12.5.2. Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями
Международные валютно-кредитные и финансовые организации исполняют все более значительную роль в мировой экономике. Во-первых, деятельность международных организаций дает необходимое регулирующее начало и четкую стабильность в функционировании финансово-кредитных и валютных отношений. Во-вторых, они призваны служить форумом для установления финансово-кредитных и валютных отношений между странами, притом эта функция постоянно возрастает. В-третьих, расширяется значение международных валютно-кредитных и финансовых организаций в сфере изучения, обобщения и анализа информации по тенденциям развития и разработки рекомендаций по главнейшим проблемам мирового хозяйства.
Сотрудничество России с международными финансовыми организациями складывалось достаточно сложно. Руководство СССР считало, что МВФ и другие финансовые организации являются инструментами регулирования только капиталистической системы. Положение изменилось лишь во второй половине 80-х годов. После распада СССР бывшие республики СССР и Россия уже самостоятельно решали проблему вступления и сотрудничества с международными финансовыми организациями.
Становление международных финансово-кредитных и валютных отношений в начале XXI века и укрепление России, требует заново оценить общую ситуацию вокруг нее. Во-первых, переоценить приоритеты российской внешней политики с учетом увеличившейся роли страны в международных делах. Во-вторых, переосмыслить повышение ответственности России за происходящее в мире и открывшиеся в связи с этим возможности не только участвовать в проведение международной повестки дня, но и в ее формировании.
В международной обстановке, вместе с положительной тенденцией укрепления позиций России на международной арене, сложились и отрицательные тенденции, которые следует учитывать при проведении внешнеполитического курса России в конкретных направлениях.
Необходимость экономического международного сотрудничества России обусловлена главнейшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства.
Основные внешнеполитические усилия должны быть обращены на достижение основных целей:
гарантия безопасности страны, укрепление и сохранение ее территориальной целостности и суверенитета, прочных и властных позиций в мировом сообществе, отвечающих интересам России, как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее экономического, политического, духовного и интеллектуального потенциала;
создание положительных внешних условий для перехода экономики России на новый инновационный путь развития, упрочнение основ конституционного строя, консолидации общества, правового государства и демократических институтов, повышение качества уровня жизни населения, реализация прав и свобод человека и в результате, чего обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;
влияние на общемировые процессы, для установления демократического и справедливого миропорядка, основанного на совокупных началах в урегулировании международных проблем и на главенстве международного права, в том числе на положениях Устава ООН, а так же на партнерских отношениях между государствами при координирующей и центральной роли ООН, как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей исключительной легитимностью;
налаживание отношений добрососедства с прилежащими государствами, пособничество в устранении конфликтов и предотвращении новых очагов напряженности в прилегающих к России регионах и других районах мира;
поиск совпадающих интересов с другими межгосударственными объединениями и государствами в процессе решения задач, определяемых национальным приоритетом России, создание вследствие этого систем двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванных обеспечивать стабильность межнационального положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;
многосторонняя защита законных прав и интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;
содействие объективному восприятию России в мире, как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
В настоящее время существуют десятки различных форм международного экономического сотрудничества. Некоторые из них позволяют непосредственно привлекать иностранные инвестиции. Кроме того, есть такие формы сотрудничества, которые дают возможность, в случае их использования, обеспечивать для страны существенную экономию собственных, отечественных капитальных вложений (см. рисунок).
Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджеты данных организаций. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.
В России в условиях переходного периода к рыночной экономике возлагались большие надежды на приток внешних ресурсов. Более того, проведение этих самых реформ побудило Россию стать заемщиком таких крупных международных финансовых организаций, как МВФ, Всемирный банк и ЕБРР.
С 1 июня 1992 г. Россия стала полноправным членом МВФ, представленным в Совете директоров. Более чем десятилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, который принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита, а также открыло доступ к другим внешним источникам заимствования.
Формы международного экономического сотрудничества
Экономия отечественных капитальных вложений Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- Внешняя торговля - Международные объединения и организации - Подрядное сотрудничество - Импорт строительных услуг - Производственное кооперирование - Переработка давальческого сырья - Научно-техническое сотрудничество - Торговля лицензиями и технологией -Совместные предприятия на территории России -Иностранные предприятия на территории России - Концессии - Лизинг -Сотрудничество на компенсационной основе -Сотрудничество на условиях разделения продукции между участвующими сторонами - Свободные экономические зоны -Оффшорные зоны для нерезидентов на территории России - Рынок ценных бумаг России
Рис. - Формы международного экономического сотрудничества
Оценивая сотрудничество России с МВФ, необходимо отметить, что МВФ, предоставляя финансовые средства и техническую помощь, способствует реформированию Российской экономики, а также интеграции российской экономики в мировую.
Членство России в МВФ открыло возможность сотрудничества с институтами Всемирного банка. Первые годы деятельности Банка в России были направлены на восстановление объектов промышленности. В настоящее время Всемирный банк сотрудничает с Россией в соответствие со стратегией деятельности КАС-99, которая направлена на осуществление системных и институциональных реформ, принятие мер на региональном и местном уровне в области экономической политики (возврат к докризисному периоду, решение проблемы бедности).
Всемирный банк, предоставляя кредиты России, помогает развивать экономику, повышает степень доверия инвесторов к стране.
Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов (Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)), общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам.
Сотрудничество России с группой Всемирного банка включает ее членство в четырех организациях (МБРР, MAP, МФК, МАГИ).
МАР предоставляет займы для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Целями МАР являются поощрение экономического развития, повышение производительности труда, а также уровня жизни в государствах-членах. МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты, а источниками финансирования являются взносы стран-доноров.
МФК работает на микроуровне, финансируя не правительства, а непосредственно предприятия. МФК — крупнейший в мире источник прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. МФК содействует дополнительному финансированию проектов, реализуемых частным сектором.
Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных отраслях отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального достояния. Другие предприятия, финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из средств бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица.
Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных инвесторов устанавливается система финансовых, валютных и таможенных льгот. Финансовые отношения выходят за границы национальных экономик и опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению. Расширение международных экономических связей способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, используемых в укреплении экономики России.
Иностранные кредиты как одна из наиболее развитых форм внешнеэкономических отношений носят возвратный характер, являются платными и могут привести к тому, что наша страна завязнет в долгах, а взамен получит лишь временное облегчение на потребительском рынке и нулевой эффект в производственном плане. Мировая практика знает иной, более эффективный, хотя и более сложный способ - импорт производительного капитала в виде прямых инвестиций. Стране-импортеру не надо при этом платить никаких процентов. Наоборот, она сама получает от иностранного инвестора доход в виде налоговых, арендных и других платежей. Иностранные инвестиции сразу идут в производство, несут с собой новые технологии и управленческий опыт и при этом контролируются владельцами с точки зрения эффективности их использования.
Сотрудничество с МФК стимулирует инвестиции в частный сектор и развивает рынок капитала в России. За более чем десятилетнюю работу в России МФК реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики. Эта корпорация осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. МФК сыграла существенную роль в реализации программ приватизации (в Нижегородской, Новосибирской, Волгоградской областях и республике Саха), принимала участие в финансирование нефтяных проектов.
Основной задачей МАГИ является содействие инвестициям частного капитала в страны – заемщицы. Организация способствует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны косвенным образом, так как предоставляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с некоммерческими рисками. Конвенция МАГИ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме необращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. До 25% взносов развивающихся стран может вноситься в их собственной валюте. Членство открыто для всех членов МБРР и Швейцарии.
Сотрудничество России с МАГИ позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций. За время сотрудничества МАГИ предоставило множество гарантий проектам, реализуемым в России.
Россия сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой рыночной экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Заинтересованность России в сотрудничестве с ЕБРР состоит в привлечении иностранных инвестиций на приемлемых условиях, с низкими процентными ставками, длительными сроком и льготным периодом возврата кредита. Это сотрудничество оказывает положительное влияние на развитие частного сектора российской экономики.
Россия входит в состав государств - членов ЮНЕСКО. ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. ЮНЕСКО сегодня является своеобразной лабораторией новых идей и подходовкоторые берутся за основу международных нормативных документов для урегулирования возникающих перед человечеством проблем этического плана. ЮНЕСКО одновременно и центр обмена информацией, она распространяет информацию и знания, помогая тем самым государствам-членам развивать потенциал общества в самых разных сферах деятельности, в частности, так называемый «человеческий фактор». ЮНЕСКО работает над созданием условий для подлинного международного диалога, основанного на уважении универсальных человеческих ценностей и суверенитета каждой цивилизации и культуры. Эта роль особенно важна сегодня, когда терроризм представляет собой угрозу всему человечеству.
Россия взаимодействует с Международной организацией труда (МОТ). Целью МОТ является обеспечение полной занятости и рост уровня жизни; поощрение экономических и социальных программ; соблюдение основных прав человека; охрана жизни и здоровья трудящихся; поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися. Основным видом деятельности МОТ является разработка проектов конвенций и рекомендаций по этим вопросам.
Основные направления деятельности МОТ включают разработку международных стандартов (в форме конвенций и рекомендаций) в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция. Конвенции налагают на государства, которые их ратифицировали, обязательства по претворению их положений в жизнь, в то время как рекомендации устанавливают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики. В последнее время были приняты такие важные акты, как конвенции о безопасном использовании химических веществ на производстве, о защите интересов трудящихся в случае банкротства работодателя, о предупреждении крупных аварий на производстве.
Становление современной системы трудовых отношений и соответствующего законодательства России осуществлялось при широком использовании норм, разработанных МОТ.
Россия является членом Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Эта организация играет ведущую роль в международной деятельности, направленной на борьбу с голодом; улучшение питания и качества жизни; совершенствование производства, переработки, сбыта и распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства; содействие развитию сельских районов и улучшению условий жизни сельского населения. ФАО выступает в качестве нейтрального форума, где все государства встречаются на равноправной основе в целях обсуждения соглашений и проведения дискуссий по вопросам политики.
В настоящее время Российская Федерация является партнером 20 специализированных учреждений ООН и связанных с ней органов. Россия ставит перед собой сложную задачу добиться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов, постепенно расширяя свои позиции за рубежом. Таким образом, сотрудничество России с международными финансовыми организациями способствует решению многих проблем страны. На сегодняшний день Россия уже строит свои отношения с большинством стран, особенно со странами ЕС, на принципах ВТО.
- Оглавление
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран 3
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве 19
- Тема 11. Международная торговля 53
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 90
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран
- 9.1. Роль и место постсоциалистических стран в мировой экономике
- 9.2. Особенности развития экономики постсоциалистических стран
- 9.3. Изменение отраслевой структуры
- 9.4. Характеристика стран Вишеградской группы
- 9.4.1. Современная Польша (с1989)
- 9.4.2. Современная Венгрия
- 9.4.3. Современная Чехия
- 9.4.4. Современная Словакия
- 9.5. Направления развития государств-стран членов снг и ЕврАзЭс
- 9.6. Внешнеэкономические связи постсоциалистических стран
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве
- 10.1 Основные направления экономических реформ в рф
- 10.2. Изменение отраслевой структуры
- 10.3. Формирование рыночных институтов
- 10.4. Место России в современных мирохозяйственных процессах
- 10.4.1. Уникальность потенциала России
- 10.4.2. Возрастающая роль Российской Федерации в мировой экономике
- 10.4.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России с другими странами
- 10.4.4. Особенности и перспективы развития отечественной экономики
- 10.4.5. Анализ влияния тенденций в мире на российскую экономику
- 10.4.6. Экономическая безопасность рф в переходный период
- Тема 11. Международная торговля
- 11.1. Теории международной торговли
- 11.2. Формы и методы международной торговли
- 11.2.1. Формы международной торговли.
- 11.2.2 Методы международной торговли.
- 6. Состязательные методы международной торговли.
- 11.3. Характеристика современной международной торговли услугами
- 11.3.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике.
- 11.3.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг.
- 11.4. Международный технологический обмен
- 11.5. Внешняя и международная торговая политика
- 11.5.1. Основные виды внешнеторговой политики
- 11.5.2. Нетарифные методы протекционистской политики
- 11.5.3. Соотношение протекционизма и фритредерства и новый экономический порядок
- 11.5.4. Внешняя торговля рф
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
- 12.1. Валюта и международные валютные отношения
- 12.2. Валютная система и ее эволюция
- 12.3. Валютные рынки
- 12.3.1. Понятие и структура валютного рынка
- 12.3.2. Классификация валютных рынков
- 12.3.3. Участники валютных рынков
- 12.3.4. Валютные операции. Понятие валютных операций
- 12.3.5. Виды валютных операций
- 12.4. Валютный курс и факторы, его определяющие
- 12.5. Международные финансовые организации и Россия
- 12.5.1. Причины создания и основные задачи, решаемые международными финансово-кредитными организациями
- 12.5.2. Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями
- 12.6. Особенности динамики валютного курса в России
- 12.7. Особенности валютного рынка рф
- 12.8. Международные кредиты