logo search
МАЛЕВИЧ

4.Основные приоритеты внешней политики Республики Беларусь

Для внешней политики Республики Беларусь прошедшие годы были временем тяжелой, динамичной и целеустремленной работы, которая происходила в чрезвычайных условиях изоляции и давления на ее политическое руководство. Международное положение страны характеризовалось нарастанием нестабильности окружающей ее международной среды, резким увеличением внешней задолженности, системным кризисом в отношениях с Российской Федерацией, застоем в политических отношениях с Западом и поисками новых стратегических союзников.

Политическое руководство Беларуси в условиях фактического торможения проекта Союзного государства продолжало стратегический курс на многовекторную внешнюю политику, стремясь по мере возможности ослабить политическую, энергетическую и информационную зависимость от Москвы. Вместе с тем неизменным оставался принципиальный курс Минска на всестороннее развитие всего спектра белорусско-российских отношений на основе суверенного равенства государств и их равноправия. Беларусь продолжала получать дипломатическую поддержку Москвы на форумах международных организаций при обсуждении белорусского вопроса.

Неудача с реализацией проекта Союзного государства стимулировала укрепление курса на независимое развитие Беларуси, более активное выступление на международной арене с позиций достоинства, самоуважения и прагматизма. На этом фоне еще более четко высветлились национальные интересы белорусского государства, выражающиеся в обеспечении наиболее благоприятных внешних условий для сохранения и достойного развития

белорусской нации.

В прошедшие годы Беларусь продолжала вносить весомый вклад в обеспечение европейской и мировой безопасности. С момента обретения независимости она была и остается «неттопоставщиком безопасности». И не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Новый термин «нетто-поставщик региональной безопасности» в отношении нашей страны означает, что ее вклад в европейскую безопасность существенно больше, чем те риски, которые теоретически могут исходить с территории Беларуси. При этом безопасность в данном случае понимается не в узковоенном смысле, а в современной, расширенной трактовке, включающей военный, экономический, экологический и энергетический компоненты. С сожалением следует констатировать, что наш исторический шаг по пути ядерного разоружения, который Беларусь сделала первой в мире, остался недостаточно оцененным и признанным со стороны международного сообщества, в том числе западных держав. А что нам стоила ликвидация огромных арсеналов обычных вооружений и сокращение примерно в 10 раз почти полумиллионной группировки войск на территории Беларуси?

О том, что Республика Беларусь является активным участником процесса по обеспечению безопасности, свидетельствуют и ее усилия по решению ряда конкретных проблем, связанных с безопасным функционированием объектов критической инфраструктуры: нефте-и газопроводов, электростанций, в том числе и атомных, общеевропейских транспортных коридоров. Вклад Беларуси в региональную энергетическую безопасность действительно весом. Так, что касается поставок российского газа в Западную Европу, наша страна — «транзитер № 2» после Украины.

Причем заместить белорусский маршрут в среднесрочной перспективе нереально, а в долгосрочной — нерентабельно. Кроме того, Беларусь обеспечивает безопасность границ, предотвращая проникновение террористов, незаконных мигрантов, ввоз наркотиков, незаконные поставки оружия, в том числе его ядерных компонентов. Острейшая для Евросоюза проблема нелегальной миграции, торговли людьми, наркотрафика, безопасности границ

не может быть решена без Беларуси. Мы в сотрудничестве с международными организациями, соседями вносим принципиально важный вклад в недопущение этого преступного потока в Европу.

Внешнеполитическая стратегия любого государства определяется прагматическими целями и прежде всего потребностями экономики. Беларусь — средняя по европейским масштабам страна, у нас нет геополитических амбиций. Но у нас есть конкретные интересы на глобальном геополитическом пространстве — обеспечить стабильный экономический рост и удовлетворение потребностей наших граждан. Экономика Беларуси чрезвычайно открытая и динамично развивающаяся, ее основа — технологичные перерабатывающие отрасли. Важнейшее условие ее нормального функционирования — обеспечение растущих рынков сбыта для нашей продукции, а также бесперебойных и по взаимоприемлемым ценам поставок энергоресурсов, укрепление экономической безопасности страны. На решение этих задач и направлена внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь. Естественно, что вся работа по установлению контактов с потенциальными импортерами и инвесторами ведется в тесном взаимодействии с отечественными производителями и экспортерами. И надо сказать, это сотрудничество приносит положительные результаты.

Усилия, предпринимаемые внешнеполитическим ведомством Беларуси по данному направлению во взаимодействии с другими ведомствами, следует рассматривать в контексте стратегического курса на диверсификацию поставок углеводородного сырья в Беларусь. Экономика государства не может и не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов. Сейчас это слишком рискованно. Беларусь приступила к реализации поставок нефти из

Венесуэлы, что направлено на расширение закупок этого стратегически важного сырья у третьих стран, ослабление монопольной зависимости от России и загрузку белорусских нефтеперерабатывающих заводов.

Покупка венесуэльской нефти — это смелый геоэкономический и геополитический проект со стороны европейского государства, стремящегося укрепить свою энергетическую безопасность.