Республика Беларусь и страны снг.
двусторонние отношения со странами СНГ являются одним из приоритетов внешней политики Республики Беларусь на современном этапе и имеют значительный потенциал. Особый характер отношений со странами СНГ определяется рядом обстоятельств:
• государства СНГ в значительной степени продолжают сохранять единое геополитическое пространство с характерными для него общими историческими, экономическими, политическими, культурными, технологическими факторами. Вследствие этого отношения носят более «близкий», «психологический» характер по сравнению с классическими межгосударственными отношениями;
• Содружество Независимых Государств, объединяющее в настоящее время одиннадцать стран, состоялось как форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация, отличительными особенностями которой являются взаимодействие в различных сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов сотрудничества. СНГ играет значительную роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия государств-участников;
• фрагментация интеграционных объединений на пространстве СНГ позволяет ряду государств участвовать в более продвинутых по уровню взаимодействия союзах (Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности);
• государства СНГ находятся приблизительно на одном уровне социально-экономического развития, имеют в большинстве случаев статус стран с переходной экономикой, решают сложные задачи развития и укрепления национальных экономик, интеграции в международную финансово-экономическую систему и объективно вынуждены координировать свою экономическую политику;
• центральная роль на пространстве СНГ принадлежит России, которая во многом определяет развитие событий в данном регионе и влияет на государства СНГ, используя политико-дипломатические и экономические механизмы (на Россию приходится более 70 % совокупного регионального валового внутреннего продукта). Вместе с тем в последние годы наблюдаются новые тенденции на постсоветском пространстве, которые необходимо учитывать при формировании политики в отношении стран СНГ:
• изменение подходов России в отношении стран СНГ, прежде всего формирование новой экономической стратегии, перевод отношений в сфере энергетических ресурсов на рыночную основу, усиление присутствия российского капитала в важнейших сферах экономики стран СНГ. В то же время, как представляется, российское руководство не выработало долгосрочной и системной внешнеполитической стратегии на постсоветском пространстве;
• усиление регионализации постсоветского пространства и тяготения к другим центрам силы (центральноазиатские государства — Китай; Кавказ — США, ЕС, Турция; стабильность европейского вектора Украины, Беларуси и Молдовы), активизация внешнеполитических действий указанных «центров силы» на постсоветском пространстве в целом;
• обострение в силу различных причин межгосударственных конфликтов на пространстве СНГ, объективно снижающих уровень доверия в регионе, уменьшающих интеграционные возможности и способных маргинализировать СНГ как международную организацию;
• создание нового формата сотрудничества Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины с Европейским союзом в рамках «Восточного партнерства» объективно создает атмосферу, способную обеспечить новый уровень взаимодействия между странами СНГ и изменить роль России на постсоветском пространстве.
В целом развитие отношений со странами СНГ соответствует национально-государственным интересам Республики Беларусь, а именно:
• страны СНГ, как правило, имеют общие подходы к наиболее важным мировым проблемам, большей частью в состоянии согласованно выступать в защиту национальных интересов на международных форумах;
• комплекс отношений со странами СНГ обеспечивает стабильное развитие Беларуси как суверенного независимого государства;
• Беларусь рассматривает интеграцию на постсоветском пространстве как магистральный внешнеполитический приоритет, обеспечивающий повышение уровня развития национальной экономики, и входит во все интеграционные объединения в рамках СНГ;
• рост товарооборота Беларуси со странами СНГ позволяет последовательно реализовать свои экономические интересы на постсоветском пространстве;
• сохранение единого пространства для передвижения граждан, культурная общность народов содействуют развитию национальной идентичности Беларуси.
Республика Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами — участниками СНГ. Важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие. По итогам 2009 г. товарооборот со странами СНГ (без учета России) составил 4,1 млрд долл. США, положительное сальдо — 1,1 млрд долл. США. Удельный вес стран СНГ (без учета России) в 2009 г. в общем объеме товарооборота Беларуси со всеми зарубежными странами составил 8,2 %.
Ключевыми торговыми партнерами являются Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова и Туркменистан, на долю которых приходилось более 90 % белорусского экспорта в регионе СНГ (без учета России). Между Беларусью и странами СНГ в настоящее время действуют межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В рамках СНГ и ЕвразЭС Беларусь инициировала рассмотрение вопроса о совместных мерах по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса. В результате был принят План реализации совместных мер государств — участников СНГ по преодолению последствий кризисных явлений в экономике.
- Понятие «мировая политика»
- Влияние средств массовой информации на мировую политику
- 3.Проблемы глобализации в мировой политике
- 4.Основные приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- 5. Республика Беларусь в системе международной и региональной безопасности.
- 6.Белорусско-российские отношения. Союзное Государство, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство.
- Республика Беларусь и страны снг.
- Отношения Республики Беларусь со странами Балтии.
- 9.Внешняя политика Российской Федерации: общая характеристика.
- Внешняя политика Украины. Белорусско-украинские отношения.
- Внешняя политика Казахстана. Белорусско-казахстанские отношения.
- Деятельность одкб.
- 13. Шанхайская организация сотрудничества (шос) и перспективы ее развития.
- Интеграционные процессы в Европе в 1990-х – 2000-х гг. Европейский Союз на современном этапе развития.
- Совет Европы и его основные функции.
- Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:
- Белорусско-германские отношения.
- Белорусско-французские отношения.
- Белорусско-польские отношения.
- Внешняя политика сша: общая характеристика.
- Состояние отношений между Россией и Китаем.
- Особенности внешней политики кнр.
- Белорусско-китайские отношения.
- Состояние отношений Республики Беларусь со странами атр.
- Отношения Республики Беларусь с государствами Ближнего и Среднего Востока.
- Развитие отношений Республики Беларусь со странами Южной Азии.
- Место и роль стран Латинской Америки в современных международных отношениях.
- Страны Латинской Америки и Панамериканская зона свободной торговли.
- [Править]Основные характеристики нафта.
- Создание и деятельность Общего рынка Юга Америки (меркосур).
- Отношения Республики Беларусь и государств Латинской Америки на рубеже хх-ххi в.
- Развитие отношений Республики Беларусь и стран Африки в 1990-е – нач. 2000-х годов.