2. Политика индустриализации в ссср:
методы, результаты, цена проведения.
После смерти Ленина в 1924 г. внутри партии развернулась борьба за власть, она проходила на фоне многочисленных жарких дискуссий: как и какими методами строить социализм. Перед внешней угрозой стояла необходимость создания индустриального производства.
Л. Троицкий предложил ускоренные темпы индустриализации – «сверхиндустриализации» за счет выкачивания средств на её проведение из деревни.
Н. Бухарин – постепенную индустриализацию за счет средств, полученных от торговли и налогов (НЭП).
Оптимальный вариант, разработанный Госпланом – не снижая темпов, использовать различные источники. Этот план и был одобрен. Закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства. План предусматривал увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы, развитие социальной сферы. Но идеологические устремления – курс на форсированную индустриализацию, «пятилетку за четыре года», стремление любой ценой добиться намеченной цели, привели к искажению идей пятилетки, ломке объективных законов и механизмов экономики. И как следствие росли налоги, цены, выкачивались средства и ресурсы из деревни, что привело к её разорению и раскрестьяниванию, продавались художественные ценности за границу, лес, меха, нефть, хлеб. Не хватало инженеров, техников, квалифицированных рабочих. Но об этом народ не знал.
Героический трудовой подвиг народа, создавшего металлургические комбинаты в Кузнецке, Магнитогорске, тракторные заводы в Харькове, Челябинске, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде, Днепрогэс, превратил за годы 1-й пятилетки (1928/29 – 1932/33 гг.) СССР из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну. Первый пятилетний план был значительно недовыполнен практически по всем показателям. Однако официально было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно за 4 года 3 месяца.
Индустриализация проводилась экстенсивными методами, с огромными издержками, сопровождалась высокой инфляцией и привела к снижению покупательной способности населения на 40 %.
Невиданного уровня достигла эксплуатация рабочего класса, других слоёв населения, для осуществления грандиозных планов последующих сталинских пятилеток был создан ГУЛАГ с дешёвой рабочей силой.
Цели и задачи индустриализации исторически были закономерны, но методы и средства глубоко ошибочны, пагубны.
3. Составьте план-перечисление реформ 1860 – 1870-х гг.
Дайте характеристику одной из реформ (по выбору).
В конце 50-х годов 19 века в России отчётливо проявился кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. Крепостное право тормозило развитие производительных сил в с/х. промышленности не хватало свободных рук.
Невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической была ясна Александру-2, который пошёл на радикальные реформы, не смотря на то, что основная масса дворян по-прежнему была настроена против отмены крепостного права.
19 февраля 1861 г. – Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
1863 г. – Университетская реформа
1864 г. – судебная реформа
1864 г. – Земская реформа
1864 г. – Школьная реформа
1865 г. – Реформа печати
1870 г. – Городская реформа
1874 г. – Военная реформа
Крымская война 1853 – 1856 гг. показала, что регулярная армия, основой построения которой были рекрутские наборы, не может противостоять армиям европейских государств.
Ещё в 1855 г. была создана «Комиссия для улучшения воинской части» под председательством Ридигера. Комиссия долго работала вхолостую, т.к. военный министр кн. В. А. Долгорукий обратил свою энергию на изменение формы обмундирования войск. Это не устраивало царя, и 9 ноября 1861 г. выдающийся генерал Д. А. Милютин утверждается в должности военного министра. Милютину удалось к январю 1867 г. уменьшить численность войск до 742 тыс. человек (по сравнению с 1864 г. – 1132 тыс. человек). Одновременно был издан новый устав о воинской повинности.
Многолетняя рекрутчина была заменена всеобщей воинской повинностью. Срок действительной службы в армии был установлен 6-летний; отбывшие срок зачислялись на 9 лет в запас армии (во флоте соответственно сроки – 7 лет и 3 года). При отбывании воинской повинности целый ряд льгот был предоставлен по семейному положению и по образованию. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 6 месяцев. Из армии
изгонялись суровая муштра и палочная дисциплина. Их место заняли разумное и гуманное воспитание и обучение солдат. Появилась возможность проникновения в офицерскую среду недворян, что уничтожало кастовость офицерского корпуса. Крестьянские дети получили доступ к образованию через армию.
Было увеличено денежное ассигнование на модернизацию армии: новое вооружение, новые типы военных судов, улучшилось питание солдат и т.д.
В целом реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии.
БИЛЕТ № 16
- Древняя Русь в девятом – начале двенадцатого века: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
- Внешняя политика ссср в середине 1950-х - середине 1960-х годов: доктрины и практика.
- Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в.
- Политическая раздробленность Руси в денадцатом-тренадцатом веках: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве.
- Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала двадцатого века и их научные достижения, открытия и изобретения.
- Древнерусская культура десятого – начала тринадцатого века.
- Формирование новой российской государственности в 90-е годы двадцатого века: этапы и особенности политического процесса.
- Перечислите события Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для государственного статуса России решение принял Сенат по её окончании?
- Тринадцатый век в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
- Новая экономическая политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
- Дайте характеристику одному из представителей общественного движения в России девятнадцатого века.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв.
- Реформы п. А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины девятнадцатого века и их самых известных достижений.
- Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина.
- Образование ссср: предпосылки, причины, принципы создания ссср.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины девятнадцатого века и их самые известные достижения.
- Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в пятнадцатом-шестнадцатом веках.
- Особенности развития художественной культуры России в начале двадцатого века и её вклад в мировую культуру.
- Назовите понятия, относящиеся к периоду перестройки (1985-1991). Раскройте их содержание.
- Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.
- Участие России в Первой Мировой войне: причины, роль Восточного флота, последствия.
- Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
- Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время и его последствия.
- Основные направления внешней политики ссср в 1920-1930-е гг.
- Назовите общее определение для следующих понятий:
- Россия в семнадцатом веке: новое в социально-экономическом в политической развитии.
- 2. Великая Отечественная война:
- 3. Дайте характеристику одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
- 1. Народные движения в 17 веке. Церковный раскол.
- 2. Коллективизация в ссср.
- 3. Дайте сравнительную характеристику личностей и деятельности двух
- 1. Преобразования в России в первой четверти восемнадцатого века.
- 2. Революционный процесс в России 1917 г.: февраль – октябрь.
- 27 Февраля.
- 3. Назовите общее определение для следующих понятий:
- 1. Дворцовые перевороты в России в XVIII в.
- 2. Социально-экономические реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. Хх – начале ххi в.: основные направления, результаты и проблемы.
- 3. Дайте краткую характеристику одному из российских реформаторов девятнадцатого – начала двадцатого веков (по выбору).
- 1. Россия в эпоху Екатерины – 2: просвещённый абсолютизм.
- 2. Гражданская война в России:
- 3. Дайте характеристику одному из московских князей 14 – начала 15 веков (по выбору).
- 1. Внешняя политика Российской империи в 18 веке:
- 2. Политика индустриализации в ссср:
- 1. Культура и общественная мысль России в 18 веке.
- 2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
- 3. Составьте план-перечисление важнейших событий истории
- 1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра-1.
- 2. Ссср в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)
- 3. Дайте характеристику одному из киевских князей 9 – 12 веков (по выбору).
- 1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
- 2. Период «оттепели» в ссср,
- 3. Составьте план рассказа о Куликовской битве.
- 1. Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий.
- 2. Завершающие этапы вов и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии,
- 3. Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединённых к России в 16 веке.
- 1. Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая-1
- 2. Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.:
- 3. Назовите основные вехи процесса закрепощения крестьян в России.
- 1. Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.
- 2. Россия в системе современных международных отношений:
- 3.Расположите в хронологической последовательности следующие военные события 18 в.:
- 1. Реформы 1860 – 1870 гг.: содержание, итоги, последствия.
- 2. Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1980-е гг.:
- 3. Назовите и расположите в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до Петра-1).
- 1. Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы.
- 2. Внешняя политика ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
- 3. Назовите и покажите на карте наиболее значительные города Древней Руси.
- 1. Внешняя политика России во второй половине 19 века: основные направления, события.
- 2. Распад ссср: причины, ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
- 3. Назовите восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
- 1. Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине девятнадцатого века.
- 2. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
- 3. Из перечисленных территорий назовите те, которые вошли в состав России в XVII в.: Левобережная Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов.