девальвация; валютные ограничения; финансовая и денежно-кредитная политика; специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей.

При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные, а также ревальвация валюты — используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи) и ограничения их импорта. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных резервов.

Новым, явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран большой семерки.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

48. Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые ведут свою деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. Первые из них появились еще во второй половине XIX в. и были связаны с деятельностью в сфере добычи и сбыта минерального сырья. Во второй половине XX в. сфера их деятельности расширяется, к тому же они функционируют уже в мировых масштабах.

Их возникновение связано с развитием разделения труда и кооперацией. Специализация предприятия способствует увеличению масштабов производства, и это характерно для любого хозяйствующего субъекта.

После того как предприятие в рамках своей страны увеличило производство, оно расширяется и за ее пределы. На этом этапе появляются международные производственные формирования. Предприятия стремятся получить как можно больше дохода и выходят на мировой рынок.

Международные корпорации, как правило, делят на три группы: транснациональные корпорации (ТНК), многонациональные корпорации (МНК) и международные корпоративные союзы.

Многонациональные корпорации – это производственные объединения международных фирм, причем эти фирмы принадлежат собственникам из разных стран. Национальные компании объединяются на основе технологий, научных разработок. Примерами таких корпораций могут служить «Юнивелер», «Фиат-Ситроен» и др.

Международные корпоративные союзы чаще всего являются консорциумами по организационной форме. Это объединения концернов для решения определенных экономических задач.

Транснациональные корпорации (transnational corporation) - это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, называемой страной базирования, а филиалы находятся в других странах. Их разновидностью являются многонациональные корпорации (multinational corporation), при этом разница заключается только в том, что головная компания принадлежит капиталу двух и более стран. Обе эти формы основаны на осуществляемых под контролем головной фирмы технологических и финансовых связях между предприятиями, находящимися в разных странах. Их главным качественным признаком является интернациональный характер деятельности компаний. В принципе, международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал. Однако обычно под международными корпорациями (ТНК) понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие значительное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долл., от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции, доля зарубежных активов - не менее 25%, а филиалы имеются не менее чем в шести странах. Транснациональные корпорации – это компании, контроль над которыми осуществляется, как правило, акционерами одной страны. Но свою деятельность они осуществляют и в других странах посредством создания филиалов и своих дочерних компаний, которые имеют свои службы сбыта, производства продукции и т. д. Яркими примерами ТНК являются такие американские фирмы, как «Форд», «Дженерал моторе», швейцарский «Нестле» и др.

Для того чтобы международная компания считалась ТНК, необходимо, чтобы доли занятых на зарубежных предприятиях, зарубежных активов и зарубежных продаж не превышали 25–30 %.

ТНК состоит из материнской корпорации и дочерних филиалов. Материнская компания формирует стратегию развития, осуществляет контроль над финансами и технологиями, участвует в управлении дочерними компаниями посредством участия в их капитале. Также она принимает решение о покупке, учреждении или ликвидации своих подразделений.

ТНК функционируют не во всех отраслях. Большинство транснациональных корпораций приходится на нефтяную, химическую промышленность, автомобилестроение и электронику. Это объясняется тем, что в этих направлениях проще, выгоднее создавать международные производственные объединения.

У ТНК имеется ряд преимуществ по сравнению с другими участниками международных экономических отношений. Прежде всего это большая территория, на которой они осуществляют свою деятельность. Имея свои филиалы в зарубежных странах, они ведут торговлю своими товарами, не платя при этом таможенные пошлины. Благодаря этому они используют ресурсы и других стран. Это не только природные ресурсы, но и человеческий и научно-технический потенциал. К тому же они могут извлекать выгоду из социально-экономического уровня развития страны: ведь если в данной стране уровень заработной платы находится на низком уровне, то не обязательно платить работникам столько же, сколько платят, к примеру, в стране, где расположена материнская корпорация; а если цены на сырье низкие, то издержки на производство снижаются. В любом случае при принятии каких-либо решений, касающихся деятельности ТНК, учитывается специфика страны, в которой расположен филиал.

Кроме того, транснациональные корпорации пользуются возможностями избегать уплаты таможенных пошлин при ввозе в страну товаров, которые были произведены дочерними компаниями за рубежом.

В рамках международных корпораций при обмене товарами используются так называемые внутрифирменные трансфертные цены. Их уровень значительно ниже, чем при обычной торговле, и по некоторым данным разница между ними – в 3–4 раза. За счет этого инструмента появляется возможность финансирования некоторых подразделений ТНК, используя другие, и в то же время существенно снижается сумма, с которой надо платить налог. В настоящее время значительная часть средств проходит именно по таким каналам международного внутрифирменного оборота.

Таким образом, транснациональные корпорации широко используют преимущества международной кооперации и разделения труда. Они действуют далеко за пределами своей «родной» страны и, формируя межнациональные комплексы, оказывают значительное влияние не только на экономику отдельных стран, но и на состояние мировой торговли в целом.

Все больше участвуя в народном хозяйстве развивающихся стран, транснациональные корпорации занимают лидирующее положение в некоторых очень важных отраслях. Кроме того, ТНК привлекают к сфере своей деятельности и местные компании, в основном малые и средние. Они становятся зависимыми от крупной компании. Но все же это может хорошо отразиться на экономике развивающейся страны. ТНК способствуют развитию тех отраслей экономики, которые связаны с их деятельностью, могут изменить структуру народного хозяйства и расширить участие этого государства в международных экономических отношениях.

Но транснациональные корпорации оказывают влияние и на развитые страны. В том случае, когда иностранная компания начинает оказывать значительное влияние на экономику страны, она, естественно, начинает вмешиваться в макроэкономические процессы, что порождает противоречия между интересами ТНК и интересами данного государства.

Транснациональные корпорации влияют на мировую экономику в целом. Они занимают господствующее положение в ряде отраслей как в отдельных странах, регионах, так и в мировой экономике в целом. И это не только в производстве, но и в торговле. ТНК инвестируют средства в экономику различных стран: они развивают на их территории свои предприятия и способствуют развитию других отраслей.

Международные корпорации много критиковали: за то, что они эксплуатируют экономику развивающихся стран, навязывают им не выгодную для них политику, переносят туда самые вредные производства, за то, что они наносят вред и своей стране, перенося производство в другие страны мира и тем самым лишая жителей своей страны рабочих мест.

Но деятельность транснациональных корпораций нельзя оценивать только с худшей стороны. ТНК способствуют международному разделению труда, производству и развитию науки и техники. Несмотря на то что заработная плата в филиалах компании ниже, чем в стране базирования, она все равно зачастую довольно высока для развивающихся стран, и, кроме того, такие крупные компании предоставляют своим сотрудникам определенные социальные гарантии. Порой слабо развитые страны сами открывают свои рынки для крупных международных компаний, осознавая их преимущества.

Деятельность транснациональных корпораций связана с интересами их государств. Каждая страна стремится сделать жизнь своих граждан как можно лучше и при этом сохранить национальные особенности. Страны взаимодействуют в ходе достижения целей государственного развития, и таким образом осуществляются международные отношения. Естественно, у них возникают разногласия по поводу топливных, сырьевых и трудовых ресурсов, а также происходит борьба за новые рынки сбыта.

Интересы транснациональных корпораций и стран, на территории которых они базируются, как правило, совпадают. Транснациональные корпорации позволяют своему государству получать доступ к ресурсам других стран. К тому же продукция, произведенная за рубежом, не будет облагаться пошлинами со стороны государства, где эта продукция была произведена.

ТНК обеспечивают влияние своего государства на экономику других стран. Раньше контроль осуществлялся над колониальными странами или над свободными с помощью оказания давления на их правительства. Теперь же даже при условии политической независимости некоторые государства с помощью своих крупных межнациональных корпораций могут сохранять экономическое господство. Выгода таких государств очевидна, и поэтому они оказывают наиболее влиятельным корпорациям свою политическую поддержку.

Как видно из всего вышесказанного, экономическое и политическое значение транснациональных корпораций очень велико. Они помогают развивать взаимопонимание, доверительные отношения со странами-партнерами, усиливать экономическое влияние на мировое хозяйство. Таким образом, государство должно в определенной мере помогать развитию своих ТНК, что актуально в данный момент и для России, которая стремится усилить свое влияние в мировом масштабе.