logo
УМК Новейшая Азия и Африка ДО

Методические рекомендации

 В ходе работы над темой необходимо уяснить, что на развитие стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) в послевоенный период оказывали влияние не только западные державы, США, Япония, СССР и социалистические страны, но и цивилизационные социокультурные факторы (геополитическое расположение ЮВА в контактной зоне взаимодействия индо-буддийской, китайско-конфуцианской, мусульманской цивилизаций, этнопсихологические факторы).

При изучении первого вопроса определить, какими методами и почему осуществлялся процесс политической деколонизации в ЮВА, на соответствующей исторической карте атласа новейшей истории найти новые государства, выявить изменения в их территориально-политическом устройстве, движущие социальные и политические силы деколонизации. Обозначить позиции держав-колонизаторов в ЮВА, выработку ими новой политики в ЮВА в ходе крушения традиционной колониальной системы.

Раскрывая содержание второго вопроса, дать характеристику этапов формирования новых партийно-политических систем в ЮВА, определить роль внешних и внутренних факторов в выборе пути дальнейшего политического развития. Следует разобраться в сущности понятий «буддийский социализм»(Бирма), «направляемая демократия», «новая демократия» (Индонезия), «новое общество» (Филиппины). Какое значение сыграл в развитии ЮВА личностный фактор; охарактеризовать противоречивую деятельность в разное время таких лидеров ЮВА, как Аун Сан, У Ну, Не Вин, Ф. Маркос, А. Сукарно, М. Сухарто, Н. Сианук. Уяснить причины кризиса авторитарно-бюрократических режимов в ЮВА и сложный переход стран этого региона к основам демократии в 80-90-е гг., определить роль политических лидеров «новой волны», влияние на их деятельность новаций и традиций.

Изучение процессов социально-экономического развития необходимо рассматривать в контексте влияния не только внутренних факторов стран ЮВА, но и воздействия мировых экономических отношений. Следует изучить этапы экономического развития ЮВА, выявить типы общественно-экономических отношений в изучаемый период, изменения в социально-классовой структуре. Как и почему изменялись модели общественно-экономического развития в странах региона, в чем причины неравномерности их социально-экономического развития. Дать характеристику новых индустриальных стран ЮВА, показать их успехи и проблемы. Рассмотреть взаимодействие стран ЮВА на региональном уровне и контакты стран региона на глобальном уровне (экономические отношения с другими «центрами силы» в мире).

Анализируя четвертый вопрос, показать, как изменялось положение государств ЮВА в международных отношениях после 1945 г., выяснить причины усиления экономических и политических факторов в их региональной и мировой политике. В чем причины активизации государств ЮВА в мировых делах в 80-90-е гг., что нового появилось в их внешнеполитической деятельности, какие проблемы удалось решить, какие нет. Охарактеризовать роль АСЕАН в развитии международных контактов стран ЮВА.