9.4. Характеристика стран Вишеградской группы
Вишеградская группа — первое по времени региональное объединение в Центральной Европе. В него входят Венгрия, Польша, Чехия и Словакия, сотрудничество которых в рамках группы имеет многосторонний характер. Решения по важнейшим вопросам принимаются во время заседаний глав государств или же премьер-министров, а также министров иностранных дел и других членов правительственных кабинетов. Вишеградская четверка не имеет постоянного местопребывания и собственного секретариата. Решения, принятые на встречах представителей стран-участниц, проводятся в жизнь специально создаваемыми для этих целей рабочими группами.
Таким образом, формальным началом многостороннего посткоммунистического сотрудничества в рамках региона явилось подписание президентами Венгрии, Польши и ЧСФР 15 февраля 1991 г. в венгерском городке Вишеграде Декларации о сотрудничестве. В ней выражалось стремление сторон интенсифицировать связи в политической, экономической, оборонной и общественно-культурной областях и координировать их с деятельностью европейских институтов. (После разделения федеративной ЧСФР 31 декабря 1992 г. на два самостоятельных государства — Чехию и Словакию, последняя стала в 1993 г. четвертым членом Више-градского объединения). В марте 1993 г. в Брюсселе прошли консультации министров иностранных дел Вишеградской четверки с представителями ЕС по вопросам ратификации договоров об ассоциированном членстве; в том же месяце в Праге состоялась еще одна встреча министров иностранных дел четверки по проблемам ограничения нелегальной иммиграции из третьих государств, главным образом с Балканского полуострова и из бывших советских республик. В декабре 1993 г. в Братиславе обменялись мнениями по вопросам взаимного сотрудничества лидеры социал-демократических партий Вишеградской группы. В январе 1994 г. в Праге президент США Б.Клинтон встретился с руководством всех стран этой четверки, а более детальные переговоры по проблемам безопасности прошли у них с государственным секретарем У.Кристофером. В ноябре 1994 г. в Познани в очередной раз собирались главы государств Вишеградской группы для обсуждения экономических вопросов.
Сравнительно эффективным на общем фоне взаимодействия вишеградцев было их сотрудничество в военной области: на встречах министров обороны происходил обмен опытом по вопросам деятельности штабов, вооружения и военной подготовки (ноябрь 1992, Будапешт; ноябрь 1993, Мержин; январь 1994, Варшава; июнь 1994, Познань и др.).
Распад чехословацкого государства, фактическая самоизоляция Словакии в 1994-1998гг., а также отрицательное отношение Чехии к культивированию политических форм взаимодействия (реакция на стремление Польши играть роль регионального лидера) привели к негативным явлениям в вишеградском процессе. 21 ноября 1992 г. в Кракове четыре государства подписали Цент-ральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕССТ), о котором подробнее речь пойдет ниже. В 1993 — 1997 гг. именно экономическое сотрудничество в рамках ЦЕССТ компенсировало отсутствие шагов по пути предусматривавшейся региональной политической интеграции.
Особое место занимали у вишеградцев проблемы их будущего членства в НАТО. С момента распада ЧСФР и противясь нажиму со стороны Польши, чешское правительство стремилось проводить в этом вопросе индивидуальную политику, вопреки первоначальной договоренности о создании условий для одновременного вступления в альянс всей группы. Кроме того, в вопросах обеспечения обороноспособности и безопасности Словакия оказалась вне деятельности Вишеградской четверки, сдержанно относясь к сотрудничеству в этой области. В 1994—1997 гг. продолжались лишь протокольные встречи вишеградцев, а реальное их сотрудничество окончательно сместилось в сторону ЦЕССТ. Правда, что касается военного взаимодействия, оно не утратило своего значения, хотя в 1997—1998 гг. проблема будущего членства в НАТО — в связи с возникшими на этом пути сложностями — стала доминирующей на встречах начальников штабов (январь 1998, Коморни Градек, Чехия), а также глав парламентских комиссий по обороне (февраль 1998, Будапешт) и министров обороны (сентябрь 1998, Будапешт).
Победа на парламентских выборах в Словакии правых сил (сентябрь 1998 г.) дала толчок активизации вишеградского процесса. В программном документе нового словацкого правительства подтверждалась его готовность участвовать в деятельности четверки. Еще раньше, 14 мая 1998 г. в Братиславе прошли переговоры глав правительств и министров иностранных дел Венгрии, Польши, Чехии и Словакии. В ходе этих переговоров появился важнейший, с момента опубликования Декларации 1991, документ под названием «Содержание вишеградского сотрудничества». В нем были определены главные области взаимодействия четырех государств — это внешняя и внутренняя политика; образование, культура, общество и спорт; наука и техника; охрана окружающей среды; инфраструктура и приграничное сотрудничество. В сфере внешней политики партнеры предусматривали поддерживать активные контакты в обеспечении безопасности и стабильности региона, оказывать помощь Словакии в деле вступления в НАТО и в другие европейские структуры. В Братиславе сознательно не рассматривались экономические вопросы, которые оставлялись в ведении ЦЕССТ.
Следующая встреча глав правительств Вишеградской группы прошла 15 — 16 октября в Яворжине в Словакии. Был создан Ви-шеградский фонд, который призван финансировать совместные проекты в области культуры, образования, спорта и молодежного обмена. Каждая страна обязана внести в фонд 250 тыс. евро. Кроме того, премьеры признали необходимым углубление сотрудничества в области оборонной промышленности. На встрече выявились различия в подходе к визовой политике в отношении Украины: Польша и Венгрия объявили о сохранении безвизового режима, а Чехия и Словакия готовились ввести въездные визы для украинских граждан.
Первый год реанимированного сотрудничества Вишеградской четверки был завершен встречей президентов А.Квасьневского, В.Гавела, А.Генца и Р.Шустера 3 декабря 1999 г. в Герлахове в Высоких Татрах. В принятой в ходе встречи Татранской декларации президенты заявили, что возобновление взаимодействия четырех стран в прежнем составе принесло ожидаемые результаты. Они подтвердили намерение координировать действия своих правительств по скорейшему вступлению в ЕС, вновь поддержали стремление Словакии стать членом НАТО. От имени собственных народов главы 4-х государств подтвердили готовность способствовать установлению мира на Балканах и заявили о своем желании поддерживать «проевропейски настроенные силы на Украине».
- Оглавление
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран 3
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве 19
- Тема 11. Международная торговля 53
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 90
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран
- 9.1. Роль и место постсоциалистических стран в мировой экономике
- 9.2. Особенности развития экономики постсоциалистических стран
- 9.3. Изменение отраслевой структуры
- 9.4. Характеристика стран Вишеградской группы
- 9.4.1. Современная Польша (с1989)
- 9.4.2. Современная Венгрия
- 9.4.3. Современная Чехия
- 9.4.4. Современная Словакия
- 9.5. Направления развития государств-стран членов снг и ЕврАзЭс
- 9.6. Внешнеэкономические связи постсоциалистических стран
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве
- 10.1 Основные направления экономических реформ в рф
- 10.2. Изменение отраслевой структуры
- 10.3. Формирование рыночных институтов
- 10.4. Место России в современных мирохозяйственных процессах
- 10.4.1. Уникальность потенциала России
- 10.4.2. Возрастающая роль Российской Федерации в мировой экономике
- 10.4.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России с другими странами
- 10.4.4. Особенности и перспективы развития отечественной экономики
- 10.4.5. Анализ влияния тенденций в мире на российскую экономику
- 10.4.6. Экономическая безопасность рф в переходный период
- Тема 11. Международная торговля
- 11.1. Теории международной торговли
- 11.2. Формы и методы международной торговли
- 11.2.1. Формы международной торговли.
- 11.2.2 Методы международной торговли.
- 6. Состязательные методы международной торговли.
- 11.3. Характеристика современной международной торговли услугами
- 11.3.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике.
- 11.3.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг.
- 11.4. Международный технологический обмен
- 11.5. Внешняя и международная торговая политика
- 11.5.1. Основные виды внешнеторговой политики
- 11.5.2. Нетарифные методы протекционистской политики
- 11.5.3. Соотношение протекционизма и фритредерства и новый экономический порядок
- 11.5.4. Внешняя торговля рф
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
- 12.1. Валюта и международные валютные отношения
- 12.2. Валютная система и ее эволюция
- 12.3. Валютные рынки
- 12.3.1. Понятие и структура валютного рынка
- 12.3.2. Классификация валютных рынков
- 12.3.3. Участники валютных рынков
- 12.3.4. Валютные операции. Понятие валютных операций
- 12.3.5. Виды валютных операций
- 12.4. Валютный курс и факторы, его определяющие
- 12.5. Международные финансовые организации и Россия
- 12.5.1. Причины создания и основные задачи, решаемые международными финансово-кредитными организациями
- 12.5.2. Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями
- 12.6. Особенности динамики валютного курса в России
- 12.7. Особенности валютного рынка рф
- 12.8. Международные кредиты