logo search
Vopros_1

60. Структура национальной экономики сша. Особенности и предпосылки экономического развития.

Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,4 % в 2004 году) создаётся в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остаётся 20,6 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 0,9 % ВВП, а промышленность даёт менее 20 % ВВП.

Среди развитых стран мира США практически не имеют конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %.

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остаётся важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

Промышленность остается весьма динамично развивающейся сферой экономики США. Индекс промышленного производства США в 1997 г. равнялся 125,7 (1990 г. — 100), аналогичный показатель по промышленно развитым странам составил 111,3. Промышленность США включает три подразделения общественного производства: обрабатывающую промышленность, добывающую промышленность и электроэнергетику. Обрабатывающая промышленность дает более 80,4% общепромышленной продукции. Около 13% промышленной продукции

создается в электроэнергетике.

Быстро развиваются новейшие наукоемкие отрасли и виды производств:

микроэлектроника, лазерная техника, производство принципиально новых

материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия и

биотехнология, новая производственная техника – роботы, гибкие

автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования и др. Среднегодовые темпы роста производства роботов составляют свыше 40%.

Индекс промышленного производства компьютеров и офисного оборудования в 1996 г. равнялся 297,0 (1992 г. - 100).

Переход к ресурсосберегающим технологиям позволил снизить

энергоемкость единицы ВВП примерно на 25%, а материалоемкость — на 20%.

Доля сельского хозяйства в ВВП США превышает 20%. В 1996 г. в США насчитывалось 2,1 млн. фермерских хозяйств. На долю США приходится более 45% мирового производства кукурузы, 12% мирового производства пшеницы.

Страна занимает первое место в мире по экспорту кукурузы и пшеницы и второе (после Таиланда) по экспорту риса.

Значительные преобразования в сельском хозяйстве вызвали особенно

острые социально-экономические последствия в стране. Увеличение

производства сельскохозяйственной продукции, вызванное в последние годы такими достижениями прогресса, как биотехнология, применение новейших информационных систем и т.д., пришло в несоответствие с потребностями внутреннего и внешних рынков. Технологическая перестройка американского сельского хозяйства финансируется в значительной мере за счет бюджетных вливаний и банковского кредитования. Это оборачивается ростом задолженности фермеров, что ускоряет их массовое банкротство. Проблема фермерства - одна из самых сложных для решения в экономике страны.

Реформирование американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к 75%.

Американская статистика включает в сферу нематериального производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата.

Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создается в оптовой и розничной торговле. 26,3% — это деловые, юридические, социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечения, автосервис и т.п. Доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%.

Особенности экономического развития США

Успехи американской экономики достигнуты во многом благодаря ряду благоприятных факторов, способствовавших быстрому социально-экономическому развитию страны. Выделим главные из них.

США достался громадный, почти незаселенный континент, обладающий богатейшими природными ресурсами, в первую очередь, разнообразными полезными ископаемыми, удобно расположенными по отношению к быстро развивающимся центрам промышленности. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодородными почвами благоприятствует ведению высокопродуктивного сельского хозяйства.

В США не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы становлению капитализма, как это было в странах Европы. В этих условиях свободные земли, изобилие дешевых энергоресурсов и сырья способствовали созданию в США мощного экономического потенциала. Быстро развивающаяся экономика, требовавшая все большего количества рабочих рук, и относительно высокий уровень зарплаты привлекли в США миллионы переселенцев из других стран. Так, если в период с 1800 по 1900 гг. население Европы возросло в два раза, то население США – в 14 раз, главным образом, за счет иммиграции из Европы. В США перебирались люди, недовольные своим положением на родине, преимущественно активные, готовые на упорный труд и отчаянную борьбу за место под солнцем.

Быстро увеличивающаяся численность населения страны и относительно высокий уровень доходов способствовали ориентации американской экономики на потребителя, на производство потребительских товаров и развитие сферы услуг. Удовлетворение личных потребностей растущего населения становилось важнейшим источником прибылей. Расширяющийся потребительский рынок стимулировал развитие массового производства, которое, в свою очередь, явилось фактором дальнейшего расширения массового рынка. Массовое производство в США было создано много десятилетий назад. Так, еще в годы первой мировой войны США перешагнули миллионную отметку в производстве легковых автомобилей (в 1915 г. их было произведено 985,5 тыс, в 1916 – 1,526 тыс.). Такой уровень требовал соответствующего уровня производства смежных отраслей, поставлявших свою продукцию для производства автомобилей. Поэтому в стране быстрыми темпами развивались: нефтеперерабатывающая промышленность; нефтехимия; металлургия; приборостроение; текстильная промышленность и др.

Развитие экономики США не тормозилось войнами, военными разрушениями и людскими потерями. Последнее вторжение иностранных войск на американскую территорию было в 1812 г., а военные действия на собственно американской территории велись в последний раз в 1861–1865 гг. во время гражданской войны между Севером и Югом, против рабства в южных штатах. С тех пор США сами вели колониальные войны, участвовали в двух мировых войнах. Но все это происходило далеко от берегов Америки и не влекло за собой сколько-нибудь существенных для США людских и материальных потерь. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран и наносящие ущерб их хозяйствам, способствовали заметным рывкам вперед в экономическом развитии США. Так, например, ВНП США увеличился с 716,6 млрд долл. (в ценах 1982 г.) в 1939 г. до 1380,6 млрд долл. в 1944 г., когда был достигнут пик военного производства, то есть на 92,6%, а производство в обрабатывающей промышленности за тот же период возросло в 2,4 раза. Среднегодовые темпы прироста ВНП составили 14%, а производство продукции в обрабатывающей промышленности – 18,7%. Американская экономика никогда не достигала таких темпов экономического роста в мирное время.

Ускоренному экономическому развитию США способствовали конкуренция и свобода экономической деятельности. Характерно, что, во-первых, создание новых предприятий в стране происходило чрезвычайно легко, с минимальными бюрократическими формальностями, а во-вторых, дало толчок развитию конкуренции. В свою очередь, конкуренция, ожесточенная борьба за доллар потребителя заставляли постоянно совершенствовать производство, сокращать его издержки, повышать качество, обновлять и увеличивать ассортимент выпускаемой продукции. Конкуренция не давала производству застаиваться, постоянно подталкивала технический прогресс. Однако было бы совершенно неправильно думать, что в США господствует неограниченная рыночная стихия и вмешательство государства в экономику сводится лишь к недопущению монополизации. Антимонополистические мероприятия – только один из многих методов государственного воздействия на экономику.

Государство играло и играет важную роль в экономической жизни США. Функции его постоянно расширяются. Используется большой набор методов и инструментов регулирования американской экономики. Это бюджетные, кредитно-денежные, законодательные, административные меры, они позволяют воздействовать на темпы экономического развития, уровень занятости и безработицы, темпы роста цен. Государство осуществляет законодательное регламентирование, законодательно устанавливает различные стандарты и нормативы, в частности, продолжительность рабочего дня, размер минимальной заработной платы, требования к технике безопасности. Большое внимание уделяется осуществлению налогового и кредитного стимулирования научно-технического прогресса.

Государство регламентирует деятельность отдельных отраслей, например, военной, атомной промышленности и др.

Применяемые на разных этапах развития экономики США экономические модели помогали успешно справляться с экономическими проблемами, преодолевать социально-экономические кризисы. Так, после Великой Депрессии 1929–1933 гг. США удалось оздоровить свою экономику. Это произошло в результате выбора президентом Франклином Рузвельтом знаменитого «Нового курса», включающего следующие составляющие: структурную перестройку экономики, принятие новых финансовых и социальных законов, осуществление новой региональной политики.

Структурная перестройка экономики предполагала приоритетное развитие национальной промышленности. В этот период действовали запреты на закупку иностранных товаров по госзаказу. Введенные в стране квоты и высокие таможенные пошлины на импортные товары были призваны защитить собственных товаропроизводителей.

Серьезные изменения произошли и в сельскохозяйственной политике, где основной проблемой было перепроизводство. Поэтому были приняты меры по ограничению производства продукции этой отраслью. Разработаны и вступили в действие закон о фермерском кредитовании и закон об ипотеке. В результате фермеры и городские жители получили доступ к кредитам под гарантии федерального правительства. Общее число краткосрочных займов составило около 300 тыс. на общую сумму 1,5 млрд долл.

Среди финансовых законов, принятых в этот период, следует выделить Чрезвычайный закон о банковской деятельности, поставивший под федеральный контроль деятельность всех банков и дававший правительственные гарантии по частным вкладам. Банкам было запрещено выступать держателями ценных бумаг и заниматься предпринимательством, что значительно снизило количество финансовых спекуляций. Принятый закон о честности биржевых операций и правилах торговли ценными бумагами внес изменения в сферу обращения ценных бумаг. Принятые меры позволили США надолго обезопасить себя от новых финансовых потрясений и кризисов банковской системы.

Проводимая в стране социальная политика позволила оказать помощь наиболее пострадавшим от кризиса бедным слоям населения (около 4 млн человек). На эти цели выделялась финансовая помощь в размере 5 млн долларов. Было разработано 400 тыс. различных программ, в соответствии с которыми помощь оказывалась не деньгами, а предоставлением работы.

Принятые меры позволили значительно снизить уровень безработицы и построить множество дорог, школ, мостов, около 500 новых аэропортов и др.

В США была создана Государственная корпорация по управлению всеми монополиями в сфере услуг, благодаря этому монополисты уже не могли безраздельно диктовать обществу свои условия.

Проводимая в стране региональная политика помогла стабилизировать экономическую ситуацию в депрессивных районах. Были разработаны специальные программы развития для этих районов, которые имели федеральное финансирование и управление.

Политика «Нового курса» проводилась Рузвельтом в условиях объединения нации, ее поддержал Конгресс, принявший все законы, а также население. Рузвельт лично выступал по радио, разъясняя американцам суть проводимой экономической политики. В результате она была успешно реализована. Кроме того, удачно были использованы передовые экономические теории того времени, например, «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, ставшая основным руководством к осуществлению политики управления совокупным спросом. В результате страна была выведена из Великой Депрессии и ко времени начала второй мировой войны экономика США приобрела устойчивость и стабильность развития.

После окончания второй мировой войны США, обладая значительными финансовыми активами в виде золота европейских стран, переведенного в предвоенное и военное время через океан в федеральное хранилище в Фортс-Нокс, позволили США в принятой в послевоенное время Бреттон-Вудской системе занять господствующие позиции. Американский доллар наряду с золотом стал рассматриваться в качестве всемирного платежного и резервного средства.

США оказали значительную финансовую помощь европейским государствам по восстановлению разрушенного войной хозяйства в рамках плана Маршалла. Всестороннюю экономическую поддержку получила и Япония, которая стала рассматриваться в США как стратегический партнер на Востоке в холодной войне с социалистическими странами Азии. В результате хлынувшие в Западную Европу и Японию американские инвестиции сформировали так называемую «вторую экономику» США.

Быстрое восстановление хозяйства стран Западной Европы и Японии коренным образом изменило ситуацию на мировом рынке. Японские и западноевропейские товаропроизводители стали успешно конкурировать с американскими, что привело к снижению курса доллара по отношению к валютам европейских стран и Японии, а это означало обмен меньшего, чем раньше количества европейских валют или японских йен на доллары. В результате произошло увеличение количества долларов на руках у иностранных резидентов и одновременно снижение накопленного США золотого запаса. Создалась ситуация, когда запасы золота (10 млрд долл.) не могли покрыть 50 млрд долл., находящихся на руках у иностранцев. Впервые после создания Бреттон-Вудской системы в 1971 г. золотое содержание доллара было снижено, а с 1973 г. окончательно был прекращен обмен доллара на золото.

В 1970–1980-х гг. рост производительности труда в европейских странах и Японии, укрепление их производственных мощностей привели к снижению на одну треть доли США в мировом капиталистическом производстве. Обострение конкуренции на основных товарных рынках обусловило снижение доли США в мировом экспорте товаров, капиталов, привело к снижению в три раза доли американских ТНК в общем объеме мировых прямых зарубежных инвестиций. Очень сильным соперником США и ЕС в эти годы стала Япония. Уже к середине 80-х годов она обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства домашних видеосистем и около 66% фотокопировального оборудования; к 1982 г. японские компании контролировали до 60% американского рынка станков с числовым программным управлением. Между 1973 и 1986 гг. доля США в мировом производстве товаров и услуг снизилась с 23,1 до 21,4%, доля ЕС – с 25,7 до 22,9%, а доля Японии возросла с 7,2 до 7,7%. Соответствующим образом ухудшились и позиции американских компаний. Если в 1971 г. 280 из 500 крупнейших ТНК были американскими, то к 1991 г. таковых осталось лишь 157; к этому времени Япония фактически догнала США, обладая 345 крупнейшими компаниями из 1000 (против 353 у США); в конце 80-х гг. она располагала 24 крупнейшими банками, в странах ЕС таковых было 17, а в Северной Америке – всего 5; 9 из 10 крупнейших сервисных компаний также представляли Японию. Конкурентоспособная зарубежная продукция заполнила внутренний рынок США, в то же время американская продукция все труднее находила сбыт за рубежом. Все эти факты говорили об ухудшении позиций США в мировой экономике и торговле. Дефицит торгового баланса США в середине 80-х годов составил 150 млрд долл., платежного – 140 млрд долл.

В этих условиях, когда речь шла о потере мирового лидерства, США пришлось искать неординарные пути развития. Были значительно увеличены ассигнования на НИОКР, что позволило стране закрепиться на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Особое внимание стало уделяться развитию наукоемких отраслей, были разработаны новые методы стимулирования научно-технического прогресса. Сосредоточившись на экспорте высокотехнологичной продукции, информации, знаний, продукции интеллектуальной собственности, США сделали стратегически верный выбор.

В послевоенном развитии США применялась кейнсианская политика управления совокупным спросом, которая предполагала обеспечение полной занятости и высоких темпов экономического роста.

В рамках каждой экономической системы предприниматели и управляющие организуют природные и трудовые ресурсы и технические средства в целях производства и распределения товаров и услуг. Однако то, каким образом организуются и используются указанные разнородные элементы, является и отражением политических идеалов и культуры соответствующей страны.

США часто характеризуются как страна с «капиталистической» экономикой. Этот термин был введен в обращение немецким экономистом и социологом XIX века Карлом Марксом для определения системы, в которой важнейшие экономические решения принимаются небольшой группой людей, контролирующей огромные объемы денежных средств, или капитала. В отличие от капиталистических стран, согласно Марксу, в «социалистических» странах политическая система наделялась гораздо более широкими полномочиями. Маркс и его последователи считали, что в рамках капиталистической экономики власть сосредоточена в руках богатых представителей деловых кругов, основная цель которых состоит в максимальном приумножении прибыли. В социалистической же экономике государство, по всей видимости, должно иметь более широкие властные полномочия и в первую очередь стремиться реализовать политические цели, а не гнаться за прибылью. Несмотря на то, что в этих весьма упрощенных категориях есть доля правды, в сегодняшних условиях они далеко не актуальны. Даже если капитализм в его чистом виде, описанный Марксом, когда-либо и существовал, он давно исчез, а государство в США и целом ряде других стран регулирует национальную экономику в целях ограничения концентрации власти и решения многих социальных проблем, связанных с разгулом частных коммерческих интересов. В результате американскую экономику следует отнести к экономической системе «смешанного» типа, в которой государство играет важную роль наряду с частным предпринимательством.

Американцы нередко расходятся в мнениях относительно того, где проходит грань между их приверженностью свободе предпринимательства и их верой в необходимость государственного вмешательства, но созданная ими экономика смешанного типа добилась впечатляющих успехов.

Основные элементы экономики США

Первейшим элементом экономической системы страны являются ее природные ресурсы. США располагают богатыми запасами минеральных ресурсов и плодородными сельскохозяйственными землями, а еще одним преимуществом является умеренный климат. Кроме того, береговая линия страны простирается на огромные расстояния как на атлантическом, так и на тихоокеанском побережьях, а также на побережье Мексиканского залива. Реки берут свое начало в самом сердце континента, а расположенные вдоль границы с Канадой Великие озера - пять огромных внутренних водных резервуаров - обеспечивают дополнительные возможности для судоходства. На протяжении долгих лет эти разветвленные водные пути способствовали росту национальной экономики и помогали сплотить 50 отдельных штатов страны в единый экономический организм.

Вторым элементом является рабочая сила, превращающая природные ресурсы в товары. Здоровье экономики определяется численностью имеющихся трудовых ресурсов и, что еще более важно, их производительностью. На протяжении всей истории США численность их армии труда постоянно возрастала, что в свою очередь способствовало практически непрерывному экономическому росту. В период, завершившийся вскоре после окончания Первой мировой войны, большинство рабочих составляли иммигранты из Европы, их непосредственные потомки, а также афро-американцы, предки которых были привезены на американский континент в качестве рабов. В начале XX века в США устремились многочисленные эмигранты из Азии, а позднее за ними последовали латиноамериканцы.

Несмотря на то, что США прошли через периоды как высокой безработицы, так и нехватки рабочей силы, иммиграция, как правило, возрастала во времена высокого спроса на рабочие руки. Многие из новоприбывших были готовы работать за меньшую плату, чем уже ассимилировавшиеся местные жители и, как правило, процветали, поскольку уровень оплаты их труда значительно превышал заработки у них на родине. Вместе с ними богатела и страна, экономика которой росла достаточно быстрыми темпами и привлекала все новые рабочие руки.

Успехи национальной экономики зависят по меньшей мере в той же степени от качества трудовых ресурсов - от того, как усердно люди готовы работать и насколько они квалифицированны - что и от численности армии труда. В первые годы существования США жизнь переселенцев на осваиваемых землях была сопряжена с тяжелым трудом, и укоренению этой традиции способствовала так называемая протестантская мораль трудолюбия. Свой вклад в успехи американской экономики внесло и серьезное внимание, уделявшееся образованию, в том числе технической и профессиональной подготовке, а также готовность экспериментировать и менять существующие порядки.

Еще одним важным фактором способности американской экономики быстро приспосабливаться к изменениям обстановки является мобильность рабочей силы. Когда рынки труда восточного побережья захлестнул поток прибывающих в страну иммигрантов, многие рабочие переехали вглубь страны, нередко занимая пустующие земли для занятия сельским хозяйством. А в первой половине XX века экономические возможности в индустриальных центрах северной части страны привлекли многих чернокожих американцев с южных ферм.

Важным вопросом остается качество рабочей силы. В наши дни «человеческий капитал» считается в Америка ключом к успеху в многочисленных современных, высокотехнологичных отраслях промышленности. Как следствие этого, государственные лидеры и представители деловых кругов все больше подчеркивают важность образования и подготовки кадров в целях формирования работников с гибким мышлением и разносторонними навыками для таких новых отраслей промышленности как компьютерная и телекоммуникационная.

Однако природные и трудовые ресурсы представляют собой лишь часть экономической системы. Эти ресурсы необходимо наиболее эффективным образом организовывать и направлять. В рамках американской экономики эту функцию выполняют менеджеры, реагирующие на сигналы рынка. Традиционная структура управления в США основана на принципе организации «сверху вниз»: всеми полномочиями наделен высший исполнительный руководитель компании, который обеспечивает эффективность и слаженность всей деловой деятельности. В своей работе он опирается на нижестоящие управленческие структуры, ответственные за функционирование различных подразделений предприятия, вплоть до бригадира в цеху. Многочисленные задачи распределяются между различными подразделениями и сотрудниками. В Америке начала XX столетия считалось, что такая специализация, или разделение труда, отражает основанное на системном анализе «научное управление».

Многие предприятия по-прежнему руководствуются этой традиционной системой, но есть и такие, которые подходят к управлению по-новому. Сталкиваясь с нарастающей глобальной конкуренцией, американские компании стремятся создать более гибкие организационные структуры, особенно в высокотехнологичных отраслях, которые используют высококвалифицированный труд и которые должны быстро разрабатывать и усовершенствовать свою продукцию и даже адаптировать ее к требованиям конкретных потребителей. Все больше деловых людей склоняются к мысли, что слишком жесткая иерархия и разделение труда тормозят творческие процессы. В результате многие компании «спрямляют» свои организационные структуры, сокращают численность управленцев и предоставляют все более широкие полномочия комплексным группам сотрудников разных специальностей.

Безусловно, прежде чем управляющие или рабочие коллективы могут что-либо создать, они должны быть организованы в предприятия. В Америке эффективным инструментом мобилизации капитала для начала нового дела или расширения существующего предприятия оказалась корпорация. Она представляет собой добровольное объединение собственников, или акционеров, создающих предприятие, которое руководствуется в своей деятельности довольно сложным комплексов правил и обычаев.

Корпорациям требуются определенные финансовые средства для приобретения ресурсов, необходимых для производства товаров или предоставления услуг. Они привлекают необходимый капитал в основном за счет продажи акций (долей в своих активах) или облигаций (представляющих собой средство привлечения долгосрочных кредитов) страховым компаниям, банкам, пенсионным фондам, частным лицам и прочим инвесторам. Ряд учреждений и организаций, в первую очередь банки, также непосредственно кредитуют корпорации или иные предприятия. Федеральные власти и власти отдельных штатов разработали подробные правила и нормативы в целях обеспечения безопасности и стабильности указанной финансовой системы и свободного доступа к информации, с тем чтобы инвесторы могли принимать квалифицированные решения. Мерой измерения общего производства товаров и услуг в течение определенного годичного периода является валовой внутренний продукт. В США этот показатель стабильно увеличивался -с более чем 3,4 триллиона долларов в 1983 г. до приблизительно _ 8,5 триллионов долларов в 1998 г. Но несмотря на то, что этот показатель помогает определить «здоровье» экономики, он не отражает всех аспектов национального благосостояния. ВВП представляет собой рыночную стоимость всех производимых экономикой товаров и услуг, но не служит индикатором качества жизни в стране. И он совершенно не отражает ряд очень важных переменных факторов, в том числе личное благополучие и уверенность в будущем, качество окружающей среды и состояние здоровья населения.

Экономика смешанного типа: роль рынка

Американская система свободного предпринимательства основана на частной собственности. Большинство товаров и услуг производятся частными предприятиями, а на личное потребление приходятся две трети всего национального производства (оставшаяся треть товаров и услуг приобретается государством и предприятиями). Роль потребителя действительно настолько высока, что национальная экономика нередко характеризуется как «потребительская».

Этот упор на частную собственность в определенной мере объясняется приверженностью американцев принципам личной свободы. С самого момента зарождения своей государственности американцы опасались того, что государственные органы получат чрезмерные полномочия, и стремились ограничить власть государства над личностью, в том числе в области экономики. Кроме того, большинство американцев считают, что основанная на частной собственности экономика должна работать более эффективно, чем экономика, характеризующаяся значительной долей государственных предприятий. По мнению американцев, если не ограничивать силы рынка, цены на товары и услуги определяют спрос и предложение. В свою очередь цены подсказывают деловым людям, что именно следует производить: когда спрос на определенный товар превышает текущий объем его производства, цена на такой товар растет. Этот факт привлекает внимание существующих и новых компаний, которые, предвкушая прибыль, расширяют производство такого товара. С другой стороны, если спрос на определенный товар снижается, цена на него падает, в результате чего менее конкурентоспособные компании либо закрываются, либо переориентируют производство на выпуск другой продукции. Такая система получила название рыночной экономики.

Американцы всегда считали, что ряд услуг государство оказывает лучше, чем частный сектор. Например, в США государство отвечает в первую очередь за отправление правосудия, образование (хотя существует много частных школ и центров подготовки), дороги, социальную статистическую отчетность и национальную оборону. Кроме того, нередко возникает потребность государственного вмешательства в экономику в целях корректировки положения дел в тех случаях, когда ценовое рыночное регулирование не срабатывает. Например, государство регулирует «естественные монополии» и прибегает к антитрастовому законодательству в целях установления контроля над деловыми конгломератами или их дробления в тех случаях, когда они становятся достаточно мощными для противостояния рыночным силам. Государство также занимается вопросами, не подпадающими под действие рыночных сил: оно выплачивает социальные пособия и пособия по безработице людям, не способным обеспечить свое существование в результате личных проблем или потери работы вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры, покрывает значительную часть расходов на медицинское обслуживание престарелых и бедных, регулирует деятельность частных предприятий в целях ограничения загрязнения воздушной и водной среды, предоставляет льготные кредиты людям, потерявшим имущество в результате стихийных бедствий, и т.д.; оно также сыграло ведущую роль в освоении космоса, - этот вид деятельности слишком дорогостоящ для любого частного предприятия.

В рамках такой экономики смешанного типа граждане могут принимать участие в управлении экономикой, не только делая свой выбор как потребители, но и отдавая свои голоса за выборных должностных лиц, определяющих экономическую политику. В последние годы потребители выражали обеспокоенность по поводу безопасности товаров, вреда, наносимого окружающей среде определенными промышленными процессами, и потенциальных угроз здоровью населения. Реакцией государства на эти настроения стало создание учреждений по защите интересов потребителей и повышению общего благосостояния граждан.

В американской экономике наблюдались перемены и иного рода, а именно, масштабное перемещение и населения, и трудовых ресурсов из сельской местности в города и из сельского хозяйства в промышленность и в особенности в сферу услуг. В сегодняшней экономике численность рабочих и служащих, занятых предоставлением личных и общественных услуг, значительно превышает численность сельскохозяйственных и промышленных рабочих. По мере усложнения экономики на протяжении последних пятидесяти лет статистика также отмечает ярко выраженную долгосрочную тенденцию сокращения масштабов самостоятельной занятости с одновременным ростом численности работающих по найму.

Роль государства в экономике

Несмотря на то, что большинство формирующих экономику решений принимаются потребителями и производителями, деятельность государства оказывает существенное влияние на экономику США по крайней мере в четырех сферах. Обеспечение экономической стабильности и роста. Наверно, самая важная роль федеральных государственных властей состоит в том, что они контролируют общие темпы экономической деятельности, стараясь обеспечить непрерывный рост экономики, высокий уровень занятости и стабильные цены. Изменяя объемы государственных расходов и ставки налогообложения (налогово-бюджетная политика) или управляя денежной массой и контролируя использование кредитов (кредитно-денежная политика), они могут замедлять или ускорять темпы экономического роста и одновременно оказывать влияние на уровни цен и занятости.

На протяжении многих лет после Великой депрессии 1930-х годов периоды спада, характеризовавшиеся медленными темпами экономического роста и высокой безработицей, считались самой серьезной угрозой для экономики. Когда вероятность наступления очередного спада представлялась наиболее реальной, государство стремилось укрепить экономику путем значительного увеличения собственных расходов или сокращения налогов, с тем чтобы стимулировать более высокий уровень расходов потребителями, а также путем быстрого наращивания денежной массы, что также способствует росту расходов. В 1970-е годы значительный рост цен, особенно на энергоносители, вызвал серьезные опасения инфляции, т.е. повышения общего уровня цен. В результате государственные власти переключились с борьбы с экономическим спадом на усилия по контролю за инфляцией путем сокращения расходов, поддержания уровня налогообложения и сдерживания роста денежной массы.

В период между 60-ми и 90-ми годами прошлого века взгляды на наиболее эффективные способы стабилизации экономического положения были существенно пересмотрены. В 1960-е годы государство полагалось прежде всего на налогово-бюджетную политику , т.е. операции с государственными доходами в целях воздействия на экономику. Поскольку налоги и доходы контролировались президентом и Конгрессом, эти выборные должностные лица играли ведущую роль в руководстве экономическими процессами. Затем последовал период высокой инфляции, значительных уровней безработицы и огромных дефицитов государственного бюджета, и вера в налогово-бюджетную политику как инструмент воздействия на общие темпы экономического развития была подорвана. На первое место стала выходить кредитно-денежная политика - регулирование размеров денежной массы в государстве посредством таких инструментов, как процентные ставки. Эту политику разрабатывает центральный банк страны - Федеральная резервная система - в значительной мере независимо от президента и Конгресса.

Регулирование и контроль. Регулирование частного предпринимательства осуществляется федеральными властями США многими способами. Меры регулирования подразделяются на две основные категории. Задачей экономического регулирования является прямой или косвенный контроль за уровнем цен. Традиционно государство стремилось удержать монополии, например, электроэнергетические компании, от повышения цен выше уровня, обеспечивающего им прибыль в разумных пределах. В отдельные периоды времени государство подвергало мерам экономического регулирования и другие отрасли промышленности. После Великой депрессии оно разработало сложную систему стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, которые подвержены значительным колебаниям в результате быстрых изменений в сфере спроса и предложения. Ряд других отраслей, в т.ч. автомобильные грузоперевозки, а впоследствии и авиалинии, сами небезуспешно прибегли к государственному регулированию в целях борьбы с тем, что они считали опасной практикой занижения цен. Целью еще одного способа экономического регулирования - антитрастового законодательства - является укрепление рыночных сил с тем, чтобы сделать прямое регулирование излишним. Государство, а иногда и частные предприниматели прибегали к этому законодательству для запрещения или предотвращения деловой практики или корпоративных слияний, которые могли бы неправомерно ограничить конкуренцию.

Государство также осуществляет контроль над частными компаниями в целях решения определенных социальных задач, в т.ч. охраны здоровья и безопасности населения и охраны окружающей среды. Например, Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами запрещает вредные для здоровья лекарства, Управление охраны труда решает задачи обеспечения безопасности на производстве, а Агентство по охране окружающей среды принимает меры по контролю загрязнения воды и воздуха.

В последние 30 лет минувшего столетия американцы существенно пересмотрели свои взгляды на государственное регулирование. Начиная с 1970-х годов среди руководства страны нарастали опасения в том, что вмешательство государства в экономику в таких отраслях, как воздушные и автомобильные перевозки, защищает неэффективные компании за счет потребителя. В то же время технический прогресс вызвал появление новых конкурентов в ряде отраслей - например, в области телекоммуникаций - которые прежде рассматривались как естественные монополии. Оба этих процесса привели к принятию ряда законов по смягчению мер регулирования.

Несмотря на то, что в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах руководство обеих политических компаний в целом выступало за сокращение масштабов вмешательства в экономику, в отношении мер регулирования, направленных на решение социальных задач, существовали определенные разногласия. В периоды после Великой депрессии и Второй мировой войны, а также в 1960-е и 1970-е годы роль социального регулирования возрастала. Но в 1980-е годы, когда пост президента занимал Рональд Рейган, правительство ослабило защиту наемных работников, потребителей, а также окружающей среды под тем предлогом, что меры регулирования препятствуют развитию свободного предпринимательства, увеличивают себестоимость и тем самым подстегивают инфляцию. Тем не менее, многие американцы по-прежнему выражали обеспокоенность по поводу определенных событий и тенденций, что вынудило правительство ввести новые меры регулирования в некоторых областях, в том числе в сфере охраны окружающей среды.

В этих условиях некоторые граждане, считающие, что их выборные представители медлят или не уделяют должного внимания определенным проблемам, начали обращаться в суды. Например, в 1990-е годы сначала отдельные граждане, а затем и государство возбудили иски против табачных кампаний, требуя компенсацию за наносимый курением вред здоровью. Огромные суммы выплаченной компенсации обеспечили власти отдельных штатов средствами для оплаты лечения вызванных курением заболеваний.

Прямые услуги. Целый ряд прямых услуг оказывается на каждом уровне государственного управления. Например, федеральное правительство отвечает за национальную оборону, поддерживает программы исследований, направленных на разработку новых видов продукции, занимается освоением космического пространства и реализует многочисленные программы повышения квалификации и обеспечения занятости. Государственные расходы оказывают значительное влияние на местную и региональную экономику и даже на общую динамику хозяйственной деятельности.

Правительства отдельных штатов в свою очередь отвечают за строительство и эксплуатацию большинства автомобильных дорог. Власти штатов, графств или отдельных населенных пунктов играют ведущую роль в финансировании общеобразовательных школ и обеспечении их деятельности. Полиция и пожарная охрана находятся в первую очередь в ведении местных властей. Государственные расходы в каждой из вышеуказанных сфер также могут оказать свое влияние на местную и региональную экономику, хотя главное значение для экономики имеют решения, принимаемые на федеральном уровне.

В целом в 1997 г. федеральные и местные государственные расходы (включая расходы на уровне властей штатов) составили почти 18 процентов ВНП.

Прямая помощь. Государство также оказывает разнообразную помощь как предприятиям, так и отдельным гражданам. Например, льготные кредиты и техническая помощь предлагаются малым предприятиям, и студенты также могут рассчитывать на кредит для получения высшего образования. Предприятия с государственным участием выкупают у кредиторов жилищную ипотеку и выпускают под нее ценные бумаги для инвесторов, тем самым способствуя развитию кредитования жилищного строительства. Кроме того, государство активно поощряет развитие экспорта и стремится оказать влияние на те зарубежные страны, которые сохраняют торговые барьеры на пути импорта.

Государственную помощь получают и граждане, не способные должным образом обеспечить свое существование. Самая большая доля средств пенсионного обеспечения американцев поступает из системы социального страхования, финансируемой за счет налогов на работодателей и работающих. Из средств программы «Медикэр» оплачивается значительная часть расходов престарелых граждан на медицинское обслуживание, а программа «Медикэйд» покрывает расходы на медицинские цены малообеспеченных семей. В многих штатах за счет государства содержатся учреждения для умственно и физически неполноценных пациентов. Федеральные власти выдают малообеспеченным продовольственные талоны, на которые они могут приобрести продукты питания, и, совместно с властями штатов, оказывают финансовую поддержку малообеспеченным семьям с детьми.

Многие из указанных программ, включая социальное страхование, являются своего рода продолжением программ, разработанных в рамках политики «Нового курса» Франклина Рузвельта - президента США с 1933 г. по 1945 г. Основополагающим элементом реформ Рузвельта была уверенность в том, что бедность, как правило, является следствием социально-экономических условий, а не ущербных моральных качеств личности. Этот подход отвергал общепринятые взгляды, коренившиеся в пуританских принципах Новой Англии, согласно которым успех являлся признаком расположения Бога, а неудача - признаком его гнева. Это представляло собой крупную перемену в социально-экономическом мышлении Америки. Однако и сегодня отголоски былых воззрений слышатся в дебатах по отдельным проблемам, особенно таким как социальное обеспечение.

Кроме того, в 1960-е годы, в период начатой президентом Линдоном Джонсоном (1963-1969 гг.) «Войны с бедностью», были инициированы многие другие программы помощи семьям и отдельным гражданам, в том числе «Медикэр» и «Медикейд». Несмотря на то, что в 1990-е годы ряд таких программ столкнулись с финансовыми трудностями, в результате чего были предложены различные варианты их реформирования, они продолжали пользоваться мощной поддержкой обеих крупнейших политических партий США. В то же время критики указывали, что социальная помощь работоспособным, здоровым безработным на деле поощряет иждивенчество, а не решает проблему. Законы по реформе системы социального обеспечения, принятые в 1996 г. при президенте Билле Клинтоне (1993-2001), сделали занятость условием получения социальной помощи и ограничили период ее получения определенными временными рамками.

Бедность и неравенство

Американцы гордятся своей экономической системой и верят в то, что она дает всем гражданам возможность обеспечить себе достойный жизненный уровень. Однако эта вера несколько омрачается тем фактом, что во многих регионах страны сохраняется бедность. Усилия государства по борьбе с бедностью принесли определенные успехи, но в целом проблема сохранилась. Не смогли покончить с бедностью и периоды мощного экономического роста, сопровождаемого ростом как занятости, так и уровня заработной платы, хотя в таких условиях масштабы проблемы сокращаются.

Федеральные власти определяют значение минимального дохода, необходимого для удовлетворения первоочередных нужд семьи из четырех человек. Этот показатель может колебаться в зависимости от стоимости жизни и местожительства семьи. В 1998 г. считалось, что семья из четырех человек с годовым доходом менее 16,530 долларов живет в бедности. Доля живущих в бедности американцев сократилась с 22,4 процентов в 1959 г. до 11,4 процентов в 1978 г., но с тех пор этот колебался в весьма узких пределах. Так, в 1998 г. он составил 12,7 процентов.

61. Крупные корпорации возникли в конце 19 в., когда в результате слияния мелких предприятий сформировались такие гиганты, как «Юнайтед Стейтс стил» и «Стандард ойл». В 1995 в США насчитывалось 16,4 млн. некорпоративных частных предприятий несельскохозяйственного профиля, 1,58 млн. партнерских компаний и 4,4 млн. корпораций. Именно корпорации играют наибольшую роль в экономике США. В 1995 доходы некорпоративных частных предприятий составили 807 млрд. долл., доходы партнерских компаний – 853 млрд. долл., доходы же корпораций превысили 14,5 трлн. долл. Большая часть продукции корпораций производится небольшим числом крупнейших фирм. Хотя в 1995 корпорации с капиталом свыше 250 млн. долл. составляли лишь 1,6% всех корпораций страны, на их долю приходилось почти 85% суммарной прибыли.

Из 27 американских ТНК, занимающих места среди ста ведущих ТНК мира, наибольшее число компаний занято в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли. Она представлена такими компаниями, как "Экссон корпорейшн", "Мобил корпорейшн", "Шеврон корпорейшн", "ТЕКСАКО инкорпорейтед", "АМОКО корпорейшн''', "Атлантик ричфилд''. Совокупный объем зарубежных продаж этих семи крупнейших американских нефтяных ТНК составляет 189,2 млрд. долл., в то время как все 13 нефтяных компаний, представленных в рейтинге, имеют совокупный объем продаж 388,7 млрд. долл. Таким образом доля американских компаний составляет около 49%. В то же время общий объем продаж семи американских нефтяных ТНК оценивается в 320,9 млрд. долл., а аналогичный показатель для всех 13 компаний равен 628,7 млрд. долл. Соответственно, доля американских транснациональных корпораций здесь несколько выше – 51%.

Стимулом к развитию энергетической промышленности США служит также растущее число слияний и приобретений компаний, действующих в этом секторе экономики. Основной причиной ускорения процесса объединения энергетических компаний в 1999 г., по мнению экспертов, послужили низкие цены на нефть в 1998 г. Образование крупных корпораций способствовало резкому сокращению затрат энергетических компаний. Слияние фирм облегчает диверсифицирование их деятельности, способствует повышению эффективности.

Компании, занятые производством электронного и электрического оборудования, составляют вторую по величине группу. В их число входят "Дженерал корпорейшн", IBM, "Хюлетт-Паккард", "Ксерокс корпорейшн", "Моторола инкорпорейтед", АТ&Т.

Компаний химико-фармацевтической промышленности в списке тоже шесть, и в их число входят такие всемирно известные гиганты, как "Дюпон (Е.И.)", "Доу кемикл", "Проктер энд Гэмбл", "Джонсон энд Джонсон'' "Америкен хоум продактс" и "Фармасиа энд Апджон инк." Крупнейшие американские ТНК, занятые в химико-фармацевтической отрасли, имеют совокупный объем зарубежных продаж 71,2 млрд. долл, и общий объем продаж 140,3 млрд. долл., что составляет соответственно 27,6 и 35% от показателей 21 компании отрасли, представленной в списке ста ведущих.

Автомобильная промышленность США представлена в сотне избранных лишь двумя компаниями, зато это "Форд мотор компани" и "Дженерал моторс". (Здесь следует упомянуть недавнее слияние третьего американского автомобильного гиганта "Крайслер корпорейшн" с немецкой компанией "Даймлер Бенц").

Важнейшие промышленные и финансовые центры США.

При взгляде на карту промышленности США нетрудно заметить, что все ведущие отрасли получили развитие во многих штатах. Но на таком фоне обычно резко выделяются два-три штата. Топливно-энергетический комплекс. Свыше 1/2 добываемой в стране нефти и еще больше природного газа дает штат Техас с прилегающими к нему территориями юга. [pic]

На Западе наибольшее значение имеют разработки нефти в Калифорнии и на Аляске. Из районов добычи нефть и природный газ поступают к центрам переработки, часть которых расположена на Севере. Уголь добывается в более, чем 15 штатах, но главные "угольные штаты" страны - Кентукки, Западная Виржиния, Пенсильвания, в пределах которых находится часть самого крупного в стране Аппалачского угольного бассейна. В последнее время растет значения штата Вайоминг на Западе, где уголь добывается открытым способом и содержит мало серы. Очень быстро растет производство электроэнергии. В настоящее время США является лидером в этой отрасли. Черная и цветная металлургия. Черная металлургия по-прежнему концентрируется на севере страны, в таких штатах, как Иллинойс, Индиана, Огайо, Пенсильвания, Мериленд. Почти 4/5 железной руды, добываемой в США, дают месторождения, расположенные близ озера Верхнего. Еще недавно 2/3 черного металла давали заводы Питтсбурга, Кливленда, Чикаго и других приозерных городов. Теперь удельный вес этих предприятий снизился вследствие увеличения выпуска металла новыми и реконструированными комбинатами, расположенными на Атлантическом побережье близ Филадельфии и Балтимора. Эти мощные комбинаты оборудованы новейшей техникой и работают на импортном сырье. Заводы цветной металлургии тяготеют к районам добычи сырья или к портам, через которые сырье ввозится. Поэтому очень многие из них находятся на Западе и Юге. Выплавка алюминия ориентируется на гидроузлы, построенные на реках Теннеси и Колумбии; на Мексиканском побережье алюминиевые заводы расположены близ крупных ТЭС. Машиностроительный комплекс отличает высокая наукоемкость. Среди отраслей машиностроения быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето- и ракетостроительная, в значительной мере работающие по военным заказам. Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением городов и агломераций. Станкостроение сосредоточено главным образом в пределах Приозерного и Северо-Восточого мегаполисов. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудование с Севера. Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле- и самолетостроение. Больше всего автомобилей производится в пределах Приозерного мегаполиса. Здесь находятся главный "автомобильный штат" Мичиган и "автомобильная столица" США - Детройт. Химическая промышленность представлена во многих десятках центров, но повышенная концентрация ее в отдельных районах также очень характерна. Главный район нефте- и газо-химической промышленности США сложился в пределах нефтегазоносного бассейна Мексиканского залива. Здесь действует более 200 предприятий и находится "нефтехимическая столица" США - Хьюстон. Легкая и пищевая промышленность. Среди отраслей легкой промышленности наиболее развиты текстильная и кожевенно-обувная. Текстильная промышленность в течение двух веков концентрировалась в североатлантических штатах - так называемой новой Англии, с центром в Бостоне. Но в последнее время произошла миграция этой отрасли в южноатлантические штаты, ближе к районам более дешевой рабочей силы, районам производства хлопка и синтетического волокна, рынкам сбыта. Промышленные районы и пояса. В такой стране, как США, можно выделить много промышленных районов разного ранга. Крупнейшие среди них три - Нью- Йоркский, Лос-Анджелесский и Чикагский.

Рассмотрим наиболее стратегически важные промышленные центы США. Нью-Йорк. Нью-Йорк – главный морской порт США, один из крупнейших морских портов мира. Грузооборот свыше 100 млн. т. Прибытие грузов (нефть, тропические продукты, сырьё и промышленные изделия) в 3 раза превышает отправку (промышленные изделия, продовольствие). Через Нью-Йорк проходит и большинство трансатлантических авиалиний. 3 аэропорта; важнейший из них - Дж. Кеннеди (Айдлуайлд; международного значения). Нью-Йорк - самый крупный в капиталистическом мире рынок зерновых, сахара, кофе, каучука, чёрных и цветных металлов и многих др. товаров. Через него проходит свыше 1/4 внешнеторгового оборота США. Нью-Йорк – центр сделок и расчётных операций. Здесь находятся фондовая биржа, правления большинства банков, страховых обществ, промышленных и др. корпораций. Нью-Йорк – крупнейший промышленный центр США. На городскую агломерацию Нью-Йорка приходится 8,5% занятых в обрабатывающей промышленности страны, 17% - в финансовых учреждениях и 12% - на транспорте. В связи с более быстрым развитием других экономических центров США доля Нью-Йорка в промышленности страны падает. Важную роль играют швейная (свыше 20% занятых) и полиграфическая (около 10%) отрасли промышленности, на которые приходится свыше 1/2 занятых в промышленности собственно Нью-Йорка (особенно на о. Манхаттан). Развиты машиностроение и металлообработка (в т. ч. электротехническая и радиоэлектронная, судостроительная, автосборочная, авиаракетная, оптико-механическая промышленность), химическая промышленность, производство галантереи, ювелирных изделий, обработка мехов и т.д. Нефтепереработка, цветная металлургия, пищевая промышленность. Для Нью-Йорка (в особенности для его центральной части) характерна высокая доля средних и мелких предприятий. Тяжёлая промышленность – преимущественно в пригородах на территории штата Нью-Джерси. Чикаго: (Chicago), город в США, в штате Иллинойс. Второй по экономическому значению и числу жителей в стране, самый крупный промышленный, торгово-транспортный, финансовый центр США к Западу от Аппалачей. Чикаго образует одну из крупнейших городских агломераций США, называемую Чикаго - Северо-Западная Индиана. Экономически активного населения 4,3 млн. чел., в т. ч. занятых (в %): в промышленности 31, строительстве 5, на транспорте 7, в финансах 6, в торговле и сфере обслуживания 39, на государственной службе 12. Около 2/3 занятых в промышленности приходится на тяжёлую индустрию и более 1/10 на пищевую. Положение на основных путях, связывающих Восток и Запад страны, и на стыке сухопутных и водных путей сделало Чикаго важным транспортным узлом и главным центром внутренних авиасообщений. Порт Чикаго самый большой на внутренних водных путях США. Центр чёрной металлургии США (мощность сталеплавильных печей около 30 млн. т). Развиты производства средств связи, разнообразного промышленного и строительно-дорожного оборудования, радиоэлектроника, электромашиностроение, транспортное и с/х. машиностроение, полиграфическая, химическая, нефтеперерабатывающая, пищевая (особенно мясоконсервная, мукомольная), швейная, мебельная промышленность. Металлургическая, нефтеперерабатывающая, химическая промышленность и тяжёлое машиностроение размещены главным образом в юго-восточной части Чикаго и пригородах, у оз. Мичиган (Индиан-Харбор, Гэри, Ист-Чикаго), поблизости от порта; машиностроение наиболее развито в западной части промышленного узла (Сисеро и др.). Чикаго - наиболее значительный в США рынок пшеницы, кукурузы, сои, скота, его фондовая биржа - вторая после Нью- Йоркской. Финансовая группа города - одна из главных групп финансового капитала США. В промышленности и торговле Чикаго господствуют капиталистические монополии. Так, в машиностроении значительное место занимают компании "Интернэшонал харвестер" и "Пульман", в пищевой промышленности-"Фуд машинери корпорейшен" и др. В Ч. действует крупнейшая в США зерновая биржа. Даллас

(Dallas), город в США, штат Техас. 1022 т.жит. (1994). Крупнейший экономический, торгово-финансовый центр Ю. США. Международный аэропорт. Крупная авиаракетно-космическая промышленность; радиоэлектроника, приборостроение, производство оборудования для нефтегазовой и др. промышленности. Пищевая, швейная, полиграфическая, бумажная, химическая (крупное производство мыла и синтетических моющих средств) промышленность.

Аллентаун (Allentown), город на северо-востоке США, в штате Пенсильвания. Развита трикотажная промышленность, производство тяжёлых грузовиков. Аллентуан является крупным промышленным центром США (204 тыс. занятых); преобладают чёрная металлургия, металлообработка, производство стройматериалов. Питсбург (Pittsburgh), город на С.-В. США, в штате Пенсильвания. Порт у слияния рек Аллегейни и Мононгахила, образующих р. Огайо. Питсбург – один из крупнейших промышленных центров США; в промышленности занят 31% экономически активного населения. Преобладает тяжёлая индустрия (свыше 2/3 всех занятых). Ведущая отрасль - чёрная металлургия, с которой связано производство кокса, огнеупоров, стройматериалов, разнообразная металлообработка. Тяжёлое и транспортное машиностроение, производство промышленного оборудования, дорожно-строительных машин, электротехническая и радиоэлектронная, химическая, стекольная, керамическая, пищевая промышленность. В пригородах - добыча каменного угля. Питсбург – важный торговый центр, транспортный узел на путях с Атлантического побережья в центральные районы США. Бетлехем (Bethlehem), город на С.-В. США, в штате Пенсильвания, на р. Лихай (приток Делавэра). Крупный промышленный центр США. Преобладают чёрная металлургия (крупный металлургический комбинат "Бетлехем стил корпорейшен"), металлообработка, производство стройматериалов. Швейная и трикотажная промышленность. Университет. Бостон (Boston), город на С.-В. США в штате Массачусетс, на побережье Атлантического океана. Основной экономический ценрт Новой Англии и один из ведущих промышленно-финансовых и культурных центров США. Бостон – главный порт Новой Англии (ввоз в 4 раза больше вывоза, важнейший продукт - нефть) и база рыболовного флота. Преобладает разнообразное машиностроение (главным образом сложные и трудоёмкие отрасли): радиоэлектроника и приборостроение, производство авиадвигателей, частей к самолётам и ракетам, электромашиностроение, станкостроение, производство промышленного (особенно для текстильной и обувной промышленности) и бытового оборудования; крупное судостроение (в т. ч. военная верфь). Развиты химическая, резиновая (производство резиновой обуви и промтехнических изделий), полиграфическая, пищевая промышленность. Лёгкая промышленность (особенно обувная и производство шерстяных тканей) утратила былое значение, предприятия её размещаются главным образом в пригородах. Кливленд (Cleveland), город на Северо-востоке США, в штате Огайо, порт на южном берегу озера Эри при впадении в него реки Кайахога. Один из важнейших промышленных, финансовых и культурных центров США. Кливленд – это крупный центр металлургии и машиностроения. Кливленд – один из важнейших портов системы Великих озёр, прибытие грузов (железная руда, известняк и т.п.) почти в 40 раз превышает отправление. Около 3/4 ЭАН, занятых в промышленности, приходится на тяжёлую индустрию. Ведущие отрасли: чёрная металлургия, металлообработка, разнообразное машиностроение [станки, автомобили (главным образом производство частей), электротехническая и радиоэлектронная промышленность, производство строительного и портового оборудования, озёрных судов и барж], химическая промышленность, производство медикаментов. Значительны также полиграфическая, швейная, мясная промышленность, имеется нефтепереработка. Атланта (Atlanta), город в США, административный центр штата Джорджия. Крупный торгово-финансовый и промышленный центр Ю.-В. США. Один из важнейших транспортных узлов страны. Главная отрасль промышленности – авиационная промышленность; автосборочные и электротехнические заводы. Производство электростали и металлообработка; химическая, пищевая и лёгкая промышленность. Цинциннати (Cincinnati), город на В. США, в штате Огайо. Крупный промышленный, торгово- финансовый и культурный центр США. Машиностроительная, металлообрабатывающая, химическая, пищевая (пивоваренная, мясная) промышленность хорошо развиты. Цинциннати – один из ведущих центров станкостроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, производства авиамоторов, ракет, бытовых приборов и машин, промышленного оборудования. Мебельная и бумажная промышленность. Производство парфюмерии, медикаментов. Филадельфия (Philadelphia), город на Атлантическом побережье США. Филадельфия – один из крупнейших промышленных, торговых, транспортных, финансовых и культурных центров США. Филадельфия - 2-й по значению (после Нью-Йорка) порт США, а по импорту (нефть, руды чёрных и цветных металлов, тропических продуктов) занимает 1-е место. В промышленности преобладает тяжёлая индустрия: производство промышленного и энергетического оборудования, крупногабаритных металлоконструкций, труб, кабеля, радиоэлектронная, авиакосмическая, судостроительная, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Развиты текстильная (особенно крашение и отделка тканей, производство ковров, трикотажа) и швейная, полиграфическая, пищевая, фармацевтическая, лакокрасочная, военная промышленность, цветная и чёрная металлургия, транспортное машиностроение. Автосборочные заводы. Милуоки (Milwaukee), город на С. США, в штате Висконсин. Крупнейший промышленный и торговый центр Висконсина и западной части пояса молочного животноводства США. Главные отрасли: машиностроение и металлообработка (свыше 2/3 всех занятых в промышленности); изготовляются станки и кузнечно-прессовое оборудование, строительные, дорожные и с/х. машины, тракторы и экскаваторы, турбины, двигатели, электромоторы; завод компании "Аллис-Чалмерс" в пригороде Уэст-Аллис – одно из ведущих предприятий общего машиностроения США. Развита также пищевая (главным образом пивоваренная), кожевенно- обувная, трикотажная, полиграфическая промышленность.