1. Реформы 1860 – 1870 гг.: содержание, итоги, последствия.
Крымская война (1853 – 1856 гг.), завершившаяся для России поражением, показала, что великая крепостническая империя полностью себя изжила. В промышленности не хватало свободных рабочих рук, так как 35% населения находилось в крепостной зависимости. Отсутствовали железные дороги, связывающие центр страны с её окраинами.
Крестьяне бежали от своих господ, отказывались от работы, поджигали помещичьи имения. Основная часть дворянства по-прежнему была настроена против отмены крепостного права. Однако невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической была ясна Александру-2, который в 1856 г. приходит к выводу, что лучше освободить крестьян «сверху», не дожидаясь пока они освободят себя «снизу». Самодержавие пошло на значительные преобразования, это была буржуазная революция «сверху», что позволило сохранить существующую власть.
19 февраля 1861 г. Александр-2 подписал «Положения» и «Манифест» об отмене крепостного права. Главный итог реформы: личное освобождение крестьянина, помещики лишались права распоряжаться им. Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела. Однако, чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был в течение 49 лет выплатить государству выкуп с процентами. Выкупные платежи отменили лишь в 1905 – 1907 гг.
Реформа расчистила путь для утверждения в России капиталистических отношений. Но сохранение помещичьего землевладения, малоземелья крестьян тормозило развитие этих отношений.
«Судебная реформа» 1864 г., авторы – Замяткин, Зарудный, провозгласила новый суд на бессословных началах, несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства. Государственный обвинитель – прокурор, защитник подсудимого – адвокат. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию.
Земская и городская реформы 1864 г., авторы – граф Валуев, Милютин, это реформы местного управления. Не имели политического значения и находились под контролем губернаторов. Земства были выборными всесословными органами. Избирательное право на основе высокого имущественного ценза. Сфера деятельности: местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное образование.
Военная реформа 1874 г., автор – Д. Милютин. Вместо рекрутской системы вводилась всеобщая воинская повинность с 20-и лет. Срок службы: в армии – 6 лет, на флоте – 7 лет. Для лиц с высшим образованием – 6 месяцев. Солдат обучали грамоте. Открыт доступ к высшему образованию через армию выходцев из крестьян. Увеличилось денежное ассигнование, предприняты меры по техническому перевооружению армии.
Университетская реформа 1863 г. Новый устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление, избирали всех должностных лиц университета и профессоров. Также были приняты школьная реформа и реформа печати.
Реформы Александра-2 создали условия для более быстрого развития России, и во второй половине 19 века капитализм утвердился в стране как господствующая формация, при этом развитие капитализма в промышленности шло гораздо быстрее, чем в сельском хозяйстве.
- Древняя Русь в девятом – начале двенадцатого века: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
- Внешняя политика ссср в середине 1950-х - середине 1960-х годов: доктрины и практика.
- Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в.
- Политическая раздробленность Руси в денадцатом-тренадцатом веках: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве.
- Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала двадцатого века и их научные достижения, открытия и изобретения.
- Древнерусская культура десятого – начала тринадцатого века.
- Формирование новой российской государственности в 90-е годы двадцатого века: этапы и особенности политического процесса.
- Перечислите события Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для государственного статуса России решение принял Сенат по её окончании?
- Тринадцатый век в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
- Новая экономическая политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
- Дайте характеристику одному из представителей общественного движения в России девятнадцатого века.
- Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв.
- Реформы п. А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины девятнадцатого века и их самых известных достижений.
- Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина.
- Образование ссср: предпосылки, причины, принципы создания ссср.
- Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины девятнадцатого века и их самые известные достижения.
- Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в пятнадцатом-шестнадцатом веках.
- Особенности развития художественной культуры России в начале двадцатого века и её вклад в мировую культуру.
- Назовите понятия, относящиеся к периоду перестройки (1985-1991). Раскройте их содержание.
- Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.
- Участие России в Первой Мировой войне: причины, роль Восточного флота, последствия.
- Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
- Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время и его последствия.
- Основные направления внешней политики ссср в 1920-1930-е гг.
- Назовите общее определение для следующих понятий:
- Россия в семнадцатом веке: новое в социально-экономическом в политической развитии.
- 2. Великая Отечественная война:
- 3. Дайте характеристику одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
- 1. Народные движения в 17 веке. Церковный раскол.
- 2. Коллективизация в ссср.
- 3. Дайте сравнительную характеристику личностей и деятельности двух
- 1. Преобразования в России в первой четверти восемнадцатого века.
- 2. Революционный процесс в России 1917 г.: февраль – октябрь.
- 27 Февраля.
- 3. Назовите общее определение для следующих понятий:
- 1. Дворцовые перевороты в России в XVIII в.
- 2. Социально-экономические реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. Хх – начале ххi в.: основные направления, результаты и проблемы.
- 3. Дайте краткую характеристику одному из российских реформаторов девятнадцатого – начала двадцатого веков (по выбору).
- 1. Россия в эпоху Екатерины – 2: просвещённый абсолютизм.
- 2. Гражданская война в России:
- 3. Дайте характеристику одному из московских князей 14 – начала 15 веков (по выбору).
- 1. Внешняя политика Российской империи в 18 веке:
- 2. Политика индустриализации в ссср:
- 1. Культура и общественная мысль России в 18 веке.
- 2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
- 3. Составьте план-перечисление важнейших событий истории
- 1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра-1.
- 2. Ссср в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)
- 3. Дайте характеристику одному из киевских князей 9 – 12 веков (по выбору).
- 1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
- 2. Период «оттепели» в ссср,
- 3. Составьте план рассказа о Куликовской битве.
- 1. Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий.
- 2. Завершающие этапы вов и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии,
- 3. Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединённых к России в 16 веке.
- 1. Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая-1
- 2. Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.:
- 3. Назовите основные вехи процесса закрепощения крестьян в России.
- 1. Общественные движения в России в 1830 – 1850-е гг.
- 2. Россия в системе современных международных отношений:
- 3.Расположите в хронологической последовательности следующие военные события 18 в.:
- 1. Реформы 1860 – 1870 гг.: содержание, итоги, последствия.
- 2. Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1980-е гг.:
- 3. Назовите и расположите в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до Петра-1).
- 1. Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы.
- 2. Внешняя политика ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
- 3. Назовите и покажите на карте наиболее значительные города Древней Руси.
- 1. Внешняя политика России во второй половине 19 века: основные направления, события.
- 2. Распад ссср: причины, ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
- 3. Назовите восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
- 1. Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине девятнадцатого века.
- 2. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
- 3. Из перечисленных территорий назовите те, которые вошли в состав России в XVII в.: Левобережная Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов.