Развитие отношений Республики Беларусь и стран Африки в 1990-е – нач. 2000-х годов.
Несмотря на имеющиеся различия в исторических судьбах Беларуси и государств Африканского континента, у них есть общая черта — стремление к независимости. Обретение ими суверенитета произошло по-разному: у Беларуси — в результате распада Советского Союза, для африканских стран — как итог освобождения от колониального гнета. Именно независимость наших государств является в настоящее время фундаментом выстраивания взаимовыгодных отношений и партнерских связей, т. е. возрождения всего того, что было характерно для времен СССР и БССР, но уже с учетом вызовов современного мира. Этим объясняется актуальность и важность африканского вектора во внешней политике Беларуси. Есть основания надеяться на взаимность и со стороны африканских стран. В условиях современного экономического кризиса эти страны, как и Республика Беларусь, просто вынуждены искать новые рынки сбыта.
Импульс белорусско-африканским отношениям был дан еще в 1996—1998 гг. В этот период состоялись визиты правительственных делегаций Беларуси в Египет, Тунис, Ливию, ЮАР. Важное значение выводу на качественно новый уровень отношений Беларуси с африканским миром придали визиты Президента Республики Беларусь А. Лукашенко в Египет в июне 1998 г. и Ливию в октябре — ноябре 2000 г. В нашу страну в апреле 2000 г. приезжал Президент Республики Уганда с официальным визитом, а в ноябре 2008 г. — лидер Ливии М. Каддафи.
Развитию отношений между Беларусью и странами Африки в значительной степени способствует обмен визитами официальных делегаций. Эта форма партнерства позволяет полнее ощутить обширный потенциал белорусско-африканского сотрудничества в торговой, инвестиционной, научно-технической и культурной сферах.
Важным фактором активизации двусторонних политических и торгово-экономических связей является расширение дипломатического присутствия Беларуси в африканском регионе. Установлены дипломатические отношения со всеми африканскими государствами, кроме Джибути, ДРК, Коморских Островов, Лесото, Либерии, Нигера, САДР, Свазиленда и ЦАР. В настоящее время эффективно функционируют посольства в Египте, Ливии, ЮАР.
К сожалению, финансовые и технические затруднения не позволяют Минску содержать посольства во всех странах африканского региона, поэтому белорусские дипломаты используют другие возможности, включая посольства африканских государств в России и их миссии при ООН для создания условий
сотрудничества и партнерства с Африкой.
Одной из форм расширения присутствия Беларуси в Африке стало назначение белорусских послов в государствах региона по совместительству. Посол в Египте аккредитован по совместительству в Йемене, Судане, Алжире, Марокко. Посол в Ливии — в Тунисе, посол в Южноафриканской Республике — Анголе, Замбии, Зимбабве. В Беларуси аккредитованы по совместительству послы многих африканских стран.
Важной задачей в деле интенсификации отношений с африканскими государствами является дальнейшее развитие договорноправовой базы двустороннего сотрудничества. При этом особое внимание уделяется заключению соглашений экономического характера, призванных создать необходимое правовое поле для развития торгово-экономических связей.
К настоящему времени наиболее высокого уровня в развитии политических и экономических связей Беларусь достигла с Алжиром, Египтом, Ливией, Марокко, Угандой, ЮАР.
Для Беларуси в этом контексте важно одно — Африка, как и любой другой кризисный регион, не может быть в фокусе внимания только африканских государств или другой узкой группы стран. В условиях глобализации крупные проблемы одного континента должны вызывать озабоченность международного сообщества, поиск их решения должен быть коллективным. Беларусь не уходила и не уходит от участия в этом процессе. Постановка вопроса об определении места и роли африканских стран во внешней политике современной Беларуси является вполне оправданной. Спектр национальных интересов Беларуси широк и многообразен. Он охватывает решение общепланетарных и региональных проблем, уровень двусторонних отношений. В этой связи необходимо отметить, что Африканский континент — это не только сосредоточение трудно решаемых противоречий, бед, нищеты и болезней. Африка — это 54 государства, заявивших о своем стремлении утвердиться в мировом сообществе в качестве равноправных его членов. Следовательно, при решении проблем глобального характера в рамках международных организаций позиция африканских стран оказывается исключительно весомой.
В этой связи подчеркнем: Беларусь и Африку объединяет такой форум, как Движение неприсоединения. Сегодня в эту организацию входят 118 стран, включая 51 африканское государство.
Хотя стаж белорусской активности в рамках Движения неприсоединения небольшой — 12 лет, мы придаем большое значение этому институту утверждения прав развивающихся государств. Наши внешнеполитические принципы и приоритеты во многом сопоставимы с целями и задачами Движения неприсоединения. В Беларуси высоко оценили принципиальный подход африканских государств в отношении попыток некоторых стран представить Движение как неэффективный форум, который должен быть расформирован или трансформирован.
В целом потенциал в установлении взаимовыгодных партнерских отношений между Республикой Беларусь и африканскими государствами далеко не исчерпан. Африка — это перспективный регион для белорусской дипломатии, политики, политиков и экономистов.
- Понятие «мировая политика»
- Влияние средств массовой информации на мировую политику
- 3.Проблемы глобализации в мировой политике
- 4.Основные приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- 5. Республика Беларусь в системе международной и региональной безопасности.
- 6.Белорусско-российские отношения. Союзное Государство, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство.
- Республика Беларусь и страны снг.
- Отношения Республики Беларусь со странами Балтии.
- 9.Внешняя политика Российской Федерации: общая характеристика.
- Внешняя политика Украины. Белорусско-украинские отношения.
- Внешняя политика Казахстана. Белорусско-казахстанские отношения.
- Деятельность одкб.
- 13. Шанхайская организация сотрудничества (шос) и перспективы ее развития.
- Интеграционные процессы в Европе в 1990-х – 2000-х гг. Европейский Союз на современном этапе развития.
- Совет Европы и его основные функции.
- Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:
- Белорусско-германские отношения.
- Белорусско-французские отношения.
- Белорусско-польские отношения.
- Внешняя политика сша: общая характеристика.
- Состояние отношений между Россией и Китаем.
- Особенности внешней политики кнр.
- Белорусско-китайские отношения.
- Состояние отношений Республики Беларусь со странами атр.
- Отношения Республики Беларусь с государствами Ближнего и Среднего Востока.
- Развитие отношений Республики Беларусь со странами Южной Азии.
- Место и роль стран Латинской Америки в современных международных отношениях.
- Страны Латинской Америки и Панамериканская зона свободной торговли.
- [Править]Основные характеристики нафта.
- Создание и деятельность Общего рынка Юга Америки (меркосур).
- Отношения Республики Беларусь и государств Латинской Америки на рубеже хх-ххi в.
- Развитие отношений Республики Беларусь и стран Африки в 1990-е – нач. 2000-х годов.