3.Проблемы глобализации в мировой политике
Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий.
Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений.
Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства.
Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия.
Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики.
Предпосылками глобализации в политической сфере послужили, во-первых, технологическая революция 1950-60-ых гг., повлекшая развитие материального производства, сфер транспорта, информатики и коммуникации. И, во-вторых, как следствие первого, выход экономики за национальные рамки.
Государство больше не способно полностью контролировать обмен в экономической, политической и социальной сферах, оно утрачивает свою прежнюю монопольную роль главного субъекта международных отношений. С точки зрения сторонников неолиберализма, полноправными субъектами международных отношений могут выступать транснациональные компании, неправительственные организации, отдельные города или иные территориальные общности, различные промышленные, торговые и иные предприятия, наконец, отдельные индивиды.
К традиционным политическим, экономическим, военным отношениям между государствами добавляются разнообразные связи между религиозными, профессиональными, профсоюзными, спортивными, деловыми кругами этих государств, причем их роли могут иногда быть равными. Утрата государством прежних места и роли в международном общении нашла выражение и в терминологии - замене термина «интернациональный» термином «транснациональный», то есть осуществляемый помимо государства, без его непосредственного участия.
На смену старым проблемам международной безопасности приходят новые, к которым государства и другие субъекты международной политики оказались не вполне готовы. К таким проблемам относится, например, угроза международного терроризма. До недавнего времени понятие «международный терроризм» больше подчеркивало международную опасность такого явления, чем обозначало реальный, очевидный фактор в международных отношениях. Последние события показали, что в мировой политике произошли качественные сдвиги.
- Понятие «мировая политика»
- Влияние средств массовой информации на мировую политику
- 3.Проблемы глобализации в мировой политике
- 4.Основные приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- 5. Республика Беларусь в системе международной и региональной безопасности.
- 6.Белорусско-российские отношения. Союзное Государство, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство.
- Республика Беларусь и страны снг.
- Отношения Республики Беларусь со странами Балтии.
- 9.Внешняя политика Российской Федерации: общая характеристика.
- Внешняя политика Украины. Белорусско-украинские отношения.
- Внешняя политика Казахстана. Белорусско-казахстанские отношения.
- Деятельность одкб.
- 13. Шанхайская организация сотрудничества (шос) и перспективы ее развития.
- Интеграционные процессы в Европе в 1990-х – 2000-х гг. Европейский Союз на современном этапе развития.
- Совет Европы и его основные функции.
- Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:
- Белорусско-германские отношения.
- Белорусско-французские отношения.
- Белорусско-польские отношения.
- Внешняя политика сша: общая характеристика.
- Состояние отношений между Россией и Китаем.
- Особенности внешней политики кнр.
- Белорусско-китайские отношения.
- Состояние отношений Республики Беларусь со странами атр.
- Отношения Республики Беларусь с государствами Ближнего и Среднего Востока.
- Развитие отношений Республики Беларусь со странами Южной Азии.
- Место и роль стран Латинской Америки в современных международных отношениях.
- Страны Латинской Америки и Панамериканская зона свободной торговли.
- [Править]Основные характеристики нафта.
- Создание и деятельность Общего рынка Юга Америки (меркосур).
- Отношения Республики Беларусь и государств Латинской Америки на рубеже хх-ххi в.
- Развитие отношений Республики Беларусь и стран Африки в 1990-е – нач. 2000-х годов.