logo
МЕ Лекции

Инструменты нетарифного регулирования

Наряду с тарифными инструментами регулирования применяются и нетарифные, которые можно классифицировать как количественные, финансовые и методы скрытого протекционизма.

К количественным следует отнести квотирование, лицензирование и добровольное ограничение экспорта, а также экспортный налог.

Квота - количественное ограничение объемов импорта или экспорта на определенный период.

По направлению действия квоты делятся на:

По масштабам квоты бывают:

В отличие от тарифа квоты, во-первых нивелируют влияние иностранной конкуренции на внутренние цены. При введении квоты импорт не может увеличиться, поэтому и растет разрыв между внутренними и мировыми ценами, увеличивается прибыль от импорта. Во-вторых, квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых товаров. В современных условиях хозяйствования квоты применяются чаще чем тариф. Это объясняется тем, что тарифные ставки регламентируются международными соглашениями правительству удобнее применять квоты. Кроме того, предприятия отдает преимущество квотам, так как добиться специальных лицензий, привилегий легче чем ввести необходимый тариф.

Рассмотрим последствия от введения квоты на примере импорта велосипедов на рынке США.

Введение импортной квоты - рис. 4.2. - обуславливает рост национального производства с S0 до S1 и граничный уровень затрат с 200 до 220 дол., выигрыш производителя равен области а. Проигрыш потребителей составляет a+b+c+d.

Рис. 4.2.

Если лицензии на импорт продаются государству на аукционе, то выигрыш государства составляет область c+d. Чистый национальный проигрыш от внедрения импортной квоты составляет в+е.

Тесно связано с квотированием лицензирование и добровольное ограничение экспорта.

Лицензирование - это регулирование внешней торговли за счет предоставления государственным учреждениям разрешения на экспорт или импорт товара в определенном объеме.

Добровольное ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, определенное обязательствами одного из партнеров в ограниченном экспорте, установленного межправительственными соглашениями о введении квот на экспорт товаров.

Абсолютным отражением импортного тарифа является механизм введения экспортного налога. Рассмотрим применение экспортного налогообложения на примере экспорта зерна из Канады - при условии, что ее торговая политика не влияет на уровень мировых цен на зерно - рис. 4.3.

Рис. 4.3.

Экспортный налог в размере 1 дол. за бушель зерна делает экспорт менее прибыльным и производители возвращают часть зерна на внутренний рынок.

Это снижает уровень цен с 5 дол. (уровень мировых цен) до 4 дол. за бушель. В этих условиях производители перемещают часть ресурсов в иную сферу, в то время как спрос на зерно у отечественных потребителей растет с Д0 до Д1.

Из-за уменьшения цены производители терпят убытки, что составляет область a+b+c+d. Потребители получают выигрыш который равен области а.

Размер затрат, собираемый и распределяемый государством равен области с. В целом страна теряет области b, d - затраты экспортера, которые не компенсируются выигрышем.

В основе политики налогообложения части экспорта лежит надежды на монопольное положение страны на мировом рынке, что вынуждает страны переплачивать за импорт товара.

Наиболее распространенным финансовым инструментом торговой политики являются субсидии, кредитование и антидемпинговое регулирование.

Субсидии - это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и непрямую дискредитацию импорта.

При введении производственной субсидии - рис. 4.4 - уровень внутренней цены Pd близкой к мировой Pw и поэтому фактический объем потребления составляет D0 (при введении тарифа он падает до уровня D1). В случае использования субсидии абсолютная потеря национального благосостояния уменьшается на область d, так как объем импорта значительно больше, чем после введения тарифа ( S0D0большеS1D1). Потеря благосостояния определяется областью b, сохраняется расширение отечественного производства, конкурирующего с импортом, связано с дополнительными затратами.

Достаточно часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется благодаря кредитованию, что предусматривает финансовое стимулирование государством развитие экспорта национальных фирм.

Субсидирование экспорта в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать негативные формы, направленные на преодоление конкурентов благодаря демпингу. В этом случае стране целесообразно применять антидемпинговое регулирование - запрет необоснованного уменьшения цены ниже уровня мирового.

Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры, создаваемые государственными учреждениями для свободной внешней торговли. Среди них выделяют:

Тенденции протекционизм закрепились благодаря деятельности таможенных союзов, в рамках которых осуществляется дискриминация импорта: дифференциация цен на продукцию стран - участниц таможенного союза и стран, не входящих в его состав.

Таким образом, нетарифные ограничения создают преимущества одним экономическим субъектам за счет других. Экономические исследования подтверждают что потери протекционизма превышают его краткосрочные преимущества. Поэтому в долгосрочном периоде тенденция либерализации международной торговли будет определяющей при формировании внешнеторговой политики государства.