6. Состязательные методы международной торговли.
Международная торговля, осуществляемая через товарные биржи, аукционы и международные торги, отнесена к состязательным /институционно-конкурсным/ методам международной торговли.
Товарные биржи.
Товарная биржа (англ.commodity exchange) — постоянно действующийоптовый рынокчистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаютсясделкикупли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемыетовары.
Предметом сделок на товарных биржах являются массовые товары четко определенных стандартов качества: нефть, хлопок, шелк-сырец, зерно, сахар, масло, кофе, какао, натуральный каучук, цветные металлы. В настоящее время на товарные биржи приходится 30 % мирового товарооборота.
Как правило, функции биржи выполняет объединение торговых организаций, обладающее правами юридического лица и действующее под контролем государства своего места нахождения. Биржевые сделки заключаются маклерами, которые имеют поручения от своих клиентов. Часто предметом сделок являются еще не произведенные товары.
Основные виды сделок на товарной бирже:
1) сделка на реальный товар (СПОТ) определяет, что продавцы и покупатели действительно намерены продать или приобрести товар:
сделка СПОТ с немедленной поставкой товара означает, что товар будет поставлен покупателю в течение 15 дней;
сделка на товар с поставкой в будущем означает, что товар будет поставлен после заключения сделки в течение 3 лет. Это форвардные сделки;
2) срочные (фьючерсные) сделки — не предусматривающие реальную продажу товаров в срок, а предполагающие продажу права на товар (т. е. продаются документы на владение товаром);
3) спекулятивные операции — это операции, связанные с продажей документов на владение товаром с учетом повышения или понижения на них цен;
4) хеджирование — страхование операций, осуществляемых на МТБ с целью избегания потерь от изменения цен.
(Фьючерсные сделки, фьючерсы (англ. futures — товары, закупаемые заблаговременно, с упреждением) — заключаемые на биржах особые форвардные срочные соглашения, сделки купли-продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. До исполнения сделки покупатель вносит небольшую гарантийную сумму. Основная цель фьючерсной сделки — получение разницы в ценах (курсах), возникающей к ликвидационному сроку, то есть разницы между ценой контракта в день его заключения и исполнения.
Хеджирование (от англ.hedge— страховка, гарантия) — установление позиции по срочным сделкам на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной срочной позиции (позиции по срочным сделкам), на другом рынке.)
Основными функциями товарной биржи являются организация торгов с помощью биржевого механизма, выявление и регулирование биржевых цен, выработка товарных стандартов, покупка и продажа реального товара, разработка биржевых контрактов.
Крупнейшие международные товарные биржи представлены в основном биржами США и Великобритании. Одной из самых крупных товарных бирж в мире является Чикагская товарная биржа, на которой совершаются сделки на зерновые /пшеница, кукуруза, овес, соя-бобы/, драгоценными металлами /золото, серебро/, казначейскими билетами и облигациями США. На Лондонской бирже металлов ведутся операции с алюминием, медью, оловом, свинцом и цинком.
Международные товарные аукционы. Аукционная торговля товарами – это специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов, в заранее обусловленное время производится продажа предварительно осмотренных Покупателем товаров, переходящих в собственность Покупателя, предложившего наиболее высокую цену. Торговля ведется только реальным наличным товаром.
Предварительный осмотр товара Покупателем – обязательное условие аукционной торговли, так как после продажи претензии по качеству не принимаются. На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами: качество, внешний вид, вкус, и.т.д.
Основными предметами торга на аукционе являются пушно-меховые товары, немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропические породы дерева, лошади, а также произведения искусства, антиквариат. Для перечисленных товаров аукцион – важнейшая форма реализации на международном рынке. Например, Индия через аукционы в Калькутте и Кочине продает 70 % всего экспорта чая. Доля аукциона в международной торговле табаком, овощами, фруктами, цветами и рыбой составляет около 50 % мирового товарооборота.
Для каждого товара сложились свои центры торговли. Аукционы проводятся один или несколько раз в год. До начала аукциона товары в зависимости от качества сортируются по партиям, которые называются лотами. Лоту присваивается номер. Затем издаются каталоги, которые рассылаются потенциальным покупателям.
В аукционной торговле участвует один Продавец и много Покупателей. Торги на аукционе ведутся либо с повышением цены либо с понижением. Покупает товар участник аукциона, который назовет большую цену. Сделка оформляется администрацией аукциона, подписывающей с Покупателем контракт. Платеж за купленный на аукционе товар, как правило, осуществляется по частям. Примерно 30 – 35 % стоимости оплачивается в течение24-х часов, остальная сумма – в течении3-х недель.
Виды аукционов:
гласные аукционы — где покупатели открыто называют свою цену на товар;
негласные аукционы — где покупатели подают условный сигнал;
автоматизированные аукционы — где применяется соответствующая техника, а предложения покупателей высвечиваются на табло.
Формы аукционов:
работают на принципе повышения цен;
работают на принципе понижения цен (голландский аукцион).
Международные торги /тендер/. Тендер – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов. Этот метод международной торговли является одним из самых распространенных. Он предполагает привлечение к определенному сроку предложений от нескольких поставщиков из разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно отличается по ценам и другим коммерческим условиям. Наиболее часто используется развивающимися странами для осуществления закупок и выполнения подрядных работ государственными хозяйственными предприятиями. Играет важную роль в поиске и отборе контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования, при строительстве объектов «под ключ».
Различают открытые /публичные/ и закрытые /ограниченные или негласные/ торги. На открытые торги приглашаются все желающие фирмы и организации, в том числе и иностранные. На открытых торгах обычно размещают заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на относительно небольшие по объему подрядные работы. В закрытых торгах участвуют лишь фирмы, которым заблаговременно высылаются специальные приглашения. Для объектов, которые представляют для заказчиков особую важность, закрытые торги проводятся в два этапа. На первом этапе отбираются наиболее авторитетные фирмы, которые допускаются ко второму этапу – к закрытым торгам.
На подачу тендерных предложений отводится ограниченное время; в Японии, например, от 14 до 30 дней. При прочих равных условиях тендерные комитеты отдают предпочтение своим национальным фирмам.
Электронная торговля
Новым методом «невидимой» торговли, которая создает принципиально новые возможности для участия разных стран в мировой торговле, является электронная торговля. По определению ОЭСР международные коммерческие сделки, осуществляемые с помощью электронной торговли, базируются на обработке и передаче данных в цифровой форме, включая текст, аудио- и видео передачи. Термин «электронная торговля» охватывает любые электронные методы передачи данных: передачу данных между компъютерами, он-лайневую связь, электронную почту, телекс и телефакс.
Технической основой электронной торговли стал Интернет. Он получил возможность давать информацию о товарах, услугах, о продавцах и покупателях, о ценах и других коммерческих условиях. Тем самым позволил электронным путем осуществлять заключение коммерческих сделок.
Объектами электронной торговли являются товары и услуги, которые могут быть переведены в электронную /цифровую/ форму. Это печатная продукция, аудио- и видеозаписи, программное обеспечение, технические и архитектурные проекты и др. К ним также относятся образовательные, медицинские, информационные, рекламные, консультационные, бухгалтерские, юридические, научно-технические и другие виды услуг, обслуживание электронным путем международной торговли. Субъектами электронной торговли являются физические и юридические лица, имеющие доступ к Интернет.
Отличие электронной торговли от традиционных сделок состоит в том, что электронные сделки заключаются с использованием электронных средств телекоммуникаций. Здесь нет обычных документов на бумажных носителях. Используется электронный документооборот. Электронные документы должны сопровождаться электронной подписью.
Таким образом, электронная торговля позволяет увеличить объем продаж. По оценке ВТО и ОЭСР в настоящее время объем электронной торговли составляет около 10 % всего объема мировой торговли товарами и услугами.
- Оглавление
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран 3
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве 19
- Тема 11. Международная торговля 53
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 90
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран
- 9.1. Роль и место постсоциалистических стран в мировой экономике
- 9.2. Особенности развития экономики постсоциалистических стран
- 9.3. Изменение отраслевой структуры
- 9.4. Характеристика стран Вишеградской группы
- 9.4.1. Современная Польша (с1989)
- 9.4.2. Современная Венгрия
- 9.4.3. Современная Чехия
- 9.4.4. Современная Словакия
- 9.5. Направления развития государств-стран членов снг и ЕврАзЭс
- 9.6. Внешнеэкономические связи постсоциалистических стран
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве
- 10.1 Основные направления экономических реформ в рф
- 10.2. Изменение отраслевой структуры
- 10.3. Формирование рыночных институтов
- 10.4. Место России в современных мирохозяйственных процессах
- 10.4.1. Уникальность потенциала России
- 10.4.2. Возрастающая роль Российской Федерации в мировой экономике
- 10.4.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России с другими странами
- 10.4.4. Особенности и перспективы развития отечественной экономики
- 10.4.5. Анализ влияния тенденций в мире на российскую экономику
- 10.4.6. Экономическая безопасность рф в переходный период
- Тема 11. Международная торговля
- 11.1. Теории международной торговли
- 11.2. Формы и методы международной торговли
- 11.2.1. Формы международной торговли.
- 11.2.2 Методы международной торговли.
- 6. Состязательные методы международной торговли.
- 11.3. Характеристика современной международной торговли услугами
- 11.3.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике.
- 11.3.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг.
- 11.4. Международный технологический обмен
- 11.5. Внешняя и международная торговая политика
- 11.5.1. Основные виды внешнеторговой политики
- 11.5.2. Нетарифные методы протекционистской политики
- 11.5.3. Соотношение протекционизма и фритредерства и новый экономический порядок
- 11.5.4. Внешняя торговля рф
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
- 12.1. Валюта и международные валютные отношения
- 12.2. Валютная система и ее эволюция
- 12.3. Валютные рынки
- 12.3.1. Понятие и структура валютного рынка
- 12.3.2. Классификация валютных рынков
- 12.3.3. Участники валютных рынков
- 12.3.4. Валютные операции. Понятие валютных операций
- 12.3.5. Виды валютных операций
- 12.4. Валютный курс и факторы, его определяющие
- 12.5. Международные финансовые организации и Россия
- 12.5.1. Причины создания и основные задачи, решаемые международными финансово-кредитными организациями
- 12.5.2. Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями
- 12.6. Особенности динамики валютного курса в России
- 12.7. Особенности валютного рынка рф
- 12.8. Международные кредиты