logo
УМК Новейшая Азия и Африка ДО

4.1. Задания для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов в высшей школе является важным видом учебной деятельности студентов. В современных условиях проблема организации самостоятельной работы студентов становится весьма актуальной, поскольку доля аудиторных занятий в общем объеме времени, отводимом для изучения дисциплин, все уменьшается.

Личностно ориентированный подход при организации самостоятельной работы студентов предполагает создание условий, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Исходя из этого, мы определяем самостоятельную работу как особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля обработки информации на основе интеграции его субъектного опыта с «культурными» образцами.

Самостоятельная работа как система имеет свою структуру. Целесообразно выделить следующие ее компоненты: мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительны, контрольный. Каждый из компонентов предполагает определенный уровень знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Приведенное деление условно, однако оно позволяет выявить необходимые психолого–педагогические условия подготовки студента к самостоятельной работе. Содержание изучаемых предметов, несомненно, откладывает свой отпечаток на специфику самостоятельной работы по каждому из них, но можно выделить и общие признаки:

развитие мотивации учебно–профессиональной деятельности, готовности к саморазвитию, самосовершенствованию;

формирование базовых понятий дисциплины, обеспечивающих целостность восприятия данной отрасли науки, движения в ходе учебной деятельности от общего к частному;

освоение метапредметных основ содержания образования: развитие общенаучных действий (обобщение, абстрагирование, сравнение и др.), рефлексии, приемов самооценки деятельности и ее результатов;

обучение приемам, облегчающим обработку информации (быстрочтение, умений конспектировать, составлять тезисы и т.п.);

выявление субъектного опыта студентов, связанного с различными способами обработки информации, его «окультивирования» и презентация;

формирование способов перекодировки информации (переход от одной формы представленности знаний к другой);

Обучение навыкам планирования своей деятельности.

Цель данного подхода поддержать, развить человека, заложить в нем механизмы саморегуляции, самозащиты, т.е. помочь студенту приобрести в процессе получения образования то, что нужно человеку для развития.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Новейшая история стран Азии и Африки» предусматривает несколько этапов:

I этап – написание аннотации на монографическое исследование по проблемам стран Востока в XX-XXI вв. на базе предложенного списка работ. Контрольный компонент – индивидуальное собеседование. (VIII, IX, X семестры);

II этап – выполнение контрольных работ и творческих заданий. (VIII, IX, X семестры);

III этап – коллоквиум. (X семестр);

IV этап – ответ на вопросы для самооценки знаний студентов.