12.5.1. Причины создания и основные задачи, решаемые международными финансово-кредитными организациями
Международные экономические организации — это институт многостороннего межгосударственного сотрудничества и инструмент урегулирования международных экономических отношений между странами, имеющий согласованные цели, компетенцию, постоянные органы. Международные экономические организации проводят интенсивные переговоры по общеэкономическим и специальным вопросам, изыскивают пути решения спорных вопросов и противоречий, устанавливаются и развивают отношения между странами-участницами. Международная экономическая организация может вступать в международные экономические отношения и в то же время представлять всех участников. Международная экономическая организация признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а, следовательно, и международного права международная экономическая организация призвана играть важную роль в развитии и упрочении международной законности, в укреплении взаимопонимания, в развитии взаимовыгодных экономических отношений между государствами, в решении спорных экономических вопросов.
Хроника возникновения международных экономических организаций свидетельствует, что попытки регулирования мировых экономических проблем на многосторонней основе предпринимались уже на ранних стадиях становления мирового рыночного хозяйства. Это регулирование осуществлялось с помощью межгосударственных многосторонних соглашений, которые со временем приобрели организационные и правовые формы. Наряду с многосторонними соглашениями в конце XIX в. возникают первые международные экономические организации.
Активно международные организации начинают создаваться со второй половины 40-х годов XX века. После Второй мировой войны сложилась ныне действующая система международных экономических организаций, которые отличаются друг от друга и по формам и целям, и по кругу решаемых задач.
Институциональная среда международных финансово-кредитных и валютных отношений содержит множество международных организаций, которые занимают главное место в системе международных экономических связей. Создание этих организаций является результатом поиска эффективных мер для решения чрезвычайных или кризисных проблем в рамках всего мира. Участники международных экономических организаций не теряют своей самостоятельной роли и способны оказывать существенное воздействие на систему международных экономических отношений. Международные организации действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным закономерностям, но, несмотря на это существует необходимость соответствия принципам и нормам международного права.
Некоторые из международных организаций, располагая огромными ресурсами и полномочиями, осуществляют регулирование международных финансово-кредитных и валютных отношений. Другие обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские сборники по актуальным финансово-кредитным и валютным проблемам и экономике в целом. Третьи являются форумом для межправительственного обсуждения, выработки рекомендаций и консенсуса по финансовой и валютно-кредитной политике. Многие из них выполняют все выше изложенные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Они объединены общей целю развития сотрудничества и обеспечения стабилизации и целостности противоречивого и сложного всемирного хозяйства.
Межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, осуществляют межгосударственное регулирование международных финансово-кредитных и валютных отношений, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы.
Причины, обуславливающие возникновение международных финансовых институтов следующие:
усиление глобализации финансово-хозяйственной жизни;
возникновение ТНК и ТНБ, которые выходят за рамки национальных границ;
становление и развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, а также финансово-кредитных и валютных отношений;
потребность совместного решения проблем неустойчивости мировой экономики, в том числе мировой валютной системы, мировых рынков кредитов, валют, ценных бумаг, золота.
Интенсивное развитие процессов региональной экономической интеграции углубило содержание и разнообразило формы межгосударственного регулирования международных экономических отношений путем создания региональных регулирующих структур. Особенно ярко это проявилось на европейском экономическом пространстве.
Характерными причинами возникновения региональных банков развития развивающихся стран является:
достижение этими странами политической независимости;
увеличение роли их в мировом развитии;
стремление к региональному сотрудничеству и экономической интеграции, для решения проблем национальной экономики.
К региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты Европейского Союза (ЕС), созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.
Целями создания международных организаций явились:
• объединение усилий мирового сообщества, для достижения стабильности мировой экономики и международных финансов;
• необходимость осуществлять межгосударственное валютное и финансово-кредитное регулирование;
• потребность совместно разрабатывать и координировать тактику и стратегию мировой финансовой и валютно-кредитной политики.
Первый этап становления международных организаций начинается с конца Второй мировой войны и длится до 50-х годов. Этот период характеризуется экономическим и политическим лидерством США в мире.
К организациям, имеющим всемирное значение, относятся такие крупнейшие международные организации, как Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), организации группы Всемирного банка, а также Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное во Всемирную торговую организацию (ВТО), Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) и многие другие.
Многие специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Главным экономическим органом, действующем в системе ООН и координирующим работу крупнейшей организации и ее специализированных учреждений и органов в экономической и социальной областях, является Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). ОН выполняет функции развития сотрудничества и координации государств с разнообразным социальным строем.
Важное значение в системе ООН занимает Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД. На конференции идет обсуждение валютно-кредитных вопросов одновременно с проблемами мировой торговли и развитием развивающихся стран. Сессии ЮНКТАД проводятся каждые четыре года. Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию. Совет обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции.
Основными функциями ЮНКТАД являются:
стабилизацияэкономических и торговых отношений между государствами;
создание мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
подготовка мер и средств экономического сотрудничества и торговой политики;
способствованиеразвитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;
координацияполитики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и прочих проблем;
ведение аналитической работы по широкому кругу проблем.
Обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации (охрана окружающей среды, угроза ядерной войны, демографическая, продовольственная, сырьевые и другие проблемы) также является важной предпосылкой создания таких элементов системы межгосударственного регулирования международных экономических отношений, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.
В целях координации экономической политики ведущих стран мира в 1948 году была создана Организация европейского экономического сотрудничества, преобразованная в 1961 году в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время в состав ОЭСР входит 31 страна. Россия обладает статусом наблюдателя в 13 комитетах и 13 рабочих группах ОЭСР. Это дает право России высказывать свою позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать в разработке решений и рекомендаций.
Целью ОЭСР является способствованиефинансовой стабилизации и экономическому развитию стран-членов, а также свободной торговле и развитию молодых государств. ОЭСР представляет собойспецифическийклуб развитых стран. Он создан для обмена мнениями и координацией экономической политики, включая финансово-кредитную и валютную, ведет научно-исследовательскую работу, является центром международных сопоставлений и прогнозирования на базе эконометрических моделей мировой экономики.
Парижский клуб стран-кредиторов — неформальное финансовое объединение правительств развитых государств, где рассматриваются проблемы регулирования, в том числе отсрочки платежей по государственному долгу стран-заёмщиков. Деятельность Клуба начинается с 1956 года, когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры со своими должниками. Главной идей деятельности Парижского клуба является проявление заботы о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Важнейшей функцией Клуба является реструктуризация задолженности развивающихся стран.
В настоящее время Парижский клуб преобразовался в очень активную организацию, действенностьего работы оценивается предельно высоко. На заседаниях Парижского Клуба находятся представители из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и рассматриваются вопросы той части внешнего долга, которую необходимо погасить в текущем году.
Ныне в состав Парижского клуба входят 19 стран-кредиторов. Россия является членом Парижского клуба с 1997 года. Членство в Клубе дает России бесспорные преимущества. Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Вступив в Клуб, Россия получила возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, позволяет России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. Задолженность России перед странами - членами Парижского клуба на 1 марта 2010 составляет $1,819млрд.
Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, где происходит обсуждение проблем урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. Членами Клуба являются около 1000 банков-кредиторов из разных стран. Клуб сотрудничает с МВФ и Парижским клубом. Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов только коммерческих структур.
Лондонский клуб является международным объединением с целью решения долговых проблем путем реструктуризации задолженности, отсрочки погашения долга и предоставления возобновляемых кредитов.
В настоящее время задолженность России перед Лондонским клубом кредиторов погашена. Она представляла собой обязательства бывшего СССР перед частными коммерческими банками стран Западной Европы, США и Японии по кредитам, привлеченным до 31 декабря 1991 года. В начале 2000-х, сумма достигала нескольких миллиардов долларов, однако по инициативе российского Минфина почти весь долг был переведен в еврооблигации. Теперь процесс урегулирования долга по этим инструментам завершен.
Урегулирование отношений с Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России.
Невозможность согласования и координирования экономической политики ведущих индустриальных государств в рамках ОЭСР, привело к созданию в 1975 году нового международного форума — совещания стран «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Италия), преобразовавшейся в «Восьмерку» после присоединения России.
Ценность «Восьмерки» в нынешнем мире состоит в том, что главы государств до того заняты, что не имеют шанса выйти за рамки общения с тесным кругом приближенных лиц для рассмотрения актуальных и текущих проблем. Саммиты «Большой восьмерки» избавляют их от этой обыденности и позволяют шире, по новому взглянуть на международные проблемы, подавая реальную возможность для координации и понимания действий. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.
В мировой политике роль «Большой восьмерки» формируется военным и экономическим потенциалом входящих в нее стран. Клуб ведущих держав заинтересован в сотрудничестве с Россией, поскольку без нас ни одну военно-политическую проблему (ядерная война, борьба с терроризмом, война в Афганистане) решить не удастся. Тем не менее, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». «Стопроцентное» участие России в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.
С конца 90-х годов обсуждается вопрос о вступлении России в ВТО. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли. Участие в соглашениях ВТО предоставляет государствам-членам ясную, стабильную и доступную правовую основу для осуществления торговых операций национальными импортерами и экспортерами, гарантирует всем участникам международной торговли режим наибольшего благоприятствования и защищает от торгово-политической дискриминации со стороны экономически более сильных государств. Деятельность ВТО оказывает большое влияние на развитие международной торговли и мирового хозяйства в целом.
Условия членства России должны в первую очередь учитывать потребности развития отечественной экономики, устранять дискриминацию российского экспорта, облегчать доступ российских товаров и услуг на мировые рынки, доступность к многосторонним механизмам решения споров.
Необходимо отдавать отчет в том, что вступление России в ВТО имеет целый ряд как плюсов, так минусов, неблагоприятное воздействие которых наше правительство стремится минимизировать.
Отрицательные моменты состоят в том, что Россия будет сдержана в применении средств государственного регулирования экономических субсидий и обменов. Возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от внешней конкуренции будут сдержаны четырьмя инструментами, таковыми, как экспортные тарифы, защитные, компенсационные и антидемпинговые тарифы.
К положительным моментам, несомненно, относится, введение в российское законодательство стабильных, доступных правил «игры» и всеобщих подходов в использовании механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Что позволит России повысить свою инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более доступным правовой и экономический климат для российских субъектов экономики. Значительно повысятся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг, что положительно скажется на экономической деятельности отечественных предприятий, а следовательно на доходах российского бюджета. К тому же, Россия получит право участвовать в создании новых правил международной торговли и доступ к механизму урегулирования торговых конфликтов.
Все переговоры по вопросу вступления России планируется завершить в 2010 году. Эта цель остается приоритетом для России. Решение этой задачи является необходимым условием продвижения российских реформ, поскольку сопровождающая этот процесс либерализация экономики существенно улучшит предпринимательский и инвестиционный климат в России.
Современный миропорядок демонстрирует резко возросшую взаимосвязь внутренних и внешних аспектов развития государств, формирование новых механизмов управления, связанных, в том числе, с двусторонним и многосторонним партнерством и создающих возможности противостоять новым угрозам и рискам.
Активный рост международных экономических связей привел к тому, что мировая экономика превратилась в целостный глобальный организм.
- Оглавление
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран 3
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве 19
- Тема 11. Международная торговля 53
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 90
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран
- 9.1. Роль и место постсоциалистических стран в мировой экономике
- 9.2. Особенности развития экономики постсоциалистических стран
- 9.3. Изменение отраслевой структуры
- 9.4. Характеристика стран Вишеградской группы
- 9.4.1. Современная Польша (с1989)
- 9.4.2. Современная Венгрия
- 9.4.3. Современная Чехия
- 9.4.4. Современная Словакия
- 9.5. Направления развития государств-стран членов снг и ЕврАзЭс
- 9.6. Внешнеэкономические связи постсоциалистических стран
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве
- 10.1 Основные направления экономических реформ в рф
- 10.2. Изменение отраслевой структуры
- 10.3. Формирование рыночных институтов
- 10.4. Место России в современных мирохозяйственных процессах
- 10.4.1. Уникальность потенциала России
- 10.4.2. Возрастающая роль Российской Федерации в мировой экономике
- 10.4.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России с другими странами
- 10.4.4. Особенности и перспективы развития отечественной экономики
- 10.4.5. Анализ влияния тенденций в мире на российскую экономику
- 10.4.6. Экономическая безопасность рф в переходный период
- Тема 11. Международная торговля
- 11.1. Теории международной торговли
- 11.2. Формы и методы международной торговли
- 11.2.1. Формы международной торговли.
- 11.2.2 Методы международной торговли.
- 6. Состязательные методы международной торговли.
- 11.3. Характеристика современной международной торговли услугами
- 11.3.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике.
- 11.3.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг.
- 11.4. Международный технологический обмен
- 11.5. Внешняя и международная торговая политика
- 11.5.1. Основные виды внешнеторговой политики
- 11.5.2. Нетарифные методы протекционистской политики
- 11.5.3. Соотношение протекционизма и фритредерства и новый экономический порядок
- 11.5.4. Внешняя торговля рф
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
- 12.1. Валюта и международные валютные отношения
- 12.2. Валютная система и ее эволюция
- 12.3. Валютные рынки
- 12.3.1. Понятие и структура валютного рынка
- 12.3.2. Классификация валютных рынков
- 12.3.3. Участники валютных рынков
- 12.3.4. Валютные операции. Понятие валютных операций
- 12.3.5. Виды валютных операций
- 12.4. Валютный курс и факторы, его определяющие
- 12.5. Международные финансовые организации и Россия
- 12.5.1. Причины создания и основные задачи, решаемые международными финансово-кредитными организациями
- 12.5.2. Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями
- 12.6. Особенности динамики валютного курса в России
- 12.7. Особенности валютного рынка рф
- 12.8. Международные кредиты