Литература:
Васильев Л.С. История Востока. В 2х т. Т.2.– М.,1984.
Жуков В.В. Китайский милитаризм в 10-е гг.XX в. – М.,1987.
Мугрузин А.С. Аграрные отношения в Китае в 20-40-е гг. XX в. – М.,1970.
Новейшая история стран Азии и Африки. В 3-х тт. Т.1.1900-1945 гг. – М.,2001.
Овчинников Ю.М. Становление и развитие единого фронта сопротивления Японии в Китае. – М.,1985.
Писарев А.А. Гоминьдан и аграрно-крестьянский вопрос в Китае в 20-30-е гг. XX в. – М.,1986.
Розалиев Ю.В. Новая и Новейшая история стран Азии и Африки. – М.,1987.
Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. – М.,1986.
Тест
1.На стыке, каких взаимосвязанных процессов возникла система милитаристических режимов накануне новейшего времени?
а) усиления политической роли армии;
б) растущая политическая регламентация и возвышение местных правителей;
в) возникновение могущественных военно-политических группировок;
г) разрушение монолитной государственной структуры;
д) возникновение политического вакуума в стране.
2.Какие факторы в социально-экономической и политической жизни Китая способствовали усилению политической роли армии;
а) политическая нестабильность;
б) общественные демографическо-династийные кризисы;
в) ослабление центральной власти;
г) неразвитость социально-экономических связей;
д) этнолингвистические и культурные различия между отдельными областями государства.
3. Какие формы милитаризма исторически сложились в Китае в начале XX в?
а) централизаторский милитаризм;
б) региональный;
в) государственный;
4. В какой период происходит стремительная милитаризация общественно-политической жизни Китая на всех уровнях?
а) 1911-1913 гг.;
б) 1913 - 1916 гг.;
в) конец XIX - нач. XX вв.;
5. На какой период приходится усиление регионального милитаризма в Китае?
а) 1916- 1928г.;
б) 1925- 1928гг.;
в) 1924- 1925гг.
6. Основные этапы формирования милитаристической системы в Китае?
а) 1. сер.ХIХв.-1895гг.; б) 1. 1895 - 1903 гг.;
2. 1895 -1912 гг.; 2. 1903 - 1911 гг.;
3. 1912-1916 гг. 3. 1911 - 1915 гг.
7. Основные этапы эволюции милитаристической системы Китая?
а) 1916 - 1920 гг.; б) сер; 1916 - сер.1920 г.
1920 - 1924 гг.; сер. 1920 - конец 1925 г.
1924 - 1928 гг. нач. 1926 - сер. 1928 г.
8. Какой год стал переломным в развитии милитаристической системы?
а) 1922 - Вашингтонская конференция;
б) 1924 - октябрьский переворот Фэн Юй Сян;
в) 1925 г.
9. Что составляло главную материальную основу существования милитаризма?
а) взимание поземельного налога и других налогов с крестьянства;
б) налогообложение предпринимателей на подвластной территории;
в) доходы, получаемые от контроля над внутренней торговлей;
г) выпуск в обращение денежных знаков и облигаций внутреннего займа;
д) выращивание опиумного мака;
е) финансовая помощь стран Запада.
10. Кого из крупных милитаристов реакционеры называли «красным генералом»?
а) Фэн Юй Сян; г) Чэнь Цзюнмин; ж) Ван Цзин-вэйн;
б) Янь Синеань; д) Чжан Сюнь; з) Чан Кай-ши;
в) У Пей-фу; е) Юань Шихай; и) Ян Сэнь.
11 В какой период происходит становление гоминьдановского централизованного режима?
а) 1925 - 1926 гг ;
б) 1926-сер 1928 г;
в) 1925- 1927 г.
12 Выделите основные структурообразующие элементы аграрного строя Китая в 20-40-е гг XX вв.
а) государственная налоговая система;
б) рентовая ситема;
в) феодальный уклад;
г) капиталистический уклад;
д) ростовщический капитал;
13. Выделите область преобладания мелкокрестьянского землевладения в Китае в 20-40-е г. XX вв.
а) Северный Китай;
б) Центральный Китай;
в) Южный Китай;
г) Маньчжурия.
14. Какая форма земельной собственности стала основной в Китае в перв пол. XX в.
а) частные землевладения;
б) общественное землевладение;
в) аренда.
15. Определить критерии классификаций вид аренд в Китае в 20-40-е гг XX в.
а) зерновая (гуцзу);
издольная (фэньцзу);
денежная (ценьцзу).
б) отработочные аренды;
натуральные аренды;
денежные аренды
16. Определить основные особенности земельной ренты в Китае в 20-40-е гг XX в.
а) докапиталистическая рента;
б) поглощала значительную часть необходимого продукта;
в) сокращала натуральную форму;
17. Выделить характерные черты аграрных отношений в Китае.
а) сочетание помещьего эксплуатации с торгово-ростовщической;
б) преобладание товарного производства над натуральным;
в) слабое развитие капиталистических отношений в деревне.
18. Определить источники займов в китайской деревне.
а) помещики;
б) купцы и кулаки;
в) лавочники и ломбарды;
г) крестьяне;
д) средние слои.
19. Программу борьбы против японской агрессии разработали:
а) Сунь Ят Сен;
б) Чжоу Энь-Лай;
в) Чанхай - ши;
г) Ван Цзин вэй;
20. Кто разработал курс «ограниченное сопротивление и переговоры»?
а) Чан Кай ши;
б) Мао Цзе-дун;
в) Ван Цзин-вэй;
21. Кто автор курса «неизбежности и необходимости сопротивления японской агрессии?
а) Чаи Кай-ши;
б) Мао Цзе-дун;
в) Ван Цзии-Вэй.
22. Какое из империалистических государств прибегло к политике поощрения «автонацистских движений» в отношении Китая?
а) Америка;
б) Англия;
в) Япония.
23. Какие политические блоки определяли политику Гоминьдана и отношении Японии в сер.30-х гг.?
а) Си-Си;
б) Валену;
в) группа политических наук;
г) родственники Чаи-Кай ши.
24. С именем, какого политического деятеля связан «китайский бонапартизм»?
а) Суп Чжэюан;
б) Чаи Кайши;
в) Чжоу Энь кай.
25. Когда официально был создан в Китае единый фронт двух партий в войне против Японии?
а) июль 1937 г.;
б) август 1937 г.;
в) сентябрь 1937 г.
26. Под влиянием каких европейских и американских доктрин сложилась программа социально-экономических преобразований Сунь Ятсена в нач.XX в.?
а) Д.Локк;
б) Г.Джорджа;
в) М.Тамидзо.
27. Какая революция необходима была первоначально, но мнению Сунь Ят Сена в Китае?
а) социалиешческая;
б) экономическая;
в) политическая;
г) националистическая.
28. Какой принцип необходимо было осуществить в Китае после синьхайской революции?
а)национализм;
б) народное благоденствие;
в) народовластие.
29. Какое политико-идеологическое течение возглавлял Сунь Ят Сен на последнем этапе эволюции его взглядов?
а) консервативное:
б) радикальное;
в) народническое.
30. В своих философских воззрениях Сунь Ят Сен в оценке роли личности в истории отдавал дань:
а) идеализму;
б) утопизму;
в) индуизму.
31.Осуществление политических преобразований, по мнению Сунь Ятсена, способствовало решению принципов:
а) национализма;
б) народовластия;
в) народного благоденствия.
32. Осуществление социальных преобразований, по мнению Сунь Ятсена, способствовало решению принципа:
а) национализма;
б) народовластия,
в) народного благоденствия.
Ключ к тесту
1 – а, б; 2 – а,б,в,; 3 – б; 4 – а; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – в; 9 – а; 10 – а; 11 – б; 12 – а,б,г; 13 – а; 14 – а; 15 – а) внешний признак; б) экономическая сущность; 16 – б; 17 – а; 18 – а,б,в; 19 – в,г; 20 – в; 21 – а; 22 – а,в; 23 – а; 24 – б; 25 - в ; 26 – в; 27 – в; 28 – б; 29 – в; 30 – а; 31 – а,в; 32 – в.
Тестовые задания № 2
«Страны Дальнего Востока во второй половине XX в.»
Тесты являются одной из эффективных форм определения уровня познавательных умений студентов. Основной целью предложенного тестового задания является проверка исторических знаний студентов, которые должны продемонстрировать умение реконструировать историческую ситуацию как можно точнее, с полным пониманием того, какие факторы её создали и как они взаимодействуют.
Выполнение заданий теста по «Истории стран Дальнего Востока во второй половине XX в.» позволяет закрепить, систематизировать и обобщить знания, полученные в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.
Анализ результатов контрольного тестирования даёт возможность выяснить, что историю наших стран студенты знают в пределах государственного образовательного стандарта, каковы недочёты в знании хронологии, картографии, персоналий, событий, понятий.
Предлагаемые тестовые задания включают в себя задания с несколькими вариантами ответа, и задания на исключение лишнего.
На выполнение теста отводится 40 минут. За каждое правильно выполненное задание студенту начисляется один балл. Оценочная система выполненных заданий из 20 возможных:
0% - 1; 25% - 2; 50% - 3; 75% - 4; 100% - 5.
- Учебно – методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки
- 1.3.1. Область профессиональной деятельности
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 032600 история
- Содержание
- Учебная программа Пояснительная записка
- I. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- Тема 2. Национализм и коммунизм на Востоке.
- Тема 3. Арабский мир.
- Тема 4. Тропическая и Южная Африка.
- Тема 5. Китай в 1918 – 1945 гг.
- Тема 6. Япония 1918 – 1945 гг.
- Тема 7. Монголия в 1918-1945гг.
- Тема 8. Корея в 1910-1945гг.
- Тема 9. Турция в 1918-1945гг.
- Тема 10. Индия в 1918-1945гг.
- Тема 11. Иран 19181945 гг.
- Тема 12. Афганистан.
- Тема 13. Египет.
- Тема 14. Страны Азии и Африки накануне и в годы Второй мировой войны (1936-1945гг.)
- Тема 15. Страны Юго-Восточной Азии в 1918-1945гг.
- Часть II. История стран Азии и Африки в новейшее время (1945-2005гг.)
- Тема 1. Крушение колониальной системы. Становление национальной государственности.
- Тема 2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Востока в 70-90-е гг. XX века.
- Тема 3. Социально-экономическое и политическое развитие Китая во второй половине XX века.
- Тема 4. Япония.
- Тема 5. Кндр и Республика Корея.
- Тема 6. Монголия.
- Тема 7. Арабские страны.
- Тема 8. Турция 1945-2005 гг.
- Тема 9. Иран 1946-2005.
- Тема 10. Ирак.
- Тема 11. Афганистан.
- Тема 12. Индия.
- Тема 13. Тропическая и Южная Африка.
- Тема 14. Израиль и Палестина в XX веке.
- Тема 15. Тенденции и перспективы развития стран афро-азиатского региона в XXI в.
- III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- IV. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов
- 4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «История стран Азии и Африки в новейшее время».
- I часть (1918-1945гг.)
- II часть (1945-2005гг.)
- 4.3. Примерная тематика курсовых работ
- 4.4. Примерный перечень вопросов, вынесенных на государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории
- V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Рекомендуемая литература
- 5.1.1. Основная литература
- 5.1.2. Дополнительная литература Общие работы, учебники
- 5.1.3. Литература, посвященная отдельным странам и регионам
- 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
- 5.3. Материально-техническое обеспечение курса
- VI. Словарь основных терминов
- Рабочая программа Пояснительная записка
- I. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)
- Тематический план курса «История стран Азии и Африки в новейшее время»
- IX семестр – (32ч.-лекций; 18ч.-семинаров; 42ч.-самостоятельная работа студентов)
- Тематический план курса «История стран Азии и Африки в новейшее время»
- Часть II (1945-2005 гг.)
- X семестр – (24ч.-лекций; 16ч.-семинаров; 42ч.-самостоятельная работа студентов)
- II. Содержание разделов дисциплины и тем
- 2.1. Тематика лекций
- Часть I. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918-1945гг.)
- Тема 1. Введение: Восток в мировом историческом процессе первой половины XX века.
- Тема 2. Национализм и коммунизм на Востоке.
- Тема 3. Китай в 1918 – 1945 гг.
- Тема 4. Индия в 1918-1945гг.
- Тема 5. Турция в 1918-1945гг.
- Тема 6. Страны Юго-Восточной Азии в 1918-1945гг.
- Тема 7. Япония 1918-1945 гг.
- Тема 8. Арабский мир.
- Тема 9. Иран 1918-1945 гг.
- Тема 10. Афганистан.
- Тема 11. Тропическая и Южная Африка.
- Часть II. История стран Азии и Африки в новейшее время (1945-2005гг.)
- Тема 1. Крушение колониальной системы. Становление национальной государственности.
- Тема 2. Турция 1646-2005 гг.
- Тема 3. Иран.
- Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Китая во второй половине XX века.
- Тема 5. Япония.
- Тема 6. Арабские страны.
- Тема 7. Тропическая и Южная Африка.
- Тема 8. Тенденции и перспективы развития стран афро-азиатского региона в XXI в.
- 2.2. Тематика семинарских занятий
- Тема 2. Характер и формы национально – освободительного движения на Востоке
- В межвоенный период
- (4 Часа)
- Литература
- Методические рекомендации
- Тема 3 . Суньятсенизм: доктрина и практика (2 часа) План
- Литература
- Методические рекомендации
- Тема 4. Китай на кануне революции 1925-1927 гг. (Семинарское занятие 2 часа) ( 2 часа) План
- Литература
- Методические рекомендации
- Тема 5. М. Ганди и гандизм (4 часа) План
- Литература
- Методические рекомендации
- Тема 6. Кемализм - идеология турецкой буржуазии (4 часа) План
- Литература
- Методические рекомендации
- Тема 7. Мархаэнизм - идеология мелкобуржуазного национализма в Индонезии (4 часа) План
- Литература
- Методические рекомендации
- Тема 8. Милитаризм в Японии (4 часа) План
- Литература
- Часть 2
- Методические рекомендации
- Тема 10. Япония: от американской оккупации к «постиндустриальному обществу»
- Методические рекомендации
- Тема 11. Страны Юго-Восточной Азии после Второй мировой
- Таиланд
- Малайзия
- Сингапур
- Индонезия
- Филиппины
- Методические рекомендации
- Тема 12. Региональные конфликты на современном Востоке
- Методические рекомендации
- Тема 13. Роль религии и армии на современном Востоке (60-90-е гг.) (2 часа) План
- Литература
- Методические рекомендации
- III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 3.1. Методические указания для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации для студентов
- IV. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 4.1. Задания для самостоятельной работы студентов
- 4.2.Список монографических исследований рекомендуемых к самостоятельному изучению (VIII семестр – первая половина XX века)
- (IX, X семестры – вторая половина XX века)
- 4.3. Вопросы контрольных работ
- Тема 2. Арабские страны в 1918-1945 гг. (Изучается самостоятельно, форма контроля - контрольная работа
- Литература
- (X семестр – вторая половина XX века)
- Методические рекомендации
- 4.4. Коллоквиумы: тематика и вопросы.
- Тема 1. Тропическая и Южная Африка в 1918-1945 гг. План
- Литература
- Методические рекомендации по изучению темы
- Тема 2. Вторая мировая война План
- Литература
- Методические рекомендации.
- (X семестр – вторая половина XX века)
- Тема 1. Эволюция социально-политической мысли в Китае План
- Литература
- Тема 2. «Социалистическая ориентация» на Востоке: истоки эволюция, исторические судьбы» План
- Литература
- Методические рекомендации
- 4.5. Контрольные тесты для внутрисеместровой проверки
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Литература:
- Контрольная работа № 2.. Тема: Страны Востока в I половине XX в.
- Контрольная работа № 3.
- Контрольная работа № 4.
- Контрольная работа № 5
- Основное содержание ответов
- Тесты по курсу
- 1. Выберите определения, которые раскрывают понятие:
- 2. Предпосылками модернизации являются (не все ответы являются правильными):
- 3. Процесс модернизации включает в себя:
- 4. Для первого эшелона модернизации характерны следующие особенности:
- 5. Для второго эшелона модернизации характерны следующие особенности:
- 6. Для третьего эшелона модернизации характерны следующие особенности:
- 7. Выберите признаки, соответствующие:
- 8. К странам второго эшелона модернизации относились:
- 9. Особая роль государства в странах второго эшелона модернизации определялась следующими принципами:
- 10. Какие из нижеперечисленных фактов истории Японии являются проявлением специфики развития стран второго эшелона:
- 11. Какие факты и явления в развитии Индии конца XIX – начала XX в. Являются проявлением специфики развития стран третьего эшелона:
- 4.7. Примерная тематика курсовых работ
- 4.8. Перечень вопросов к экзамену по курсу «История стран Азии и Африки в новейшее время».
- I часть (1918-1945гг.)
- 5 Курс, IX семестр.
- II часть (1945-2005гг.)
- 5 Курс, X семестр.
- 4.9. Перечень вопросов и заданий для самооценки знаний студента Япония
- Пакистан
- Государства Юго-Восточной Азии
- Вьетнам, Лаос, Камбоджа
- Таиланд, Бирма, Индонезия
- Афганистан
- Арабские государства Аравии в первой половине XX в.
- Арабские государства Аравии: Саудовская Аравия, малые княжества залива, Иордания, Йемен
- Арабские государства Северной Африки:
- 1) Египет
- 2) Судан, Ливия
- 3) Страны Магриба
- Колониальная Африка
- Тропическая и Южная Африка
- Эфиопия, юар
- V. Материалы государственного итогового междисциплинарного экзамена по истории
- VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. Рекомендуемая литература
- Основная литература
- Дополнительная литература Общие работы, учебники
- 6.1.3. Литература, посвященная отдельным странам и регионам. Китай.
- Япония.
- Турция.
- Афганистан.
- Арабские страны и исламский фундаментализм.
- Палестинская проблема и Израиль.
- Страны Юго-Восточной Азии.
- Африка.
- 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
- VII. Словарь основных терминов
- VIII. Хронологическая таблица
- 1. Антиколониальное движение в Индии.
- 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае.
- 3. Япония между двумя мировыми войнами.
- 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции.
- 5. Реформы Реза-шаха в Иране.
- 6. Афганистан между двумя мировыми войнами.
- 7. Палестина под мандатом Великобритании(1920-1948гг.).
- 8. Арабские государства между мировыми войнами.
- 9. Африка в 1918 - 1945гг.
- 10. Индия в годы независимости.
- 11. Китай после 1949г.
- 12. Япония в период 1945 - 2000гг.
- 13. Турция в 1945 - 2000гг.
- 14. Иран после Второй мировой войны.
- 15. Афганистан в 1945 - 2000гг.
- 16. Палестинская проблема.
- 17. Арабские государства в 1945 - 2000гг.
- 18. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов.
- 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире.
- 20. Крушение колониализма в Африке.
- 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке.
- 22. Проблемы стран независимой Африки.
- 23. Международные отношения в Африке.