11.5.2. Нетарифные методы протекционистской политики
Вторая половина XXв. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров, о чем свидетельствуют количественные показатели их динамики: если в конце 40-х гг. средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах составлял 40-50%, то в середине 90-х гг. эта цифра снизилась до 4-5%.
Снижение тарифных ограничений по внешней форме должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций. Однако анализ современного состояния международных экономических отношений, наоборот, показывает, что если классические, традиционные методы протекционистских механизмов используются в меньшей мере, то вместо них начинают применяться нетрадиционные методы, которые все равно возрождают протекционистские тенденции.
Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений, которые особенно активно используются индустриально развитыми странами, хотя сами они являются демонстративными сторонниками свободы торговли.
Основными видами нетарифных торговых ограничений являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).
Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.
Экспортно-импортные квоты (контингент) - наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование) - ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.
Наиболее известным нетарифным торговым барьером являются импортные квоты, т. е. количественные ограничения импорта, допускаемого в страну ежегодно. Так или иначе, правительство выдает ограниченное число лицензий на легальный импорт определенного количества товаров и запрещает импортировать без лицензии. Поскольку количество лицензированного импорта меньше, чем количество товара, которое люди были бы готовы приобрести, если бы импорт не ограничивался, квоты не только приводят к снижению импорта, но и поднимают внутреннюю цену товара выше мировой, по которой владелец лицензии покупает этот товар за рубежом.
Существуют несколько причин, по которым правительство предпочитает ограничивать импорт с помощью квот, а не тарифов. Во-первых, это гарантии того, что не произойдет дальнейшего роста конкуренции и расходов на импорт. Квоты гарантируют, что количество импорта будет строго ограничено. Если, например, растущая иностранная конкуренция снижает мировую цену на импортный товар, квота просто ускоряет снижение общего объема затрат на импорт. Тариф же, наоборот, позволяет через снижение цен привести к росту импортного объема и (если внутренний спрос на импорт эластичен) затрат на импорт, таким образом осложняя любые официальные прогнозы платежного баланса.
Частично квоты предпочитают и потому, что они предоставляют правительству возможность большей административной гибкости и влияния на внутренние фирмы. Как правило, решение, кому предоставить импортные лицензии при системе квотирования, полностью отдается на усмотрение чиновников, и часто последние используют такую власть в своих интересах (например, в целях получения взяток). С их стороны система квот рассматривается как возможность лоббирования интересов отдельных групп, в то время как тариф является источником государственных доходов, к которым они не имеют доступа. Таковы некоторые причины, по которым государственные чиновники и сторонники протекционизма часто предпочитают квоты. При этом очевидно, что ни один из этих аргументов не говорит в пользу того, что квоты приносят стране в целом какую бы то ни было пользу. Но, в общем, квота может быть не хуже эквивалентного тарифа. Она может оказаться хуже тарифа лишь при двух условиях: если квота создает нового монополиста или если порядок распределения лицензий неэффективен.
В условиях тарифных ограничений количество ввозимых и вывозимых товаров не регламентируется, требуется лишь оплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.
Кроме того, квоты отличаются от тарифов тем, что абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.
Имеются также и существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.
Количественные ограничения импорта могут нанести стране даже больший ущерб, чем тарифы, путем завоевания иностранными экспортерами монопольной власти. Именно такой странный результат может быть получен от использования добровольных экспортных ограничений (ДЭО). Добровольные экспортные ограничения - это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой, и, как ни странно это звучит, импортирующая страна фактически предоставляет экспортерам силу монополии, заставляя их принять ее, и называет это «добровольным» действием. С 70-х гг.XXв. эта специфическая форма количественного ограничения импорта стала распространяться. Однако ДЭО, вводимые страной-экспортером, имеют для страны-импортера более негативный результат, чем условия действия тарифов или импортной квоты, поскольку в этом случае цены на ввозимые товары, как правило, становятся более высокими, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта.
ДЭО используются крупной, мощной державой как арьергардное действие по защите тех своих отраслей промышленности, которые не выдерживают конкуренции с наплывом импортных товаров. США неоднократно прибегали к ДЭО в своих отношениях с азиатскими странами и другими поставщиками импорта в США в 60-х гг. XXв. Сначала в отношении импорта одежды и текстиля, затем стали, автомобилей и других товаров правительство США было вынуждено наложить строгие ограничения, потому что столкнулось с серьезным протекционистским лобби. Но правительство США стремилось избежать неприятной ситуации, которая могла сложиться, если бы пришлось ввести импортные квоты, идущие вразрез с правилами ГАТТ, потому что США возглавляли мировое движение за свободную торговлю. В такой ситуации США пришлось оказать давление на иностранных поставщиков и заставить их согласиться ограничить количество импортируемого в страну товара. Самым наглядным примером такого политического решения, в котором протекционизм смешался с желанием сохранить лицо защитника свободной торговли, является ситуация 1981 г. на автомобильном рынке США. Тогда растущие продажи японских автомобилей завоевывали все большую долю американского рынка. Американские рабочие, занятые в производстве автомобилей, теряли рабочие места, а компании несли убытки. Конгресс был готов поддаться протекционистскому давлению и ввести, если потребуется, жесткие импортные квоты. Перед президентом Рональдом Рейганом встала серьезная проблема. В марте 1981 г. его кабинет обсуждал возможность введения квот на импорт японских автомобилей. Р. Рейган предложил японской стороне «добровольно» ограничить экспорт, и японская сторона согласилась. Эти ограничения являлись сдерживающими вплоть до 1987 г., когда американский спрос на автомобили снизился из-за восстановления национальной отрасли и открытия японских фирм на территории США.
Европейский союз и Канада также неоднократно прибегали к ДЭО как основной форме импортного ограничения. Среди стран, которые были вынуждены добровольно ограничивать свой импорт, можно назвать Японию, Корею и страны Центральной и Восточной Европы с переходными экономиками; а среди продукции, которой коснулись подобные меры, - текстиль, одежда, сельскохозяйственная продукция, сталь, обувь, электроника, автомобили и механические станки. Уругвайские соглашения нанесли сокрушительный удар по ДЭО, призвав к их окончательному искоренению.
У ДЭО есть еще один важный эффект. Иностранные экспортеры могут подобрать номенклатуру экспортируемых товаров так, что, оставаясь в рамках общих количественных лимитов, они будут иметь возможность увеличить свою прибыль от экспорта. Обычно предельная прибыль от высококачественных моделей товара выше, поэтому экспортеры предпочитают торговать такими товарами (этот процесс называется «повышением качества»). Когда японские фирмы приняли на себя обязательства по добровольному ограничению экспорта автомобилей в США, частью их стратегии стал переход от экспорта малолитражных двухдверных автомобилей (таких как «Хонда Сивик») к экспорту более крупных моделей (как, например, «Хонда Аккорд» и автомобили линии «Акура»).
Помимо квот и ДЭО, сейчас существует много других видов нетарифных импортных барьеров. Несомненно, производит огромное впечатление изобретательность государств, придумывающих все новые варианты ограничения импорта, когда им приходится маскировать свой протекционизм.
Нетарифные импортные барьеры сокращают импорт, прибегая к одному или нескольким следующим трем способам:
- прямому количественному ограничению импорта;
- увеличению расходов по доставке импортных товаров на рынок;
- созданию обстановки неуверенности, при которой получают разрешение на импорт.
Квоты и ДЭО относятся к первому способу. Государственные закупки, которые требуют, чтобы правительственные учреждения приобретали товары только у местных производителей, - один из таких способов. Импортное лицензирование можно отнести и ко второй, и к третьей категориям. Предоставление лицензии на основании заявки повышает стоимость импорта, но одновременно из-за того, что существует вероятность отказа предоставить лицензию, в этой ситуации создается обстановка неуверенности, которая сдерживает импорт.
Чтобы увидеть, с какой изобретательностью государства возводят разнообразные импортные барьеры, необходимо обратиться к бесконечным запретительным законам и инструкциям, касающимся качества товаров, включая те, которые устанавливаются из соображений защиты здоровья, санитарии, безопасности и окружающей среды. Такие стандарты могут вводиться из благородных соображений содействия благополучию общества и необязательно носят дискриминационный характер по отношению к импорту. Но если правительство полно решимости защитить местного производителя, у него всегда есть возможность изобрести условия, соответствовать которым могут только местные производители.
Соединенные Штаты неоднократно пытались найти скрытую опасность в том, как выращивается говядина в Аргентине, преследуя очевидные цели защиты своих владельцев ранчо. Японские и европейские власти придирались к использованию гормонов и тесноте, в которых американские фермеры выращивают домашнюю птицу.
Стандарты качества не повышают тарифов или поступлений от налогов для импортирующей страны. Наоборот, вводя правила, требующие ужесточения контроля на границе, правительство затрачивает дополнительные средства. С точки зрения мира в целом требования к повышению производственных стандартов качества могут принести выигрыш только тогда, когда они действительно преследуют цель защиты здоровья и обеспечения безопасности. Однако часто они всего лишь маскируют протекционизм государства.
Требования о содержании местных компонентов подразумевают, что в товаре, произведенном или собранном на территории страны, должна содержаться определенная часть внутренней стоимости - в форме заработной платы, выплаченной местным рабочим, или материалов, полученных от местных производителей. Таким образом, требования о содержании местных компонентов ограничивают импорт материалов и составляющих компонентов, которые могли бы быть использованы при производстве данного товара. Например, требование о содержании местных компонентов в автомобильной промышленности заставляет производителей использовать больше местных запасных частей. Если перечень компонентов достаточно обширен, требования могут заставить производителя использовать местные двигатели или трансмиссию.
- Оглавление
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран 3
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве 19
- Тема 11. Международная торговля 53
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 90
- Тема 9. Экономика постсоциалистических стран
- 9.1. Роль и место постсоциалистических стран в мировой экономике
- 9.2. Особенности развития экономики постсоциалистических стран
- 9.3. Изменение отраслевой структуры
- 9.4. Характеристика стран Вишеградской группы
- 9.4.1. Современная Польша (с1989)
- 9.4.2. Современная Венгрия
- 9.4.3. Современная Чехия
- 9.4.4. Современная Словакия
- 9.5. Направления развития государств-стран членов снг и ЕврАзЭс
- 9.6. Внешнеэкономические связи постсоциалистических стран
- Тема 10: Роль и место России в мировом хозяйстве
- 10.1 Основные направления экономических реформ в рф
- 10.2. Изменение отраслевой структуры
- 10.3. Формирование рыночных институтов
- 10.4. Место России в современных мирохозяйственных процессах
- 10.4.1. Уникальность потенциала России
- 10.4.2. Возрастающая роль Российской Федерации в мировой экономике
- 10.4.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России с другими странами
- 10.4.4. Особенности и перспективы развития отечественной экономики
- 10.4.5. Анализ влияния тенденций в мире на российскую экономику
- 10.4.6. Экономическая безопасность рф в переходный период
- Тема 11. Международная торговля
- 11.1. Теории международной торговли
- 11.2. Формы и методы международной торговли
- 11.2.1. Формы международной торговли.
- 11.2.2 Методы международной торговли.
- 6. Состязательные методы международной торговли.
- 11.3. Характеристика современной международной торговли услугами
- 11.3.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике.
- 11.3.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг.
- 11.4. Международный технологический обмен
- 11.5. Внешняя и международная торговая политика
- 11.5.1. Основные виды внешнеторговой политики
- 11.5.2. Нетарифные методы протекционистской политики
- 11.5.3. Соотношение протекционизма и фритредерства и новый экономический порядок
- 11.5.4. Внешняя торговля рф
- Тема 12. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
- 12.1. Валюта и международные валютные отношения
- 12.2. Валютная система и ее эволюция
- 12.3. Валютные рынки
- 12.3.1. Понятие и структура валютного рынка
- 12.3.2. Классификация валютных рынков
- 12.3.3. Участники валютных рынков
- 12.3.4. Валютные операции. Понятие валютных операций
- 12.3.5. Виды валютных операций
- 12.4. Валютный курс и факторы, его определяющие
- 12.5. Международные финансовые организации и Россия
- 12.5.1. Причины создания и основные задачи, решаемые международными финансово-кредитными организациями
- 12.5.2. Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями
- 12.6. Особенности динамики валютного курса в России
- 12.7. Особенности валютного рынка рф
- 12.8. Международные кредиты